Урок русского языка по теме "Непарные согласные по звонкости-глухости". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  непарного согласного звука на конце слова  

Задачи:

  • обобщить знания о парных согласных звуках и способе их проверки;
  • актуализировать знания о непарных согласных;
  • организовать деятельность по выбору  способа определения парного и непарного согласного на конце слова.

Прогнозируемые результаты.

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения непарного согласного на конце слова;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения парного и непарного согласного на конце слова;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению непарного согласного на конце слова;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о парных и непарных согласных;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять парный и непарный согласный на конце слова.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Учебник русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной (УМК “Перспектива”).
  2. Мультимедийное оборудование.
  3. Карточки букв парных и непарных согласных звуков по звонкости-глухости для игры “Найди пару!”.
  4. Рисунок “Мудрый Совёнок”.
  5. Карточки слов для работы в парах.
  6. Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.
  7. Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”.
  8. Электронное приложение – тест “Парные согласные по звонкости-глухости на конце слова”. (Приложение 1).
  9. Электронное приложение – тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова” (Приложение 4).
  10. Музыкальная физминутка “Весёлый гном” (Приложение 2 и Приложение 3).
  11. Каллиграфические карточки написания букв Ц, Ч, Х, Щ.
  12. Смайлики рефлексии и оценивания.
  13. Карточка словарного слова “Конституция”.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Утро доброе, друзья!
Встречи с вами рада я
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу!

- Ребята, хорошо ли вы поспали? Поели?

<Рисунок 1>

- Покажите своё настроение на начало урока

- Зачем же вы пришли сегодня на урок? (Чтобы узнать новое, …)

- Что нужно для этого? А хотите ли вы узнать новое? А вы это сможете?

- Запишите число, классная работа… (Посадка)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Конечно, чтобы узнать новое, нужно хорошо знать изученное я вам предлагаю вспомнить и повторить. Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Парные согласные по звонкости-глухости)

- Что вы об этом помните?

- Проверим, выполнив Тест “Парные согласные по звонкости-глухости” …. <Приложение 1>

- Какой вывод сделаем? Что самое важное возьмём на вооружение? (Парные согласные – это орфограмма, их нужно проверять)

Игра “Найди пару” (раздать детям карточки с буквами парных Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Ж, Ш, З, С и непарных Х, Ц, Ч, Щ согласных по звонкости-глухости)

- Пары, стройтесь!

- Называйте себя, проверяем хлопком.

- Кто из ребят не нашёл пару – выходите.

- Почему вы не нашли себе пару?

- Запишем эти буквы – они очень важны сегодня на уроке, пишем красиво.

<Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>

- А вы поверите, если я скажу, что одна из этих букв есть в названии сегодняшнего дня? (День Конституции, четверг и т.д.)

- 12 декабря ещё 9 лет назад – был официальным государственным выходным, но гос. Дума внесла изменения в Конституцию и теперь этот государственный праздник уже не выходной день, но по-прежнему, уже 20 лет один из самых важных дней – день принятия Конституции РФ – основного закона государства.

- Это важное слово, запишем его красиво с большой буквы – название документа <Рисунок 6>

- Какие есть в этом слове буквы непарных согласных по звонкости-глухости звуков? (Н, ц)

- Какие ещё есть буквы непарные по звонкости-глухости? (М, л, р, й)

- Подчеркните буквы непарных согласных по звонкости-глухости в слове, какой звук обозначает каждая из них? Как проверить написание непарных согласных по зв-гл согласных в данном слове?

- Какое правило нужно использовать?

3. Выявление места и причины затруднения.

- У кого есть решение по данному вопросу?

- Кто сомневается?

- Что вы делали, чтобы проверить?

- Почему не получилось? (Словарное слово, после ц – гласный, проверять не надо)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как действовать, если на конце непарный согласный звук?

- Какое правило применять? Стоит ли проверять такие слова?

- Где можно об этом узнать?

5. Реализация построенного проекта.

- Попробуйте проверить написание букв на конце слова в следующих словах:

удар

гром

горох

птенец

клещ

- Что заметили?

- Прочитайте в учебнике стр. 114, что об этом говорит мудрый Совёнок. На доске. <Рисунок 7>

- Как узнать, какое слово нужно проверять, а какое нет?

- Сделаем вывод, составим алгоритм действий:

1) Необходимо определить какой звук на конце – парный или непарный по звонкости-глухости

2) Парный – проверяем!

3) Непарный – доверяем!

Постепенно на доске учитель помещает следующую схему Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”. <Рисунок 8>

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Докажите на примере этих слов:

день

снег

стол

пух

- Работайте по плану (устные ответы детей по алгоритму действий Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”)

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа в парах.

- Запишите слова в тетрадь, там, где нужно выполните проверку.

Карточка для работы в группах:

Стол, дом, град, дождь, груз, горох.

- Не забывайте, как правильно нужно выполнять запись, вам подсказывают Аня, Ваня и профессор Иван Иванович – Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.

<Рисунок 9>

- Какие слова не нужно было проверять, почему?

- Какие слова проверили? Почему? Как?

Физкультминутка.

Музыкальная пауза “Весёлый гном” (Презентация <Приложение 2> и музыкальный файл к презентации <Приложение 3> - необходимо сохранить в одной папке).

- В каких словах из песни не нужно проверять при написании согласный звук на конце? Почему? (Гном, дом, топор…)

10. Включение в систему знаний и повторение.

Запускается электронный тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова” <Приложение 4>

Какой вывод сделаем?

Д-з, стр. 114, упр. 171

- Прочитайте задание. Как вы понимаете смысл пословиц?

- Есть ли здесь слова с согласными на конце, написание которых проверять не нужно? Дома одну из пословиц списать и объяснить написание парных и непарных согласных на конце слов.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что узнали на уроке?

- Оцените свою работу. <Рисунок 1>

- Назовите слова, где есть буквы непарных по звонкости-глухости согласных:

Локоть

Якорь

Солнце

Класс

- Сколько звуков в слове локоть? Якорь?

- Верите ли вы, что в слове солнце 5 звуков? А в слове класс 4?

- А это действительно так! Это темы наших следующих уроков? Узнаем об этом?