Цели урока:
а) извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, ключевые слова);
б) распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Выявление отсутствующих.
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок -
Нам пора начать урок.
II. Психологическая подготовка. Мобилизующий момент.
Ребята, сегодня мы продолжаем изучение глагола, домашним заданием было повторить правила по русскому языку, связанные с глаголом. Чтобы мне проверить домашнюю работу, я даю задания экспертным группам. Напоминаю, что время на подготовку ответа 2 минуты.
III. Групповая работа экспертных групп.
Ученики выполняют задание (Приложение).
В листках учета знаний поставьте себе оценку за выполнение 1 задания.
IV. Введение в тему. Формулирование темы и целей урока.
Запись на доске.
- Прочитай слова:
Вид | Спряжение |
Время | Возвратность |
Число | Переходность |
Род | Лицо |
Наклонение |
Каким словосочетанием можно назвать все эти понятия?
(Морфологические признаки Глагола)
Какой из признаков вам еще не знаком?
(Наклонение. Постоянный это признак или непостоянный? Какие бывают наклонения глаголов?)
Какой вопрос у вас возникает?
- Запишите тему урока – “Наклонение глагола”.
V. Открытие новых знаний.
1. Работа по учебнику § 74 после рубрики “Определяем проблему урока”.
Прочитайте стихотворение (упр. 596, стр.140). Выпишите выделенные глаголы.
- Наблюдение над значением глаголов, употреблённых в тексте стихотворения.
а) Работа по заданиям к упражнению.
Какие из глаголов обозначают реальное действие, которое происходило в прошлом или происходит в настоящем?
- А какое действие называет глагол не кушай? (Просьбу, требование)
б) Прочитайте определение наклонения в рамке учебника (стр.140).
Сравнение результатов наблюдения с определением в рамке (стр.140).
- На какой вопрос вы нашли ответ в этом определении? (Что такое наклонение, какой это признак: постоянный или непостоянный, какие бывают наклонения.)
- Дополните фразы:
Наклонение – непостоянный морфологический признак глагола.
Наклонение выражает отношение действия к действительности.
Действие может быть реальное и нереальное.
- Закончите схему:
Взаимоконтроль. Проверьте работу своего соседа и в листках учета знаний поставьте знак + за выполнение 2 задания, знак - , если вы не смогли выполнить работу.
Слово учителя.
Экспертной группе № 4 было выдано творческое задание на дом: отгадать загадку.
Какой морфологический признак существительного и глагола имеет один и тот же корень? Слово экспертам 4 группы.
– Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? Экспертной группе № 5 было выдано творческое задание на дом: выделить корень в слове и посмотреть в словаре, что он означает. Слово экспертам 5 группы.
- В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.)
Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут
2. Работа по учебнику после рубрики “Открываем новые знания”.
- Прочитайте 1й текст в рамке (стр.141).
- Назовите ключевые слова в этом определении. (Изъявительное наклонение, реальные действия, прошедшее, настоящее, будущее время)
3. - Составьте на основе текста в рамке (стр.141) таблицу в тетради.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени – по числам и в единственном числе по родам.
Изменение глаголов в изъявительном наклонении
Настоящее время | Будущее время | Прошедшее время |
Лицо | Лицо | Род (ед.ч.) |
Число | Число | Число |
Физкультминутка
Рифмовка. Закрываем мы
глаза, вот какие чудеса. |
Действия. Закрывают оба
глаза. |
VI. Первичное закрепление, развитие учебноязыковых и правописных умений.
1. Взаимоконтроль. Задание № 3
В таблице записаны глаголы: читать, прочитать, рисовать, нарисовать.
– Чем они отличаются? (Приставка, вид.)
– Образуйте в настоящем и будущем времени у этих глаголов форму 1го л. мн.ч., а в прошедшем – форму м.р. ед.ч.
– Заполните таблицу примерами.
Неопределенная форма | Настоящее время | Будущее время | Прошедшее время |
читать (несов.в.) | читаем | будем читать | читал |
прочитать (сов.в.) | - | прочитаем | прочитал |
рисовать (несов.в.) | рисуем | будем рисовать | рисовал |
нарисовать (сов.в.) | - | нарисуем | нарисовал |
– Что вы заметили? (Отсутствует форма настоящего времени у глагола нарисовать.)
– Сделайте общий вывод после работы в группах: сколько форм времени может быть у глаголов совершенного вида, а сколько – у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении? (Две формы у глаголов совершенного вида, три – у глаголов несовершенного вида.)
Проверьте свою работу и в листках учета знаний поставьте знак + за выполнение 3 задания, знак - , если вы не смогли выполнить 3 задание.
2. Рефлексия.
Задание № 4. Самоконтроль
А) Выберите правильные утверждения (запишите их номер в тетради).
- Наклонение – постоянный морфологический признак глагола.
- Глаголы имеют три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.
- Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или произойдут в будущем.
- Глаголы в изъявительном наклонении не изменяются.
Запишите их номер в своих тетрадях.
Б) Определите в каком ряду расположены глаголы в форме изъявительного наклонения.
- Приготовила б, сделал бы, была бы.
- Читай, жарьте, улыбайтесь, да здравствует, пусть
будет.
Думает, смотрел, принесут, приезжали, замечаешь
VII. Итог урока.
– Какие ключевые слова были на уроке. (Наклонение, изъявительное наклонение, реальное действие, непостоянный морфологический признак, настоящее, прошедшее время, будущее время)
– Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты?
– Что было самое сложное?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?
VIII. Домашнее задание.
1. Учить определения в рамках стр.140, 141.
2. Упр.597.