Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению непарного согласного звука на конце слова
Задачи:
- обобщить знания о парных согласных звуках и способе их проверки;
- актуализировать знания о непарных согласных;
- организовать деятельность по выбору способа определения парного и непарного согласного на конце слова.
Прогнозируемые результаты.
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения непарного согласного на конце слова;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения парного и непарного согласного на конце слова;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению непарного согласного на конце слова;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о парных и непарных согласных;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять парный и непарный согласный на конце слова.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной (УМК “Перспектива”).
- Мультимедийное оборудование.
- Карточки букв парных и непарных согласных звуков по звонкости-глухости для игры “Найди пару!”.
- Рисунок “Мудрый Совёнок”.
- Карточки слов для работы в парах.
- Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.
- Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”.
- Электронное приложение – тест “Парные согласные по звонкости-глухости на конце слова”. (Приложение 1).
- Электронное приложение – тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова” (Приложение 4).
- Музыкальная физминутка “Весёлый гном” (Приложение 2 и Приложение 3).
- Каллиграфические карточки написания букв Ц, Ч, Х, Щ.
- Смайлики рефлексии и оценивания.
- Карточка словарного слова “Конституция”.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Утро доброе, друзья!
Встречи с вами рада я
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу!
- Ребята, хорошо ли вы поспали? Поели?
- Покажите своё настроение на начало урока
- Зачем же вы пришли сегодня на урок? (Чтобы узнать новое, …)
- Что нужно для этого? А хотите ли вы узнать новое? А вы это сможете?
- Запишите число, классная работа… (Посадка)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Конечно, чтобы узнать новое, нужно хорошо знать изученное я вам предлагаю вспомнить и повторить. Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Парные согласные по звонкости-глухости)
- Что вы об этом помните?
- Проверим, выполнив Тест “Парные согласные по звонкости-глухости” …. <Приложение 1>
- Какой вывод сделаем? Что самое важное возьмём на вооружение? (Парные согласные – это орфограмма, их нужно проверять)
Игра “Найди пару” (раздать детям карточки с буквами парных Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Ж, Ш, З, С и непарных Х, Ц, Ч, Щ согласных по звонкости-глухости)
- Пары, стройтесь!
- Называйте себя, проверяем хлопком.
- Кто из ребят не нашёл пару – выходите.
- Почему вы не нашли себе пару?
- Запишем эти буквы – они очень важны сегодня на уроке, пишем красиво.
<Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>
- А вы поверите, если я скажу, что одна из этих букв есть в названии сегодняшнего дня? (День Конституции, четверг и т.д.)
- 12 декабря ещё 9 лет назад – был официальным государственным выходным, но гос. Дума внесла изменения в Конституцию и теперь этот государственный праздник уже не выходной день, но по-прежнему, уже 20 лет один из самых важных дней – день принятия Конституции РФ – основного закона государства.
- Это важное слово, запишем его красиво с большой буквы – название документа <Рисунок 6>
- Какие есть в этом слове буквы непарных согласных по звонкости-глухости звуков? (Н, ц)
- Какие ещё есть буквы непарные по звонкости-глухости? (М, л, р, й)
- Подчеркните буквы непарных согласных по звонкости-глухости в слове, какой звук обозначает каждая из них? Как проверить написание непарных согласных по зв-гл согласных в данном слове?
- Какое правило нужно использовать?
3. Выявление места и причины затруднения.
- У кого есть решение по данному вопросу?
- Кто сомневается?
- Что вы делали, чтобы проверить?
- Почему не получилось? (Словарное слово, после ц – гласный, проверять не надо)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как действовать, если на конце непарный согласный звук?
- Какое правило применять? Стоит ли проверять такие слова?
- Где можно об этом узнать?
5. Реализация построенного проекта.
- Попробуйте проверить написание букв на конце слова в следующих словах:
удар
гром
горох
птенец
клещ
- Что заметили?
- Прочитайте в учебнике стр. 114, что об этом говорит мудрый Совёнок. На доске. <Рисунок 7>
- Как узнать, какое слово нужно проверять, а какое нет?
- Сделаем вывод, составим алгоритм действий:
1) Необходимо определить какой звук на конце – парный или непарный по звонкости-глухости
2) Парный – проверяем!
3) Непарный – доверяем!
Постепенно на доске учитель помещает следующую схему Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”. <Рисунок 8>
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Докажите на примере этих слов:
день
снег
стол
пух
- Работайте по плану (устные ответы детей по алгоритму действий Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа в парах.
- Запишите слова в тетрадь, там, где нужно выполните проверку.
Карточка для работы в группах:
Стол, дом, град, дождь, груз, горох.
- Не забывайте, как правильно нужно выполнять запись, вам подсказывают Аня, Ваня и профессор Иван Иванович – Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.
- Какие слова не нужно было проверять, почему?
- Какие слова проверили? Почему? Как?
Физкультминутка.
Музыкальная пауза “Весёлый гном” (Презентация <Приложение 2> и музыкальный файл к презентации <Приложение 3> - необходимо сохранить в одной папке).
- В каких словах из песни не нужно проверять при написании согласный звук на конце? Почему? (Гном, дом, топор…)
10. Включение в систему знаний и повторение.
Запускается электронный тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова” <Приложение 4>
Какой вывод сделаем?
Д-з, стр. 114, упр. 171
- Прочитайте задание. Как вы понимаете смысл пословиц?
- Есть ли здесь слова с согласными на конце, написание которых проверять не нужно? Дома одну из пословиц списать и объяснить написание парных и непарных согласных на конце слов.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что узнали на уроке?
- Оцените свою работу. <Рисунок 1>
- Назовите слова, где есть буквы непарных по звонкости-глухости согласных:
Локоть
Якорь
Солнце
Класс
- Сколько звуков в слове локоть? Якорь?
- Верите ли вы, что в слове солнце 5 звуков? А в слове класс 4?
- А это действительно так! Это темы наших следующих уроков? Узнаем об этом?