Цель урока: cоздать условия для изучения пространственного строения предельных углеводородов через использование информационно-коммуникационных технологий
Задачи.
Обучающие:
- cпособствовать усвоению учащимися знаний о строении предельных углеводородов;
Развивающие:
- продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, с химической программой;
- продолжить развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные качества учащихся через организацию индивидуальной и фронтальной работы на уроке;
- создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету через использование медиа-ресурсов на уроке.
Технология обучения: информационно-коммуникационная.
Тип учебного занятия: урок-практикум.
Методы обучения:
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Оборудование
- раздаточный материал;
- презентация к уроку;
- программа ChemSketch;
- шаростержневая модель молекул алканов.
Ход урока
1. Мотивационно-ориентационный
Тема урока “Пространственное строение молекул предельных углеводородов”.
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. (Я.А. Коменский)
Эти слова замечательного педагога, который 300 лет назад стал основателем урочной системы обучения.
Наша с вами задача с делать нас сегодня “счастливыми”. Немного прибавить новых знаний и стать более грамотными.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; актуализация знаний.
В 1861 г. нашим соотечественником А.М.Бутлеровым были сформулированы основные положения теории химического строения. Ее основная идея заключается в том, что свойства веществ обусловлены не только качественным и количественным составом молекул, но и их строением. Говоря о “химическом строении”, Бутлеров понимал последовательность соединения атомов в молекулы в соответствии с валентностью этих атомов.
Молекулы каждого вещества имеют вполне определенное строение, которое может быть установлено экспериментально и передано структурной формулой.
Теория строения дала в руки химиков мощный инструмент познания, который обеспечил возможность понимания свойств известных веществ и прогнозирования свойств еще не известных соединений. Ее создание явилось одним из величайших научных открытий и на многие годы определило прогресс химической науки.
Однако для дальнейшего продвижения вперед требовалось более глубокое проникновение в закономерности строения молекул. Это хорошо понимал и А.М.Бутлеров.
Он предвидел, что развитие теории пойдет по двум основным направлениям:
1) изучение реального пространственного строения молекул;
2) выяснение природы химической связи.
Время подтвердило правильность этих прогнозов. Оказалось, что носителями химической связи являются электроны, появились и методы изучения и описания пространственной структуры молекул. Поэтому сейчас, говоря о строении молекул, мы имеем в виду три его стороны: химическое, электронное и пространственное строение.
Когда мы задумываемся над значением органических соединений, поражает не столько широта их распространения, сколько неисчислимое богатство видов органических молекул.
Вопрос: Что же лежит в основе их многообразия?
Ответ: Способность атома углерода образовывать цепи различной длины.
Другим источником необычайного многообразия органических соединений является существование изомеров –веществ, молекулы которых имеют одинаковый качественный и количественный состав, но разное химическое строение
Изомеры можно сравнить с аллотропными модификациями в неорганической химии- состав так же одинаковый, а строение и свойства разные, например, алмаз и графит.
На предыдущем уроке мы с вами начали знакомство с классом предельных угдеводородов- алканы. Давайте вспомним основные характеристики данного класса:
Почему класс так назван?
Какие вещества мы называем изомерами?
От чего зависит изомерия предельных углеводородов?
Из предложенных формул веществ выберите изомеры:
Почему?
Постройте изомеры состава С5Н12 - пентан. Эти изомеры нам пригодятся для дальнейшего этапа урока. (Cпросить у доски).
Современные представления о строении вещества не сводятся только к установлению порядка соединений атомов, но также включают рассмотрение пространственного строения молекул и электронной природы химических связей.
Существуют разные способы записи формул органических веществ. Предлагается написать молекулярную, электронную, структурную формулы метана, выяснить, что они показывают.
СН4 – молекулярная формула (качественный, количественный состав);
– электронная формула (ковалентная полярная связь);
– структурная формула (порядок соединения атомов в молекуле).
Но данные формулы не отражают истинного строения молекул метана. Молекула метана не имеет плоского строения, как можно представить на основании структурной формулы.
Но как же эти вещества выглядят в пространстве?
3. Операционно-исполнительский.
Молекулы алканов имеют пространственное тетраэдрическое строение, углы между связями 109, 280, поэтому атомы углерода соединяются между собой зигзагообразно:
Стехиометрическая формула.
Эти молекулы могут и вращаться, образуя конформации. Конформация (поворотные изомеры) - различные геометрические формы молекул, переходящие друг в друга путем вращения вокруг С-С связей. При обычных температурах конформации легко переходят друг в друга.
Конформации молекул пентана.
4. Этап закрепления знаний.
Как же это всё увидеть? В этом нам поможет работа в программе Chem Sketch.
5. Этап подведения итогов урока, домашнее задание.
Оценки за урок.
Д.з. - на страничке Дневник.ру.
6. Оценочно-рефлексивный. Оцените своё состояние на уроке, оставив картинку на компьютере.