Развить творческие задатки ученика и восстановить интеллектуальный и нравственный потенциал общества – задача всех звеньев системы народного образования и в первую очередь школы. Большое значение в решении этой проблемы принадлежит комплексу искусств в учебно-воспитательном процессе. Использование комплекса искусств на уроке музыки позволяет добиться повышения уровня творческих проявлений от всех без исключения детей и выявить среди них наиболее способных к определённым видам художественной деятельности, воспитывает потребность в общении с искусством, что является хорошим фундаментом для глубокого познания и эстетического отношения к жизни. Хорошим дополнением урока музыки с использованием комплекса искусств является внеклассная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их интересует.
Целью моей работы является сохранение карельских обычаев, народных традиций, фольклора, музыки, предметов материальной и духовной культуры народов Карелии; научить видеть и ценить прекрасное в народном творчестве; воспитать на краеведческом материале думающую, творческую, свободную личность, связывающую воедино опыт прошлого и будущего.
В 2007 году при МБОУ «Гимназия» мною был организован музей карельской культуры, также была написана программа «Преданье старины глубокой».
Программа «Преданье старины глубокой» состоит из 3-х частей:
1. Курс «Что умели мои предки» – 1 год обучения
(возраст детей: 7-10 лет).
2. Курс «Фольклор – народная мудрость» – 2 год
обучения (возраст детей: 10-12 лет).
3. Курс «Круглый год – Живой календарь
народа» – 3 год обучения (возраст детей: 10-14 лет).
В результате освоения курса дети должны:
- знать особенности карельской деревни и избы;
- знать, чем занимались древние карелы, чем питались, как одевались;
- познакомиться с городским музеем;
- уметь узнавать народный костюм народов Севера;
- уметь находить отличительные особенности русской и карельской культуры;
- познакомиться с народным календарём;
- знать традиционные занятия карелов, их семейные традиции;
- уметь рассказать об истории своего края;
- знать о традиционных постройках карельских деревень, знать происхождение карельских «имён» на карте;
- заинтересоваться своей родословной;
- уметь сшить карельский костюм для куклы;
- знать и уметь исполнять русские и карельские песни;
- уметь танцевать народные танцы.
В музее представлена коллекция предметов крестьянского быта карелов. Использование интерьера музея, экспонатов, подлинных вещей помогает при проведении разнообразных мероприятий. Фото музея (Приложение 1)
Традиционными стали посиделки по темам «Раз в крещенский вечерок», «Заклички весны», «В старину что ни день, то праздник», «Листая народный календарь», «Волшебный сундучок».
В период подготовки к празднику «Карельские посиделки» дети готовят материал об обряде свадьбы, об особенностях карельской бани и традиционных занятиях карелов. Дети разучивают народные танцы, песни, карельские игры. Музыкально-театрализованное представление «Карельские посиделки» проходит в МБОУ «Гимназия» в музее карельской культуры (кабинет музыки). Для посиделок приготовлены лавки, на полу домотканые половики. На изгороди шкура медведя, валенок. Макет карельской бани (каменка, лавка, берёзовый веник, украшенный ленточками, мыло, ковш для воды, кадушка, полотенце расписное). Для невесты приготовлены сапоги, платок, кольцо, гребень и зеркальце, берестяная корзинка с конфетами. Для жениха – рубаха. На столе, покрытым вышитой скатертью, стоит самовар с чайными чашками и блюдо с калитками, «хлеб – соль» для молодых. Все участники праздника (учащиеся 5-9 классов) в карельских национальных костюмах.
Оборудование: Баян, компьютер, проектор, музыкально-шумовые инструменты.
Сценарий праздника «Карельские посиделки» (Приложение 2).
Звучит карельская народная мелодия, парень приглашает гостей праздника в зал и говорит: «Открываются ворота, выходи кому охота, а кому неохота, тоже выходи». В зал входит фольклорная группа «Желаннушка» с песней «Прялица». Все рассаживаются по местам. (Слайд 1).
Ведущий: Субботу издавна называют
посиделками, потому что люди друг к другу в гости
ходят. Долго сидят, много едят да разговаривают.
Парень: Изба без детей, что гнездо без
птиц.
Девица: Хороша не та хозяйка, которая
много говорит, а та, у которой сковорода гремит.
Дед (обращается к бабке): Какой муж,
такая и жена будет.
Бабка: Наказанье с глупым мужем, что ты
старый не ворчи, мы живём других не хуже, сядем-ка
рядком, поговорим ладком.
Дети: Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
Ведущий: Сила людская и скалы двигает –
говорили карелы. Издавна занимались карелы
охотой, рыболовством, земледелием,
лесоразработкой, собирательством.
Девица 1: Перед хлебушком попляшешь,
прежде чем им стол украсишь.
Ведущий: Раньше всего сеяли овёс в
начале мая, тогда, как говорили карелы, лёд на
озере. Примечали, что если у первых пойманных рыб
передняя часть тушки была толще, значит надо
сеять рожь раньше обычного.
Девица 2: Поле потом польёшь, силу хлебом
вернёшь. Исполнение народного танца «По
полю-полю» (исполняют 2 девочки).
Ведущий: Основным занятием мужчин была
охота.
Парень 1: По поднебесью, братцы, медведь
летит, хвостом вертит. (2 раза)
Парень 2: Свинья гнездо свила, деток
вывела, малых деточек, поросяточек. На сучках
висят, полететь хотят.
Ведущий: А на медведя, лисицу, куницу,
оленя охотились с собаками, зверя били из ружья,
но часто применяли рогатину (парень показывает
рогатину). И хотя медведь у карелов почитался,
его люди боялись, слово медведь не произносили. А
кто во время святок забывал об этом, тот мог
поплатиться скотом в летнее время.
Ведущий: Взрослые работали, а дети
помогали им. И плясали, и играли, и пели
деревенские дети от зари до зари. Исполнение
песни «Как за нашим за двором» (исполняет
фольклорная группа «Желаннушка»).
Ведущий: После трудового дня, когда
солнышко садится, собираются в избе, чтобы песни
петь, хороводы водить, пошуметь, посмеяться,
добрым словом перемолвиться. Какие только дела
за день не переделаны, сено косили, в стога
метали, рыбу ловили, по грибы по ягоды ходили,
коров доили. Всех дел и не перечислишь, а теперь и
отдохнуть можно. (Исполнение хоровода в
исполнении фольклорной группы «В воскресенье я
на ярмарку ходила»).
Обряд бани
Девица: Подходит к бане. Пятница для стирки, субботний день для бани. Вот оно строение дивное, веками воспетое, словом карельским в причете девичьей, свадебной. Подобно золушке превращается баня из замарашки в принцессу, крестьянская, чудная баня.
Загадывают загадки (показывает рукой на баню).
Девица: Старичок неказистый, кашель с
камнями на спине, по сто ушатов воды выпивает. (Каменка)
Девица: Есть жеребец, кто ни сядет, всех
везёт. (Скамейка)
Девица: У нашей туши выросли уши, а
головы нет. (Ушат)
Девица: Маленький Афанасий лычком
подпоясан. (Веник)
Ведущий: Баня выступала в роли
языческого святилища, без неё не обходились ни
родильные, ни свадебные, ни похоронные обряды, ни
гадания. В облике змеи или кошки являлся туда сам
баенник. (Парень рассказывает байку). Выходит к
бане и показывает рукой: «Пришла бабка моя в
байну лён чесать, чесала, чесала. Глядит, а на
полках сидит как белая кошка, глаза сверкают
такие у неё. Я ей «кис-кис», киска не двигается. Да
я бегом это щеть в руки да лён. Дак
побежала, да камнем сказывают колгануло в
байне дак. Вот приведения, какие».
Ведущий: Молодёжь собиралась в баню,
если не было другого места на бесёды. И оттуда как
из клуба доносились весёлые шутки, смех.
Звучит песня «Ой сад во дворе». Исполняет фольклорная группа «Желаннушка».
Ведущий: Идёт девушка в баню
тайком, преодолевая страх, опустит руку в
закопченный дымник и ждёт с замиранием сердца
решения своей участи. Если голой лапой «хватит»
её «байнушко», ждёт её жизнь в бедном доме, а
мохнатой – в богатом.
Ведущий: Срубив баню, надо сразу
договориться, сколько смен народу будет ходить
париться. Две ученицы подходят к бане и выполняют
действия обряда в бане.
Ведущий: После пяти вечера байнушко
пугал людей, а то и вовсе не пускал в баню. Поздние
прохожие нередко слышали, с каким уханьем,
оханьем, подвыванием хвощутся там лешие,
баенники.
Ведущий: Существует и запрет на шум в
бане. Нельзя громко разговаривать, стучать,
проклинать кого-либо, ибо всё сбывается.
Ведущий: А мылись обычно около пяти-семи
часов вечера. Моющийся последним должен был
оставить все посудины с водой на опашку, оставить
кусочек мыла, воду в кадушке и пару поддать, и
пригласить.
Парень: Хозяин и хозяюшка, духи баенные,
парьтесь веником и мойтесь до нас и после нас, а
вместе с нами не приходите.
Ведущий: Большого расположения
можно заслужить и угощением. Стоит баеннику
принести ржаного хлеба, круто посоленного солью,
а лучше чёрную курицу. Уходить из бани надо задом
наперёд, перекрестившись 3 раза, отвешивая
поклон. В бане нельзя хвастаться бесстрашием. (Дети
показывают в действии).
Парень: (Рассказ байки). У нас
жонка одна шустрая говорит: «Пойду одна в байну
на третью смену, когда обдерихи моются». И пошла.
Час нету, другой нету. А пошли за нею, а она под
пол в шилья загнана, а кожа на каменке виснет,
обдерихи ободрали.
Девица 2: В чужой бане и пар лучше, и
доски на полках глаже.
Девица 1: Хороши дрова у соседа, а от его
бани и к нам пар идёт.
Девица 2: Грязь не сало, помыл и отстало.
Ведущий: А молодёжь продолжает
веселиться.
Дети играют в игру «Кумаруста» (кланяться), Звучит кадрильная мелодия. Юноша, кланяясь, приглашает девушку, и они кружатся, а затем расходятся. Парень приглашает другую девушку, а его партнерша – другого юношу. Обе пары кружатся, затем партнеры первой пары возвращаются друг к другу, а другой юноша подходит к другой девушке. Они кружатся. Вновь образовавшаяся пара отходит, а первая пара опять расходится и приглашает юношу и девушку, и так далее. Когда первая пара покружится со всеми парами, она уступает очередь другой паре. И все начинается сначала. Всегда в центре кружатся две пары.
Ведущий: Воду нужно было брать только
из 3 струи, а пить воду в бане нельзя, по поверью в
субботу вечером, накануне праздника, вода сама по
себе закипает и превращается в кровь. (Дети
показывают обряд).
Ведущий: А молодёжь в выходные
веселилась до утра. Парни выбирали самую
внимательную, хозяйственную невесту. Танец
«Выйду на улицу», (исполняет фольклорная
группа «Желаннушка»).
Обряд карельской свадьбы. (Слайд 2)
Ведущий: Так уж повелось в русской
сторонушке, парня называли соколом, а девицу
лебёдушкой. Девушки в хороводе старались
восхвалить одну из подруг, ту, которая собиралась
замуж.
Ведущий: А знахарка тем временем
готовила свой обряд. Выбирала веник, на котором
должно быть много серёжек, и на голову невесты
лила через решето воду, ополаскивая после
паренья. Затем накидывала большой платок, чтобы
лицо было закрыто, и вела на родник. На роднике
было такое место, где два родника под
плавуном соединялись, обвязывала талию девушки
верёвкой, другой
конец просовывала под плавун, затем хлопала в
ладоши и спрашивала: «Испугалась?» Невеста
отвечала: «Нет, матушка». Ну, значит, и жених не
испугается, приедет свататься. (Показ обряда).
Ведущий: Будила утром невесту мать,
причитывая, брат подносил сестре в последний
раз сапоги и помогал обуть её.
Ведущий: Невеста благодарила родных за
то, что они её вырастили (невеста кланяется на 3
стороны). Подружки невесты исполняют песню: «В
самоваре вода греется, да кипячёной нагревается,
да ещё Марья умывается, да со слезами утирается,
да ты дай ты ей, господи, да женишка ты ей
хорошенького, да чернобрового, пригоженького, да
как по имени по отчеству, да Александра
Степановича». (Слайд 3).
Ведущий: В день свадьбы подруги вели
невесту в баню. (Слайды 4,5 ).
Показ. Прежде чем войти в баню, невеста
снимала с шеи крест. Парили невесту необычным
веником. Веник обвязывали цветными ленточками и
бантиками.
Ведущий: Попарив невесту, каждая из
подруг пыталась завладеть этим веником, чтобы
приблизить и свою свадьбу.
Ведущий: После бани вели невесту в дом,
надевали наряд и заплетали последний раз
косу, а невеста, наматывая ленточку на руку,
причитывала, прощаясь с волюшкой. (Слайд 6).
Свадебный напев:
Во тёплой да парной баенке,
Моя волюшка спугаласе,
Во каменочку кладаласе,
А на водушку садиласе,
Серой утушкой явиласе.
А на окошечко садиласе,
Белой лебедью явиласе,
Она крылушки расправила,
По околенки ударила.
Улетела моя волюшка,
На безродную сторонушку. (Невеста, закрыв лицо руками, плачет)
Ведущий: А в это время приезжал жених с
потьвашкой, они раздавали всем присутствующим по
1 копейке, а тем, кто держали косы невесты, 4
копейки. (Слайд 7).
Ведущий: Затем начинались смотрины
невесты. Жених рассматривал брови невесты,
заглядывал в рот, рассматривал руки, а потом
давал 1 рубль, что означало одобрение. (Слайд 8).
Ведущий: Далее шло одаривание
подарками. Невеста преподносила жениху рубаху.
Он разворачивал её, встряхивал три раза и
запихивал за пояс. Затем жених дарил невесте
свои подарки: и ткань на платье, и платок
красивый цветастый, и зеркальце, и гребешок для
волос и колечко.
Ведущий: А потьвашка всё не отступал с
вопросами к жениху: «Не раздумал ли ты жениться?»
– «Нет, я женюсь», – отвечал тот. Тогда
потьвашка требовал стол с угощениями. Подойдя к
столу, потьвашка ходил вокруг него и нашёптывал,
изгоняя порчу. Затем ставил жениха и невесту на
разогретую сковородку правой ногой и ходил
вокруг, делая в воздухе крестообразные движения,
при этом творя заговор. (Показывают).
Ведущий: Начиналось окручение невесты.
Девушки поправляли невесте свадебный наряд:
рубашку, юбку, сарафан, передник. А потьвашка
причёсывал невесту прутиком, три раза проводил
по волосам, и каждый упавший волосок с головы
невесты он прятал себе за пазуху. Вокруг невесты
и жениха девушки заводили хоровод.
(Показывают).
Свадебный напев:
Во саду было,во садику, (да)
Во зелёном виноградику, (да)
Сокаталося два яблочка, (да)
Два косивчатых, наливчатых, (да)
Два садовые, медовые, (да)
Ещё первый в саду яблочек – (да)
Там Александро да Степанович, (да)
А вторая ягодиночка–(да)
Там Марья и Михайловна.
Ведущий: Невеста и жених должны были
вместе попробовать свадебный пирог и выпить чай
из одного стакана, что имело символический смысл
соединения двух людей. Затем невеста прощалась с
отчим домом, обязательно причитая и плача,
просила дать ей в приданое икону со стены, корову,
овцу, хозяйственные предметы, чтобы в новом доме
ее ничем не попрекали. Проводы невесты
заканчивались расплетанием косы, которая
менялась на прическу замужней женщины, и
передачей головной ленты – символа девичьей
воли – близкой подруге или незамужней сестре.
Ведущий: Родители благословляли
молодых, подносили им хлеб. Молодые кланялись
матери. А подружки ставили на голову невесте
корзинку с угощениями и обвязывали сверху
платком. Невесте затем разрешалось танцевать с
подружками. Невеста угощала всех гостей
конфетами и становилась в хоровод, (Показывают).
(Слайд 9).
Дети: Весело поётся, весело прядётся,
что-то засиделись мы за работушкой, пора и
хоровод заводить. Фольклорная группа исполняет
хоровод «Чернобровая моя». (Слайд 10).
Ведущая: Посидели рядком, поговорили
ладком. От души пели, плясали, шутили, как в старые
времена сиживали наши бабушки и дедушки,
прабабушки да прадедушки. А закончилась
Карельская свадьба почти свадебным пиром –
чаепитием. Чего только не было на столах: пироги и
калитки, и сладости, и напитки из брусники и
морошки.
(Звучит в записи карельская народная
мелодия, все расходятся).
Видеофрагмент праздника «Карельские посиделки» (Приложение 3).