Применяемые педагогические технологии: групповая, ИКТ.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Основные виды учебной деятельности: характеризовать строение шляпочных грибов, моделировать различие грибов-двойников.
Планируемые предметные результаты освоения материала: объяснять значения слов: “грибница”, “съедобные грибы”, “несъедобные грибы”, помощью иллюстраций учебника различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы, называть правила сбора грибов.
Универсальные учебные действия: умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Оборудование: микроскоп, интерактивная доска, мультимедийная презентация, система голосования ноутбуки, CD-приложение к учебному комплекту, раздаточный материал о грибах, учебник, Красная книга России.
Ход урока
1. Организационный момент, эмоциональная настройка на урок.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Помним, что
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
2. Реализация домашнего задания.
А теперь проверим вашу память.
Возьмите пульты, выполните задания.
1 .Какая из цепей питания является правильной (дан порядок слева направо)
Волк осина заяц
Желудь мышь сова
Мышь лиса осина
2. Организмы производители, потребители, разрушители и запас питательных веществ в почве составляют
Круговорот воды в природе
Круговорот веществ
Круговорот машин
3. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир Грибного царства. Из него вы узнаете, какие грибы встречаются в природе, познакомитесь со строением грибов, их ролью и значением в природе и в жизни человека, научитесь охране грибного царства. Но сначала давайте вспомним о царствах живой природы.Слайд 1.(Презентация) Какая связь между ними? Какова роль грибов в круговороте веществ?
А что вы знаете о грибах? Грибы представляют собой царство живых организмов, сочетающих в себе признаки растений и животных. Во-первых, их клетки покрыты оболочками, как у растений, и грибы ведут стационарный образ жизни. Но вот когда в поисках родства ученые провели ряд исследований, в том числе и на генетическом уровне, выяснилось, что в клетках грибов присутствует хитин. Это вещество свойственно только насекомым. Кроме того, они не участвуют в фотосинтезе, зато подобно живым существам питаются тем, что есть.
Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях. Но прежде, чем вы приступите к изучению нового материала, обратите внимание на доску и ответьте на вопрос: “Что связывает хлеб, комара, кефир и лекарства?” Что ж, надеюсь, что получу ответ на него в конце нашего урока. Слайд 2. .5 минут.
4. Работа по теме урока.
Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Прошу создать рабочие группы. Распределите роли с учетом возможностей каждого.
Вспомните правила работы в группах. Слайд 3.
Образуйте, пожалуйста, группы-ряды, распределите роли. Теоретики, ознакомьте “домашние” группы с теоретическим материалом учебника. На это вам отводится 5 минут.
Эксперты по частным вопросам соберитесь на своих местах.
1 группа - теоретики - пересказывают материал учебника разных групп, знакомятся со статьей о микробах.
2 группа - синквеисты - составляют синквейн по всему материалу учебной статьи.
3 группа - энциклопедисты - работают с дополнительным материалом “Красной книгой России”.
4 группа - кроссвордисты - составляют кроссворд по всему материалу к параграфу учебника.
5 группа - художники - создают рисунок по всему материалу урока
6 группа - схематисты - собирают план пересказа, знакомятся с наукой - микологией
7 группа - почемучки - работают с материалом по использованию грибов.
8 группа - практики - работают информацией о ядовитых грибах, памяткой по сбору съедобных.
10 минут
Возвращение в первоначальную группу, обмен информации.
Выступление с отчетом представителей групп.
Физкультминутка.
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
Низко наклоняется,
Шляпку к солнышку потянет,
Еще выше станет.
Прибежали тут ребятки-
Тонконогие опятки.
Они вместе наклонялись,
Дружно к солнцу поднимались.
А когда пришел грибник -
Они в корзинку - прыг! 3 минуты.
Итак, грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные. А видел ли кто-нибудь из вас как происходит процесс роста грибов? Проведем небольшой опыт: на предметное стекло микроскопа я капаю раствор из воды и сахара, помещаю пинцетом сухие пекарные дрожжи. Посмотрите, что происходит.
Самый популярный микроскопический гриб — это дрожжи.
Много тысяч лет назад люди обратили внимание на то, что виноградный сок, оказавшись в тепле, начинает претерпевать удивительные превращения. В нем всплывают пузырьки газа, а на дно сосуда выпадают какие-то хлопья. Осевшие хлопья назвали дрожжами — от слова “дрожать” (как дрожит пена на бродящем соке). В древности думали, что сок изменяется сам собой, словно по волшебству. Теперь мы знаем, что его изменяют дрожжи. Сейчас человеком ведено столько же сортов дрожжей, сколько на свете существует разнообразных вин и сортов пива.
Мы не знаем достоверно истории одного замечательного открытия, связанного с дрожжами, а можем только догадываться, как оно произошло. В глубокой древности человек разваривал хлебные зерна в кашу. Позднее он стал размалывать их и печь из теста пресные лепешки. Вероятно, дрожжи в виде пивной гущи попали в такое тесто по чистой случайности. Оказавшись там, они стали, как им и полагается, размножаться. Тесто начало первый раз в истории человечества подниматься, пухнуть и расти. Можете представить изумление человека, увидевшего чудесным образом разросшееся тесто. Поскольку большинство людей древности жило в условиях постоянной нехватки пищи, первооткрыватель дрожжей решил все-таки испечь лепешки из поднявшегося теста. И что же? Получившийся хлеб не только не уступал по вкусу пресной лепешке, но и превосходил: был он гораздо нежнее, рыхлее, пронизан порами.
И еще одна неожиданная встреча с дрожжами. Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивает растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и сами дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, замедляя ее свертывание. А сами дрожжи вызывают всем знакомый зудящий волдырь па месте укуса насекомого. 5 минут.
5. Рефлексия.
Игра “Доскажи словечко”
Осень в гости к нам пришла,
Лес раскрасив не спеша.
А в траве пошли грибы —
Их назвать поможешь ты?
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач, старик,
Житель бора — ... (Боровик)
Ломкий красочный грибок
Выбрал мягкий уголок.
Как принцесса Белоснежка,
Нас встречает... (Cыроежка)
Средь сосенок, среди елок
Вырос крепенький ребенок.
Он от шляпки до штанишек
Ярко-рыжий. Это ... (Рыжик)
В шляпе розовой мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления ... (Волнушка)
На короткой полной ножке
Он поднялся у дорожки.
Цвет его наводит грусть,
Но хорош в соленье ... (Груздь)
Л. Герасимова
А теперь проверьте, насколько вы усвоили тему урока.
Работа в парах на ноутбуках с CD- приложением.
Физкультминутка для глаз.
6. Итог урока. Домашнее задание.
Так кто же ответит на вопрос что связывает комара, хлеб, кефир, лекарства? Слайд 4.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Из чего состоит гриб?
- Что такое грибница?
- Какие правила сбора грибов вы выполняете?
Дома: задание в рабочей тетради на с.54-55.
Использованные материалы
-
Поурочные разработки по курсу "Окружающий
мир". 3 класс. К УМК Плешакова А.А. ФГОС, 2013 г.
Васильева Н.Ю.
- Окружающий мир. 3 класс. Учебник. ФГОС, 2013 г. Плешаков Андрей Анатольевич, Назарова З.Д.
- Окружающий мир. Тесты. 3 класс. ФГОС, 2013 г. Плешаков Андрей Анатольевич, Гара Н.Н., Назарова З.Д.
- Жукова Татьяна Анатольевна. УМК “Школа России” 3класс [Рабочие программы]
- http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-2604
- http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-griby/
- http://www.teremoc.ru/zagadki/zagadk_grib.htm
- http://biodat.ru/db/rbp/rb.php?src=0&grp=6
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%F2%EE%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF
- https://urok.1sept.ru/articles/549072/
- https://urok.1sept.ru/articles/311568/