Урок по курсу "Окружающий мир" на тему "В царстве грибов". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Применяемые педагогические технологии: групповая, ИКТ.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Основные виды учебной деятельности: характеризовать строение шляпочных грибов, моделировать различие грибов-двойников.

Планируемые предметные результаты освоения материала: объяснять значения слов: “грибница”, “съедобные грибы”, “несъедобные грибы”, помощью иллюстраций учебника различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы, называть правила сбора грибов.

Универсальные учебные действия: умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Оборудование: микроскоп, интерактивная доска, мультимедийная презентация, система голосования ноутбуки, CD-приложение к учебному комплекту, раздаточный материал о грибах, учебник, Красная книга России.

Ход урока

1. Организационный момент, эмоциональная настройка на урок.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Помним, что
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

2. Реализация домашнего задания.

А теперь проверим вашу память.

Возьмите пульты, выполните задания.

1 .Какая из цепей питания является правильной (дан порядок слева направо)

Волк осина заяц

Желудь мышь сова

Мышь лиса осина

2. Организмы производители, потребители, разрушители и запас питательных веществ в почве составляют

Круговорот воды в природе

Круговорот веществ

Круговорот машин

3. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир Грибного царства. Из него вы узнаете, какие грибы встречаются в природе, познакомитесь со строением грибов, их ролью и значением в природе и в жизни человека, научитесь охране грибного царства. Но сначала давайте вспомним о царствах живой природы.Слайд 1.(Презентация) Какая связь между ними? Какова роль грибов в круговороте веществ?

А что вы знаете о грибах? Грибы представляют собой царство живых организмов, сочетающих в себе признаки растений и животных. Во-первых, их клетки покрыты оболочками, как у растений, и грибы ведут стационарный образ жизни. Но вот когда в поисках родства ученые провели ряд исследований, в том числе и на генетическом уровне, выяснилось, что в клетках грибов присутствует хитин. Это вещество свойственно только насекомым. Кроме того, они не участвуют в фотосинтезе, зато подобно живым существам питаются тем, что есть.

Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях. Но прежде, чем вы приступите к изучению нового материала, обратите внимание на доску и ответьте на вопрос: “Что связывает хлеб, комара, кефир и лекарства?” Что ж, надеюсь, что получу ответ на него в конце нашего урока. Слайд 2. .5 минут.

4. Работа по теме урока.

Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

Прошу создать рабочие группы. Распределите роли с учетом возможностей каждого.

Вспомните правила работы в группах. Слайд 3.

Образуйте, пожалуйста, группы-ряды, распределите роли. Теоретики, ознакомьте “домашние” группы с теоретическим материалом учебника. На это вам отводится 5 минут.

Эксперты по частным вопросам соберитесь на своих местах.

1 группа - теоретики - пересказывают материал учебника разных групп, знакомятся со статьей о микробах.

2 группа - синквеисты - составляют синквейн по всему материалу учебной статьи.

3 группа - энциклопедисты - работают с дополнительным материалом “Красной книгой России”.

4 группа - кроссвордисты - составляют кроссворд по всему материалу к параграфу учебника.

5 группа - художники - создают рисунок по всему материалу урока

6 группа - схематисты - собирают план пересказа, знакомятся с наукой - микологией

7 группа - почемучки - работают с материалом по использованию грибов.

8 группа - практики - работают информацией о ядовитых грибах, памяткой по сбору съедобных.

10 минут

Возвращение в первоначальную группу, обмен информации.

Выступление с отчетом представителей групп.

Физкультминутка.

Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
Низко наклоняется,
Шляпку к солнышку потянет,
Еще выше станет.
Прибежали тут ребятки-
Тонконогие опятки.
Они вместе наклонялись,
Дружно к солнцу поднимались.
А когда пришел грибник -
Они в корзинку - прыг! 3 минуты.

Итак, грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные. А видел ли кто-нибудь из вас как происходит процесс роста грибов? Проведем небольшой опыт: на предметное стекло микроскопа я капаю раствор из воды и сахара, помещаю пинцетом сухие пекарные дрожжи. Посмотрите, что происходит.

Самый популярный микроскопический гриб — это дрожжи.

Много тысяч лет назад люди обратили внимание на то, что виноградный сок, оказавшись в тепле, начинает претерпевать удивительные превращения. В нем всплывают пузырьки газа, а на дно сосуда выпадают какие-то хлопья. Осевшие хлопья назвали дрожжами — от слова “дрожать” (как дрожит пена на бродящем соке). В древности думали, что сок изменяется сам собой, словно по волшебству. Теперь мы знаем, что его изменяют дрожжи. Сейчас человеком ведено столько же сортов дрожжей, сколько на свете существует разнообразных вин и сортов пива.

Мы не знаем достоверно истории одного замечательного открытия, связанного с дрожжами, а можем только догадываться, как оно произошло. В глубокой древности человек разваривал хлебные зерна в кашу. Позднее он стал размалывать их и печь из теста пресные лепешки. Вероятно, дрожжи в виде пивной гущи попали в такое тесто по чистой случайности. Оказавшись там, они стали, как им и полагается, размножаться. Тесто начало первый раз в истории человечества подниматься, пухнуть и расти. Можете представить изумление человека, увидевшего чудесным образом разросшееся тесто. Поскольку большинство людей древности жило в условиях постоянной нехватки пищи, первооткрыватель дрожжей решил все-таки испечь лепешки из поднявшегося теста. И что же? Получившийся хлеб не только не уступал по вкусу пресной лепешке, но и превосходил: был он гораздо нежнее, рыхлее, пронизан порами.

И еще одна неожиданная встреча с дрожжами. Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивает растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и сами дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, замедляя ее свертывание. А сами дрожжи вызывают всем знакомый зудящий волдырь па месте укуса насекомого. 5 минут.

5. Рефлексия.

Игра “Доскажи словечко”

Осень в гости к нам пришла,
Лес раскрасив не спеша.
А в траве пошли грибы —
Их назвать поможешь ты?
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач, старик,
Житель бора — ... (Боровик)

Ломкий красочный грибок
Выбрал мягкий уголок.
Как принцесса Белоснежка,
Нас встречает... (Cыроежка)

Средь сосенок, среди елок
Вырос крепенький ребенок.
Он от шляпки до штанишек
Ярко-рыжий. Это ... (Рыжик)

В шляпе розовой мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления ... (Волнушка)

На короткой полной ножке
Он поднялся у дорожки.
Цвет его наводит грусть,
Но хорош в соленье ... (Груздь)

Л. Герасимова

А теперь проверьте, насколько вы усвоили тему урока.

Работа в парах на ноутбуках с CD- приложением.

Физкультминутка для глаз.

6. Итог урока. Домашнее задание.

Так кто же ответит на вопрос что связывает комара, хлеб, кефир, лекарства? Слайд 4.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Из чего состоит гриб?
  • Что такое грибница?
  • Какие правила сбора грибов вы выполняете?

Дома: задание в рабочей тетради на с.54-55.

Использованные материалы

  1. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 3 класс. К УМК Плешакова А.А. ФГОС, 2013 г. Васильева Н.Ю.
  2. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. ФГОС, 2013 г. Плешаков Андрей Анатольевич, Назарова З.Д.
  3. Окружающий мир. Тесты. 3 класс. ФГОС, 2013 г. Плешаков Андрей Анатольевич, Гара Н.Н., Назарова З.Д.
  4. Жукова Татьяна Анатольевна. УМК “Школа России” 3класс [Рабочие программы]
  5. http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-2604
  6. http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-griby/
  7. http://www.teremoc.ru/zagadki/zagadk_grib.htm
  8. http://biodat.ru/db/rbp/rb.php?src=0&grp=6
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%F2%EE%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF
  10. https://urok.1sept.ru/articles/549072/
  11. https://urok.1sept.ru/articles/311568/