Цель: формировать у детей чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность, умение радоваться жизни, веру в добро и справедливость, уважительное и заботливое отношение к людям, недопустимость черствости, бездумия к людям, жадности.
Вопросы для обсуждения.
1. Уважительное и заботливое отношение к младшим, старшим и сверстникам, родителям и родным.
2. Прявление особого внимания и чуткости ветеранам и инвалидам войны и труда.
3. Недопустимость черствости, бездумия к людям, жадности.
Ход занятия
- Ребята, мы живем среди людей. Учимся, играем, едем в автобусе, стоим в магазине – везде нас окружают люди. Мы выросли среди людей, общаемся с ними.
- При помощи чего люди общаются друг с другом?
(…………….)
- Ребята, а какие отношения должны быть между людьми?
(……………)
- Кто знает основной принцип отношения людей?
(…………….)
- Давайте его прочтем. (На доске висит плакат)
“Человек человеку друг, товарищ и брат”.
- Как вы это понимаете?
(……………)
- Как вы понимаете понятия: “взаимопонимание”, “терпимость”, “миролюбие”?
(…………….)
Взаимопонимание – это понимание и согласие друг с другом.
Терпимость – способность терпеть.
Миролюбие – стремление к сохранению мира, мирных отношений.
- Ребята, должен ли человек обладать такими качествами?
(……………….)
- Почему?
(………………...)
- Как вы понимаете такие понятия , как “гнев” и “обида”?
(……………….)
Гнев – это чувство сильного возмущения, негодования.
Обида – это несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство.
- Должны ли такие качества быть у человека?
(…………….)
- Почему?
(…………….)
- Ребята, как смирить свой гнев и обиду?
(……………)
- Если человек вам неприятен – как поступить?
(…………….)
- Как вы понимаете понятие “жестокость”?
(……………)
Жестокость – это жестокий поступок, отношение.
- Ребята, такое качество должно быть у человека?
(…………….)
- Почему?
(……………..)
- Как вы думаете, каким должен быть человек?
(…………….)
- Что такое милосердие?
(.……………)
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Ребята, у каждого из вас есть своя семья, близкие, родные вам люди.
- Какие примеры доброты окружающих людей можете привести из своего опыта?
(……………)
- Умеете ли вы дружить?
(…………)
- А как это происходит?
(…………..)
- Как сохранить дружбу?
(…………...)
- Ребята, из ваших друзей есть такие, кто старше вас?
(……………)
- Как нужно относиться ко взрослым?
(……………)
- Какими мы должны быть по отношению к ветеранам и инвалидам войны и труда?
(……………)
- Своим счастливым детством мы обязаны воинам, которые мужественно, храбро, не щадя своей жизни отстояли священную землю нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Эти мужественные люди и после окончательного разгрома фашистских орд, вернувшись к своим домам, семьям, восстанавливали разрушенные города и села, фабрики и заводы, электростанции. Чуткое отношение, забота, посильная помощь детей приносят большую радость ветеранам.
- Как мы должны относиться к окружающим нас людям?
(………....)
- Доброе, уважительное и заботливое отношение к окружающим людям мы можем проявить всегда и повсюду: оказывать постоянную помощь родителям в их домашних делах, быть приветливыми с ними, с желанием рассказывать о делах в школе, о своих товарищах; помочь подняться упавшему на улице и т.д. Заботливое и уважительное отношение человека, его доброта всегда приносят радость окружающим людям. И наоборот, грубость, черствость, равнодушие к самочувствию человека, его судьбе осуждаются взрослыми и сверстниками.
- Послушайте стихотворение А.Барто “Как Вовка стал взрослым”:
На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда-то Вовка – добрая душа. (Так прозвали малыша!) Дергал кошек за хвосты, А дождавшись темноты, Он просил у них прощенья За плохое обращенье.
А теперь он взрослый малый, Лет двенадцати на вид, И читателей пожалуй, Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка, Он решил ему неловко В зрелом возрасте таком Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове, Стал стесняться доброты. Он, чтоб выглядеть суровей, Дергал кошек за хвосты.
Знайте все, что он не добрый, Злее волка! Злее кобры! - Берегись, не то убью! – Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой, Но расстроился потом, Закопал ее украдкой В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше, Затаившись, не дыша, Лишь бы только не услышать: “Вовка - добрая душа!”
Если добрым вырос ты, Злыднем быть не пробуй, Не стесняйся доброты, А стесняйся злобы.
- Почему Вовка решил стать “злым”?
(…………..)
- Почему вы считаете, что Вовка не прав?
(………….)
- Злой ли Вовка на самом деле?
(…………..)
- Почему некоторые ребята стараются казаться хуже, чем они есть? Может быть они о вас плохо думают?
(…………..)
- Ребята. Послушайте такую ситуацию:
“Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял впереди него, то отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить. Он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю”.
- Каким растет Алик? Что бы ему посоветовали вы?
(………….)
- Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса? Как вы боретесь с ними?
(……….....)
- Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки на тему: “Любовь, дружба, милосердие”?
(………….)
- Вот еще какие есть:
Делать добро спеши.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Скромность каждому к лицу.
Скромность украшает героя.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили с вами?
(…………..)
- Каким должен быть человек по отношению с другими людьми?
(…………)
- Молодцы, ребята. Я надеюсь, что после нашего разговора, некоторые из вас изменятся в лучшую сторону.