Урок-практикум для 6-го класса

Разделы: География


Тип урока: практикум.

Цели: создать условия для углубления знаний учащихся о вещественном составе земной коры, развития умений различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности.

Оборудование: коллекция минералов горных пород, набор раздаточных образцов, предметы для определения твердости минералов, атлас “Волгоградская область”, контурная карта, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О горных породах и минералах)

- Сегодня на уроке – практикуме мы вновь встретимся с горными породами и минералами, чтобы выяснить их свойства, сходства и различия.

II. Актуализация опорных знаний.

- Перед вами образцы горных пород, внимательно их рассмотрите, вспомните ранее изученный материал и на этой основе сформулируйте определение для каждой группы горных пород по происхождению. Кто затрудняется, воспользуйтесь текстом учебника.

На доске.

1. Магматические горные породы – это…

2. Магматические глубинные породы – это…

3. Магматические излившиеся горные породы – это…

4. Осадочные горные породы – это…

5. Осадочные обломочные горные породы – это…

6. Осадочные органические горные породы – это…

- Хорошо. Для закрепления материала проведем проверочную работу: я показываю образец горной породы, а вы пишите в тетрадь ее название вместе с цифрой.

1. Гранит

2. Песок

3. Нефть

4. Пемза

5. Известняк

6. Мел

7. Базальт

8. Каменный уголь

9. Глина

10. Поваренная соль

-Подчеркните прямой линией горные породы магматического происхождения; прерывистой линией – осадочного происхождения; точками – породы, встречающиеся в Волгоградской области, волнистой – породы своего края; зигзагом – минералы.

(Условные обозначения записаны на доске. Для систематизации используются цветные ручки: красным цветом подчеркиваются горные породы Волгоградской области, зеленым – своего края.

После выполнения задания проводится фронтальная проверка: дети называют горную породу и к какой группе по происхождения она относится, где используется).

- А какие еще горные породы и минералы встречаются в нашей области?

- Наша земля Волгоградская хранит много интересного. Давайте заглянем в ее кладовые.

А помогут нам в этом загадки. С их помощью мы нанесем полезные ископаемые области на контурную карту. (Дети называют отгадки и работают с атласом и контурной картой).

Осадочные

1. Без нее не побежит ни такси, не мотоцикл,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть).

2. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ).

Металлические

3. Она варилась долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделали ножницы, ключи (Железная руда).

Строительные материалы

4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина).

5. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. (Песок).

6. Покрывают им дороги, улицы в селении,
А еще он есть в цементе. Сам он удобрение. (Известняк).

7. По доске он бегает, нужное дело делает.
Порешал, пописал, раскрошился и пропал. (Мел).

Химическое сырье

8. Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг! (Поваренная соль).

- Молодцы!

- К акие же горные породы преобладают в нашей области? (Осадочные).

- До недавнего времени “считалось”, что золота и алмазов в наших недрах нет. Но по данным спутниковой разведки было выявлено, что перспективным на золото и алмазы считается Урюпинский район, так как у нас существует особая порода песков. Если космическая разведка не ошиблась, то область получит свои алмазы и золото.

- Не меньшее богатство представляют и песчаники, фосфориты, магниевые и калийные соли.

- Ребята, а вы заметили, что горные породы, минералы, полезные ископаемые также как и люди, живут своей жизнью, по своим законам.

- А есть ли у горных пород и минералов своя неповторимость, свой образ?

III. Практическая работа “Определение свойств горных пород по образцам”.

- В начальных классах вы уже знакомились со свойствами горных пород.

- Сегодня мы продолжим изучение горных пород своей местности (известняк, мел, поваренная соль), но для примера, мы выполним описание горной породы, которая не встречается у нас, но имеет прямое отношение к ней. Песок и глину называют его “детьми”. Кто же этот “родитель”? (Гранит).

- Описание горной породы запишите в таблицу.

(Учащиеся в группах, по 4 человека, работают с образцами самостоятельно, результаты исследований фиксируют в таблице).

- Ребята, если возникнут затруднения во время работы, вы можете обратиться к карточкам-подсказкам. (См. инструкцию).

№ п/п План Описание свойств горной породы
1. Название Гранит Известняк Мел Поваренная
соль
2. Плотная, рыхлая, сыпучая.        
3. Вес:
а) тяжелый;
б)средней тяжести;
в) мягкий.
       
4. Цвет.        
5. Прозрачность.        
6. Блеск.        
7. Твердость.        
8. Структура:
а) зернистая;
б) плотная;
в) землистая.
       
9. Происхождение.        
10. Если органическая, то следы.        
11. Использование.        

Виды контроля.

1. Трое учеников читают свои записи вслух, если есть ошибки, они не исправляются.

2. Самоконтроль (ученики сверяют свои ответы с данными таблицы на доске, исправляют и фиксируют количество неправильных ответов).

3. Контроль учителя (качество выполнения работы). В зависимости от количества ошибок учащиеся в конце урока получают дифференцированное задание.

(После заполнения таблицы учащиеся делают вывод о связи свойств горных пород, минералов и происхождении, а затем записывают его в тетрадь).

- Какие свойства характерны для магматических горных пород? (Твердые, тяжелые, плотные).

- Что можно сказать про осадочные горные породы? (Мягкие, легкие, рыхлые).

- Чем же отличаются магматические горные породы от осадочных? (Массой, твердостью, плотностью).

- А в чем причина их различия? (В условиях образования).

IV. Закрепление материала

- Молодцы! А теперь представьте, что горная порода вдруг ожила и превратилась в человечка.

- Ребята, образ какого человечка получился у вас? Кто хочет о нём рассказать?

V. Итог урока

- Сегодня горные породы нас постоянно удивляли.

Мы не должны забывать о том, что подземные богатства не восстанавливаются и к ним нужно относиться очень бережно.

VI. Домашнее задание

Карточка-подсказка

Цвет. Следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечных лучей; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит). Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.

Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твердости, куда входят 10 минералов.

Шкала твердости (шкала Мооса)

Минерал Твердость
Тальк 1
Гипс 2
Кальцит 3
Флюорит 4
Апатит 5
Ортоклаз 6
Кварц 7
Топаз 8
Корунд 9
Алмаз 10

Для определения твердости минералов можно пользоваться распространенными предметами:

Твердостью 1 обладает графит; 2–2,5 – ноготь; 4 – железный гвоздь; 5 – стекло; 5,5–6 – стальной нож, игла; более твердые встречаются редко.

Литература

1. Атлас Волгоградской области.

2. География и экология Волгоградской области.

http://club.umnitsa.ru/forum/geografiya

http://www.proshkolu.ru