Цель: обобщение и систематизирование знаний учащихся, полученных при изучении раздела “Имя прилагательное”.
Задачи:
образовательные:
- обобщить и систематизировать орфографические навыки правописания имени прилагательного;
- показать значимую роль имени прилагательного в речи;
развивающие:
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность;
- развивать свободное творческое общение, навыки обсуждения;
воспитывающая:
- способствовать эстетическому развитию школьников.
Методические приёмы:
- словесные, практические, наглядные.
Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков.
Вид: урок-соревнование.
Оборудование:
- м/м проектор;
- конверты с заданиями для команд;
- цветные карточки с индивидуальным заданием;
- мяч;
- жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверка готовности к уроку.
- Записать число, классная работа.
II. Сообщение целей и задач урока
Учитель:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- О какой части речи пойдёт разговор на уроке? (Имя прилагательное)
- Сегодня мы отправимся в экспедицию по стране Морфология, где посетим государство Имя прилагательное. Мы посетим наиболее достопримечательные места этой части речи.
- Чтобы интереснее было бы преодолевать препятствия, разделимся на две команды.
1 команда “Грамотеи”, 1 команда “Знатоки”.
II. Соревнование
- Итак, в путь!
1 остановка “Разминка” (устно)
- Капитаны, получите конверты!
(Капитаны получают красочные конверты с заданием. Каждое задание помещено на карточке.)
Задание. Укажите неверное утверждение, обоснуйте свой ответ
1 команда “Знатоки”
А. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Б. Прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.
В. Все прилагательные имеют степени сравнения.
Г. В предложении прилагательные обычно бывают определением.
2 команда “Грамотеи”
А. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Б. Относительные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному.
В. Прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.
Г. В предложении прилагательные обычно бывают определениями.
- Команда “Знатоки”, приведите примеры качественных прилагательных.
(Каждый ваш пример – это помощь для строительства моста)
- Команда “Грамотеи”, приведите примеры относительных прилагательных.
- Вот мы построили мост.
- Молодцы! Отправляемся дальше в путь!
За правильно выполненное задание команда получает 1 жетон.
2 остановка “Остров ошибок” (технология дифференцированного обучения)
- Ребята, мы попали на Остров ошибок! Я вижу цветные карточки.
- Прочитайте слова, написанные на карточках.
- Правильно ли они записаны? Если увидите ошибку, то её надо исправить.
- Запишите только те слова, в которых допущены ошибки в исправленном виде.
(На работу отводится 5-7 минут)
- Проверяем. Прочитайте записанные слова и объясните их правописание.
За каждую верно выполненную карточку участник получает 1 жетон
Привал. Физминутка
- Отдохнули? Отправляемся в путь!
3. - Ребята, мы подошли к проливу “Умники и умницы”.
- Здесь нас встречает человек. Он дал нам мяч, а здесь - задание.
Раскрываю записку: “Если вы справитесь с заданием, то сможете переправиться на другой берег”.
Задание. Самой несговорчивой частицей является НЕ. И для того, чтобы правильно писать её с именами прилагательными, требуются знания и умения.
- Выполняем все вместе. Кому кидаю мяч, тот отвечает и поясняет.
(Не) добрый, а злой; (не)брежный; (не)здоровый; далеко (не)красивый; (не)лепый; (не)весёлый; (не) мелкий, а глубокий; (не)лёгкий; (не)ряшливый; вовсе (не)страшный; (не)широкая.
Получает жетон та команда, где было больше правильных ответов.
- Теперь мы сможем переправиться на другой берег.
- И попадаем на поляну Творчества.
4. Творческое задание (личностно-ориентированные технологии).
- Мир без покладистых и дружелюбных прилагательных был бы серым и скучным.
- Здесь нас ждёт очень интересное творческое задание.
Проектор-текст: (и у каждого распечатка).
- Прочитайте текст.
- Какие слова непонятны? (Смотрим словарь)
- Запишите текст, вставляя на месте пропусков имена прилагательные:
Было (------------) утро. (-------------) озеро чуть рябило от (--------------) зыби. Глаза невольно сжимались от (----------------) блеска (--------------------) лучей, которые сверкали (-----------------) искрами в воде. (---------------) берёзы купали в воде свои ветви, и кое-где берега поросли (---------------------) осокой, в которой прятались (---------------------) цветы.
- Прочитайте, что у вас получилось? (Зачитывают каждая команда по 1 варианту)
- Теперь сравним с авторским текстом.
Было (прекрасное) утро. (Недалёкое) озеро чуть рябило от (лёгкой) зыби. Глаза невольно сжимались от (ослепительного) блеска (солнечных) лучей, которые сверкали (алмазными) искрами в воде. (Плакучие) берёзы купали в воде свои ветви, и кое-где берега поросли (густой) осокой, в которой прятались (большие, жёлтые) цветы.
Команды получают по1 жетону.
- А теперь продолжите описание прекрасного утра.
- Придумайте несколько предложений к тексту (устно), используя слова:
нежно-голубое; мягкая; пёстрые; тёплый (записаны с обратной стороны доски)
Команды получают по 1 жетону.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
IV. Подведение итогов
- Ребята, какие орфографические правила мы вспомнили?
- Ребята, для чего нужны имена прилагательные? (Чтобы делать нашу речь более красивой, выразительной)
V. Д/з.
1 уровень. Группа А: любое упр. Из раздела “Имя прилагательное” по выбору.
1 уровень. Группа В: придумать сочинение-миниатюру из 5 предложений, используя сложные прилагательные.