Тип урока: практикум.
Цели: создать условия для углубления знаний учащихся о вещественном составе земной коры, развития умений различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности.
Оборудование: коллекция минералов горных пород, набор раздаточных образцов, предметы для определения твердости минералов, атлас “Волгоградская область”, контурная карта, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О горных породах и минералах)
- Сегодня на уроке – практикуме мы вновь встретимся с горными породами и минералами, чтобы выяснить их свойства, сходства и различия.
II. Актуализация опорных знаний.
- Перед вами образцы горных пород, внимательно их рассмотрите, вспомните ранее изученный материал и на этой основе сформулируйте определение для каждой группы горных пород по происхождению. Кто затрудняется, воспользуйтесь текстом учебника.
На доске.
1. Магматические горные породы – это…
2. Магматические глубинные породы – это…
3. Магматические излившиеся горные породы – это…
4. Осадочные горные породы – это…
5. Осадочные обломочные горные породы – это…
6. Осадочные органические горные породы – это…
- Хорошо. Для закрепления материала проведем проверочную работу: я показываю образец горной породы, а вы пишите в тетрадь ее название вместе с цифрой.
1. Гранит 2. Песок 3. Нефть 4. Пемза 5. Известняк |
6. Мел 7. Базальт 8. Каменный уголь 9. Глина 10. Поваренная соль |
-Подчеркните прямой линией горные породы магматического происхождения; прерывистой линией – осадочного происхождения; точками – породы, встречающиеся в Волгоградской области, волнистой – породы своего края; зигзагом – минералы.
(Условные обозначения записаны на доске. Для систематизации используются цветные ручки: красным цветом подчеркиваются горные породы Волгоградской области, зеленым – своего края.
После выполнения задания проводится фронтальная проверка: дети называют горную породу и к какой группе по происхождения она относится, где используется).
- А какие еще горные породы и минералы встречаются в нашей области?
- Наша земля Волгоградская хранит много интересного. Давайте заглянем в ее кладовые.
А помогут нам в этом загадки. С их помощью мы нанесем полезные ископаемые области на контурную карту. (Дети называют отгадки и работают с атласом и контурной картой).
Осадочные
1. Без нее не побежит ни такси, не мотоцикл,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
(Нефть).
2. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный
газ).
Металлические
3. Она варилась долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделали ножницы, ключи (Железная
руда).
Строительные материалы
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно
ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
(Глина).
5. Он очень нужен детворе, он на дорожках во
дворе,
Он и на стройке, и на пляже. И он в стекле
расплавлен даже. (Песок).
6. Покрывают им дороги, улицы в селении,
А еще он есть в цементе. Сам он удобрение.
(Известняк).
7. По доске он бегает, нужное дело делает.
Порешал, пописал, раскрошился и пропал. (Мел).
Химическое сырье
8. Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
(Поваренная соль).
- Молодцы!
- К акие же горные породы преобладают в нашей области? (Осадочные).
- До недавнего времени “считалось”, что золота и алмазов в наших недрах нет. Но по данным спутниковой разведки было выявлено, что перспективным на золото и алмазы считается Урюпинский район, так как у нас существует особая порода песков. Если космическая разведка не ошиблась, то область получит свои алмазы и золото.
- Не меньшее богатство представляют и песчаники, фосфориты, магниевые и калийные соли.
- Ребята, а вы заметили, что горные породы, минералы, полезные ископаемые также как и люди, живут своей жизнью, по своим законам.
- А есть ли у горных пород и минералов своя неповторимость, свой образ?
III. Практическая работа “Определение свойств горных пород по образцам”.
- В начальных классах вы уже знакомились со свойствами горных пород.
- Сегодня мы продолжим изучение горных пород своей местности (известняк, мел, поваренная соль), но для примера, мы выполним описание горной породы, которая не встречается у нас, но имеет прямое отношение к ней. Песок и глину называют его “детьми”. Кто же этот “родитель”? (Гранит).
- Описание горной породы запишите в таблицу.
(Учащиеся в группах, по 4 человека, работают с образцами самостоятельно, результаты исследований фиксируют в таблице).
- Ребята, если возникнут затруднения во время работы, вы можете обратиться к карточкам-подсказкам. (См. инструкцию).
№ п/п | План | Описание свойств горной породы | |||
1. | Название | Гранит | Известняк | Мел | Поваренная соль |
2. | Плотная, рыхлая, сыпучая. | ||||
3. | Вес: а) тяжелый; б)средней тяжести; в) мягкий. |
||||
4. | Цвет. | ||||
5. | Прозрачность. | ||||
6. | Блеск. | ||||
7. | Твердость. | ||||
8. | Структура: а) зернистая; б) плотная; в) землистая. |
||||
9. | Происхождение. | ||||
10. | Если органическая, то следы. | ||||
11. | Использование. |
Виды контроля.
1. Трое учеников читают свои записи вслух, если есть ошибки, они не исправляются.
2. Самоконтроль (ученики сверяют свои ответы с данными таблицы на доске, исправляют и фиксируют количество неправильных ответов).
3. Контроль учителя (качество выполнения работы). В зависимости от количества ошибок учащиеся в конце урока получают дифференцированное задание.
(После заполнения таблицы учащиеся делают вывод о связи свойств горных пород, минералов и происхождении, а затем записывают его в тетрадь).
- Какие свойства характерны для магматических горных пород? (Твердые, тяжелые, плотные).
- Что можно сказать про осадочные горные породы? (Мягкие, легкие, рыхлые).
- Чем же отличаются магматические горные породы от осадочных? (Массой, твердостью, плотностью).
- А в чем причина их различия? (В условиях образования).
IV. Закрепление материала
- Молодцы! А теперь представьте, что горная порода вдруг ожила и превратилась в человечка.
- Ребята, образ какого человечка получился у вас? Кто хочет о нём рассказать?
V. Итог урока
- Сегодня горные породы нас постоянно удивляли.
Мы не должны забывать о том, что подземные богатства не восстанавливаются и к ним нужно относиться очень бережно.
VI. Домашнее задание
Карточка-подсказка
Цвет. Следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечных лучей; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит). Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.
Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твердости, куда входят 10 минералов.
Шкала твердости (шкала Мооса)
Минерал | Твердость |
Тальк | 1 |
Гипс | 2 |
Кальцит | 3 |
Флюорит | 4 |
Апатит | 5 |
Ортоклаз | 6 |
Кварц | 7 |
Топаз | 8 |
Корунд | 9 |
Алмаз | 10 |
Для определения твердости минералов можно пользоваться распространенными предметами:
Твердостью 1 обладает графит; 2–2,5 – ноготь; 4 – железный гвоздь; 5 – стекло; 5,5–6 – стальной нож, игла; более твердые встречаются редко.
Литература
1. Атлас Волгоградской области.
2. География и экология Волгоградской области.
http://club.umnitsa.ru/forum/geografiya
http://www.proshkolu.ru