Урок "Пространственное строение молекул алканов". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цель урока: cоздать условия для изучения пространственного строения предельных углеводородов через использование информационно-коммуникационных технологий

Задачи.

Обучающие:

  • cпособствовать усвоению учащимися знаний о строении предельных углеводородов;

Развивающие:

  • продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, с химической программой;
  • продолжить развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать коммуникативные качества учащихся через организацию индивидуальной и фронтальной работы на уроке;
  • создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету через использование медиа-ресурсов на уроке.

Технология обучения: информационно-коммуникационная.

Тип учебного занятия: урок-практикум.

Методы обучения:

  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.

Оборудование

  • раздаточный материал;
  • презентация к уроку;
  • программа ChemSketch;
  • шаростержневая модель молекул алканов.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентационный

Тема урока “Пространственное строение молекул предельных углеводородов”.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. (Я.А. Коменский)

Эти слова замечательного педагога, который 300 лет назад стал основателем урочной системы обучения.

Наша с вами задача с делать нас сегодня “счастливыми”. Немного прибавить новых знаний и стать более грамотными.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; актуализация знаний.

В 1861 г. нашим соотечественником А.М.Бутлеровым были сформулированы основные положения теории химического строения. Ее основная идея заключается в том, что свойства веществ обусловлены не только качественным и количественным составом молекул, но и их строением. Говоря о “химическом строении”, Бутлеров понимал последовательность соединения атомов в молекулы в соответствии с валентностью этих атомов.

Молекулы каждого вещества имеют вполне определенное строение, которое может быть установлено экспериментально и передано структурной формулой.

Теория строения дала в руки химиков мощный инструмент познания, который обеспечил возможность понимания свойств известных веществ и прогнозирования свойств еще не известных соединений. Ее создание явилось одним из величайших научных открытий и на многие годы определило прогресс химической науки.

Однако для дальнейшего продвижения вперед требовалось более глубокое проникновение в закономерности строения молекул. Это хорошо понимал и А.М.Бутлеров.

Он предвидел, что развитие теории пойдет по двум основным направлениям:

1) изучение реального пространственного строения молекул;

2) выяснение природы химической связи.

Время подтвердило правильность этих прогнозов. Оказалось, что носителями химической связи являются электроны, появились и методы изучения и описания пространственной структуры молекул. Поэтому сейчас, говоря о строении молекул, мы имеем в виду три его стороны: химическое, электронное и пространственное строение.

Когда мы задумываемся над значением органических соединений, поражает не столько широта их распространения, сколько неисчислимое богатство видов органических молекул.

Вопрос: Что же лежит в основе их многообразия?

Ответ: Способность атома углерода образовывать цепи различной длины.

Другим источником необычайного многообразия органических соединений является существование изомеров –веществ, молекулы которых имеют одинаковый качественный и количественный состав, но разное химическое строение

Изомеры можно сравнить с аллотропными модификациями в неорганической химии- состав так же одинаковый, а строение и свойства разные, например, алмаз и графит.

На предыдущем уроке мы с вами начали знакомство с классом предельных угдеводородов- алканы. Давайте вспомним основные характеристики данного класса:

Почему класс так назван?

Какие вещества мы называем изомерами?

От чего зависит изомерия предельных углеводородов?

Из предложенных формул веществ выберите изомеры:

Почему?

Постройте изомеры состава С5Н12 - пентан. Эти изомеры нам пригодятся для дальнейшего этапа урока. (Cпросить у доски).

Современные представления о строении вещества не сводятся только к установлению порядка соединений атомов, но также включают рассмотрение пространственного строения молекул и электронной природы химических связей.

Существуют разные способы записи формул органических веществ. Предлагается написать молекулярную, электронную, структурную формулы метана, выяснить, что они показывают.

СН4 – молекулярная формула (качественный, количественный состав);

– электронная формула (ковалентная полярная связь);

– структурная формула (порядок соединения атомов в молекуле).

Но данные формулы не отражают истинного строения молекул метана. Молекула метана не имеет плоского строения, как можно представить на основании структурной формулы.

Но как же эти вещества выглядят в пространстве?

3. Операционно-исполнительский.

Молекулы алканов имеют пространственное тетраэдрическое строение, углы между связями 109, 280, поэтому атомы углерода соединяются между собой зигзагообразно:

Стехиометрическая формула.

Эти молекулы могут и вращаться, образуя конформации. Конформация (поворотные изомеры) - различные геометрические формы молекул, переходящие друг в друга путем вращения вокруг С-С связей. При обычных температурах конформации легко переходят друг в друга.

Конформации молекул пентана.

4. Этап закрепления знаний.

Как же это всё увидеть? В этом нам поможет работа в программе Chem Sketch.

5. Этап подведения итогов урока, домашнее задание.

Оценки за урок.

Д.з. - на страничке Дневник.ру.

6. Оценочно-рефлексивный. Оцените своё состояние на уроке, оставив картинку на компьютере.

Презентация