Профессия “Мастер по обработке цифровой информации”.
ПМ. 01. Ввод и обработка цифровой информации
Формируемые компетенции
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения.
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнение ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
ПК 1.5. Создание и воспроизведение видеороликов, презентации, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
Цель мероприятия: обобщить знания по разделу “Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование”.
Задачи:
обучающие
- сформировать у обучающихся навыки работы в программе Power Point, работы с текстом, графикой;
- усовершенствовать навыки создания эффектов анимации и возможностью их использования в среде MS Power Point;
развивающие:
- развивать умения ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
- способствовать развитию поискового стиля мышления;
- уметь контролировать и оценивать результаты выполненных действий;
воспитательные:
- продолжить воспитание по соблюдению техники безопасности и охране труда при работе на ПК;
- эстетическое воспитание при оформлении презентационных документов.
Тип мероприятия: обобщение знаний.
Форма работы: групповая.
Метод обучения: диалогический с элементами эвристической беседы.
Метод преподавания: стимулирующий.
Метод учения: частично-поисковый
Материально-техническое обеспечение: компьютеры, операционная система Windows XP, MS Power Point 2003, мультимедийный проектор, раздаточно-дидактический материал.
Междредметные связи: история (тема: История ЭВМ), охрана труда (тема: Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение), информатика (тема: Подходы к понятию информации и измерению информации).
Учебно-плановые пособия.
- Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. - М.:ВАКО, 2008.
- Е.В.Михеева “Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности”, Москва “Академия”, 2008.
- Семакин и Угринович Информатика и ИКТ: Учебник для 10-11 класса.- М.: БИНОМ, 2009.
Ход мероприятия
I. Приветствие.
II.. Объявляются правила игры.
В конкурсе принимают участие три команды обучающихся групп 90, 85, 93. В каждой команде по три участника.
Игра состоит из 3 основных туров с вопросами на 100, 200, 300, 400 очков, и заключительного тура. Каждая команда выбирает категорию и стоимость вопроса. Первый тур начинаем с жеребьевки, команда, ответившая на вопрос верно, имеет право выбрать следующую категорию и стоимость вопроса. Вопрос показывается на слайде и зачитывается вслух, на размышление дается минута. Если команда готова дать ответ досрочно, команда дает звуковой сигнал (показываем колокольчик). За правильный ответ командам начисляются соответствующие баллы в 100, 200, 300, 400 очков и раздаются соответствующие жетоны. В случае неверного ответа или его отсутствия, право ответа переходит к желающей команде.
III. Основная часть.
Вопросы игры представлены в презентации (см. приложение №1).
I тур
Категории | Баллы | Вопрос | Ответ |
История развития вычислительной техники | 100 | Как называлось первое счетное устройство? | абак |
200 | Как называлось первое русское счетное устройство? | счеты | |
300 | Назовите изобретателя первой
вычислительной машины: А) Готфрид Лейбниц; Б) Блез Паскаль; В) Чарльз Бэббидж |
Чарльз Бэббидж | |
400 | Первые ЭВМ были созданы: А) 40-е гг.; Б) 50-е гг.; В) 70-е гг.; Г) 80-е гг. | 40-е гг. | |
500 | Назовите устройство,
использовавшееся вплоть до середины XX века,
которое явилось предшественником калькулятора: А) арифмометр; Б) аналитическая машина Бэббиджа; В) логарифмическая линейка; Г) счеты |
арифмометр | |
Информация и информатика | 100 | Какие понятия относятся к
свойствам информации? А) полнота, достоверность, актуальность; Б) защита, формализация, сортировка; В) фильтрация, архивация, транспортировка |
полнота, достоверность, актуальность |
200 | Какое точное слово придумали ученые для информации, которая является бесполезной: А) гам; Б) бред; В) ересь; Г) шум | шум | |
300 | Преобразование данных – это: А) приведение данных, поступающих из разных источников к одинаковой форме; Б) перевод данных из одной формы в другую |
перевод данных из одной формы в др. | |
400 | Как называется превращение графической или звуковой информации в сигналы? | оцифровка | |
500 | Как называют все типы и модели
ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и
технологических принципах: А) цивилизация; Б) эра; В) популяция; Г) поколение |
поколение | |
ТБ при работе с ПК | 100 | Каким должно быть расстояние от глаз до экрана монитора? | 60-70 см |
200 | Продолжительность непрерывной работы на ПК не должна превышать… | не более 2 часов | |
300 | Какое устройство оказывает
вредное воздействие на здоровье человека: А) принтер; Б) монитор; В) системный блок; Г) клавиатура |
монитор | |
400 | Какие опасные и вредные факторы оказывают воздействие на человека при работе за ПК? | избыточный видимый свет, напряженность полей, неравномерная яркость и блики |
|
500 | Расстояние между компьютерами должно быть… | не менее 1,2 м |
Просмотр слайд-шоу на тему “Не забывайте соблюдать технику безопасности и правила работы с ПК” (см. приложение 2).
II тур
Категории | Баллы | Вопрос | Ответ |
Внутреннее устройство ПК | 100 | Укажите устройство компьютера,
выполняющее обработку информации: А) внешняя память; Б) монитор; В) процессор; Г) клавиатура |
процессор |
200 | От чего зависит
производительность работы компьютера: А) напряжение питания; Б) частота процессора; В) тип монитора; Г) быстрота нажатия на клавиши |
частота процессора | |
300 | Как расшифровывается по-русски BIOS? А) адаптер; Б) ПЗУ (постоянное запоминающее устройство); В) базовая система ввода-вывода |
базовая система ввода-вывода | |
400 | Что является важнейшим
параметром видеосистемы? Варианты ответов: А) разрешение экрана; Б) размер экрана; В) цветовая гамма |
разрешение экрана | |
500 | Для обработки и хранения
экранного изображения в ПК используется: А) процессор и ОЗУ; Б) сетевая карта; В) видеокарта |
видеокарта | |
Программное обеспечение ПК | 100 | К программному обеспечению (ПО)
относится: А) системное ПО; Б) BIOS; В) прикладное ПО; Г) инструментальное ПО |
системное ПО; прикладное ПО; инструментальное ПО. |
200 | Какие программы относятся к системному ПО? | ОС; антивирусные
программы;программы обслуживания дисков; архиваторы и т.д. |
|
300 | Какие программы относятся к прикладному ПО? | Текстовые процессоры; табличные процессоры; средства создания презентаций; средства коммуникации; обучающие программы; игры. |
|
400 | Какие программы относятся к инструментальному ПО? | Трансляторы; отладчики; языки программирования. |
|
500 | Кто написал первую программу? Варианты ответов: А) Ада Августа Лавлейс; Б) Чарльз Беббидж; В) Джон фон Нейман |
Ада Августа Лавлейс | |
Файловая организация данных | 100 | Сколько битов в одном байте? | 8 |
200 | Какая система счисления применяется в ПК? | Двоичная | |
300 | Сколько байтов содержит
высказывание: В байте восемь бит |
18 | |
400 | Из чего состоит имя файла? | Имя файла и тип (расширение) | |
500 | Как одним словом назвать совокупность файлов по одной тематике? | Папка (каталог) |
Анимационная зарядка для глаз с использованием программы MS Power Point 2003 (см. приложение 3)
III тур
Категории | Баллы | Вопрос | Ответ |
Операционная система Windows | 100 | Операционная система – это: А) прикладная программа; Б) системная программа; В) текстовый редактор |
системная программа |
200 | Драйвер – это: А) устройство компьютера; Б) программа для работы с устройствами компьютера; В) как-то иначе |
программа для работы с устройствами компьютера | |
300 | Рабочий стол – это: А) рабочая область экрана; Б) активная часть экрана; В) папка |
рабочая область экрана | |
400 | К стандартным приложениям Windows
относятся: А) блокнот; Б) Paint; В) Microsoft Office; Г) WordPad |
Блокнот, Paint, WordPad | |
500 | К служебным приложениям Windows
относятся: А) архивация данных; Б) дефрагментация диска; В) очистка диска; Г) калькулятор |
архивация данных; дефрагментация диска; очистка диска. |
|
Устройства ввода-вывода информации | 100 | К устройствам внешней памяти не
относятся: А) гибкие магнитные диски; Б) CD-ROM; В) жесткий магнитный диск; Г) оперативная память |
оперативная память |
200 | Укажите устройства, не
являющиеся устройствами ввода информации: А) клавиатура; Б) мышь; В) монитор; Г) сканер |
монитор | |
300 | Основное назначение жесткого
диска: А) переносить информацию; Б) хранить информацию; В) обрабатывать информацию; Г) вводить информацию |
хранить информацию | |
400 | Укажите правильное разрешение
экрана монитора: А) 600*800; Б) 21 дюйм; В) 21 см |
600*800 | |
500 | Укажите тип принтера только с
черно-белой печатью: А) лазерный; Б) матричный; В) струйный |
матричный | |
Общие | 100 | Какой кнопкой мыши осуществляется вызов контекстного меню? | Правой |
200 | Завершение работы с компьютером
происходит по команде: А) нажать RESET; Б) Ctrl+Alt+Delete; В) Пуск/ Завершение работы |
Пуск/ Завершение работы | |
300 | При включении компьютера
процессор обращается к: А) ОЗУ; Б) винчестеру; В) ПЗУ |
ПЗУ | |
400 | Утилита – это: А) операционная система; Б) сервисная программа; В) базовая система ввода-вывода |
сервисная программа | |
500 | Какое устройство обладает
наибольшей скоростью обмена информацией: А) CD-ROM; Б) жесткий диск; В) микросхемы оперативной памяти |
микросхемы оперативной памяти |
IV. Заключительный тур
Решение кроссворда и определение ключевой фразы из заданных букв кроссворда:
По горизонтали:
1. Мозг компьютера (процессор).
2. Программные, аппаратные и информационные средства, объединяющие различные виды данных в единую интерактивную среду.
3. Программа, предназначенная для борьбы с компьютерными вирусами.
4. Стандартное устройства ввода символьной и числовой информации.
5. Портативный компьютер.
6. 8 битов.
7. Последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.
По вертикали:
1. Устройство вывода информации.
2. Жесткий диск.
3. Универсальное электронное устройство для обработки информации.
4. Место на диске, у которого есть имя.
5. Устройство внешней памяти, необходимое для переноса информации.
6. Стандартное приложение - текстовый редактор.
7. Программа, сжимающая данные.
Ключевая фраза:
м | а | с | т | е | р | п | о | о | б | р | а | б | о | т | к | е | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
ц | и | ф | р | о | в | о | й | и | н | ф | о | р | м | а | ц | и | и | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 18 | 33 | 34 |
V. Подведение итогов
Жюри подсчитывает очки, набранные командами. Объявление результатов. Награждение победителей.