Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Повторение и систематизация изученного". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: обобщение и систематизирование знаний учащихся, полученных при изучении раздела “Имя прилагательное”.

Задачи:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать орфографические навыки правописания имени прилагательного;
  • показать значимую роль имени прилагательного в речи;

развивающие:

  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность;
  • развивать свободное творческое общение, навыки обсуждения;

воспитывающая:

  • способствовать эстетическому развитию школьников.

Методические приёмы:

  • словесные, практические, наглядные.

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков.

Вид: урок-соревнование.

Оборудование:

  • м/м проектор;
  • конверты с заданиями для команд;
  • цветные карточки с индивидуальным заданием;
  • мяч;
  • жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Записать число, классная работа.

II. Сообщение целей и задач урока

Учитель:

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

- О какой части речи пойдёт разговор на уроке? (Имя прилагательное)

- Сегодня мы отправимся в экспедицию по стране Морфология, где посетим государство Имя прилагательное. Мы посетим наиболее достопримечательные места этой части речи.

- Чтобы интереснее было бы преодолевать препятствия, разделимся на две команды.

1 команда “Грамотеи”, 1 команда “Знатоки”.

II. Соревнование

- Итак, в путь!

1 остановка “Разминка” (устно)

- Капитаны, получите конверты!

(Капитаны получают красочные конверты с заданием. Каждое задание помещено на карточке.)

Задание. Укажите неверное утверждение, обоснуйте свой ответ

1 команда “Знатоки”

А. Имя прилагательное обозначает признак предмета.

Б. Прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

В. Все прилагательные имеют степени сравнения.

Г. В предложении прилагательные обычно бывают определением.

2 команда “Грамотеи”

А. Имя прилагательное обозначает признак предмета.

Б. Относительные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному.

В. Прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

Г. В предложении прилагательные обычно бывают определениями.

- Команда “Знатоки”, приведите примеры качественных прилагательных.

(Каждый ваш пример – это помощь для строительства моста)

- Команда “Грамотеи”, приведите примеры относительных прилагательных.

- Вот мы построили мост.

- Молодцы! Отправляемся дальше в путь!

За правильно выполненное задание команда получает 1 жетон.

2 остановка “Остров ошибок” (технология дифференцированного обучения)

- Ребята, мы попали на Остров ошибок! Я вижу цветные карточки.

- Прочитайте слова, написанные на карточках.

- Правильно ли они записаны? Если увидите ошибку, то её надо исправить.

- Запишите только те слова, в которых допущены ошибки в исправленном виде.

(На работу отводится 5-7 минут)

- Проверяем. Прочитайте записанные слова и объясните их правописание.

За каждую верно выполненную карточку участник получает 1 жетон

Привал. Физминутка

- Отдохнули? Отправляемся в путь!

3. - Ребята, мы подошли к проливу “Умники и умницы”.

- Здесь нас встречает человек. Он дал нам мяч, а здесь - задание.

Раскрываю записку: “Если вы справитесь с заданием, то сможете переправиться на другой берег”.

Задание. Самой несговорчивой частицей является НЕ. И для того, чтобы правильно писать её с именами прилагательными, требуются знания и умения.

- Выполняем все вместе. Кому кидаю мяч, тот отвечает и поясняет.

(Не) добрый, а злой; (не)брежный; (не)здоровый; далеко (не)красивый; (не)лепый; (не)весёлый; (не) мелкий, а глубокий; (не)лёгкий; (не)ряшливый; вовсе (не)страшный; (не)широкая.

Получает жетон та команда, где было больше правильных ответов.

- Теперь мы сможем переправиться на другой берег.

- И попадаем на поляну Творчества.

4. Творческое задание (личностно-ориентированные технологии).

- Мир без покладистых и дружелюбных прилагательных был бы серым и скучным.

- Здесь нас ждёт очень интересное творческое задание.

Проектор-текст: (и у каждого распечатка).

- Прочитайте текст.

- Какие слова непонятны? (Смотрим словарь)

- Запишите текст, вставляя на месте пропусков имена прилагательные:

Было (------------) утро. (-------------) озеро чуть рябило от (--------------) зыби. Глаза невольно сжимались от (----------------) блеска (--------------------) лучей, которые сверкали (-----------------) искрами в воде. (---------------) берёзы купали в воде свои ветви, и кое-где берега поросли (---------------------) осокой, в которой прятались (---------------------) цветы.

- Прочитайте, что у вас получилось? (Зачитывают каждая команда по 1 варианту)

- Теперь сравним с авторским текстом.

Было (прекрасное) утро. (Недалёкое) озеро чуть рябило от (лёгкой) зыби. Глаза невольно сжимались от (ослепительного) блеска (солнечных) лучей, которые сверкали (алмазными) искрами в воде. (Плакучие) берёзы купали в воде свои ветви, и кое-где берега поросли (густой) осокой, в которой прятались (большие, жёлтые) цветы.

Команды получают по1 жетону.

- А теперь продолжите описание прекрасного утра.

- Придумайте несколько предложений к тексту (устно), используя слова:

нежно-голубое; мягкая; пёстрые; тёплый (записаны с обратной стороны доски)

Команды получают по 1 жетону.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

IV. Подведение итогов

- Ребята, какие орфографические правила мы вспомнили?

- Ребята, для чего нужны имена прилагательные? (Чтобы делать нашу речь более красивой, выразительной)

V. Д/з.

1 уровень. Группа А: любое упр. Из раздела “Имя прилагательное” по выбору.

1 уровень. Группа В: придумать сочинение-миниатюру из 5 предложений, используя сложные прилагательные.