Звучит песня “Учат в школе” 1 куплет. После окончания припева выходят ведущие классного часа Кирилл и Валерия.
Кирилл:
Все мы, грамотные люди,
Очень счастливо живем,
Если слово где-то будет,
Без труда его прочтем!
Валерия: Позволю себе с тобой не согласиться. Слова-то мы читаем, но ЧТО мы читаем! Иногда в самом простом слове люди допускают ошибки, слово сразу теряет свой смысл.
Кирилл: Давно не секрет, что грамотность устной и письменной речи человека – это его своеобразная визитная карточка. Будет довольно непросто претендовать на престижную высокооплачиваемую работу, если пишешь с ошибками типа “незнаю, экзамин, здавать”,
Валерия: А говоришь пОняла, звОните, брАла, спАла, квАртал.
Кирилл: Тем более возникнут трудности при сдаче выпускных и вступительных экзаменов.
Валерия: Поэтому повышение грамотности – важная задача для школьника, а часто и для взрослого, работающего человека.
Кирилл: Конечно, некоторые от природы пишут грамотно, у кого-то талант к созданию письменных творений, а кому-то сложно и два слова связать, и с этим трудно что-то поделать.
Валерия: А если для человека русский язык не является родным, то у него возникает еще больше сложностей.
Кирилл:
В наше время очень сложно
Текст бывает прочитать.
Даже просто невозможно
Это в слух порой сказать.
Искаверкали могучий
И великий наш язык.
Он на свете самый лучший,
Я к такому не привык.
Время может быть настало
Непонятных нам идей,
Так давай объединимся
В группу грамотных людей.
Валерия: Кирилл, ты не одинок в своих начинаниях. Люди мира задумались над этим и основали Международный день грамотности.
Кирилл: Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО согласно рекомендации “Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности”.
Валерия:
Планета именно сегодня обратила
Внимание на грамотность свою,
И в честь такого дня она и возвратила
К истокам орфографию и пунктуацию.
Так может быть, не только в день нам этот
Писать и говорить по правилам?
Кирилл: Я нашел интересные факты. На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более 860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются неграмотными.
Валерия: Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых людей не посещают школу. Многие дети, подростки и взрослые, охваченные различными образовательными программами, не соответствуют требованиям к грамотности, предъявляемым современным обществом.
Кирилл: Существует необходимость в расширении программ распространения грамотности, направленных на группы учащихся, нуждающихся в особом внимании.
Валерия: День грамотности призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, так как до сих пор многие взрослые остаются неграмотными, а также многие дети не посещают школу в силу отсутствия таковых, либо по другим причинам.
Кирилл: Кроме того даже те, кто окончил школу не могут считаться грамотными, так как не соответствуют уровню образования современного мира и образованного человека. Поэтому в мировом масштабе борьба с неграмотностью является важнейшей задачей.
Валерия: В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже смело можно сказать о некоторых появившихся традициях.
Кирилл: К Дню грамотности приурочены школьные олимпиады и викторины по русскому языку. В библиотеках проводятся уроки грамотности. Таким образом, он привлекают внимание школьников к этой проблеме.
Валерия:
Мы с днем грамотности поздравляем
Всех, кто может прочитать стишок!
Им от всей души сейчас желаем
В школе обучаться хорошо!
Кирилл:
И не пропускать по русскому уроки,
Чтобы вы читать, писать могли,
Знаний не бывает слишком много,
В жизни пригодятся вам они!
Валерия:
Всем нам грамотность нужна!
Без нее куда?
Я признаться вам должна —
Без нее беда!
Не понять что говорят,
Пишут и поют.
Так что повышайте, люди,
Грамотность свою!
Кирилл: Я недавно внимательно посмотрел социальную сеть Интернета. Насколько безграмотно мы пишем свои сообщения. Вот посмотрите две картинки – реальные сообщения. Я выбрал более менее. В некоторых же вообще смысл понять нельзя.
Валерия: И мы провели такой эксперимент. Выбрали двадцать простых слов, вы не заметили, когда Ольга Викторовна на уроке русского языка нам их прочитала, как словарный диктант, а мы их записали. И в нашем классе не все могут похвастаться своей грамотностью
Кирилл: Так что же теперь делать?
Валерия: Я думаю, что помогут нам ответить на этот вопрос две наши проблемные группы, которым было дано домашнее задание – проблема. Первая группа решала проблему “Как же лучше запомнить правила русского языка, чтобы писать без ошибок” Вторая группа решала проблему “Как повысить грамотность”
Выступление групп со своими работами. В конце каждая группа дарит всем участникам классного часа памятки “Правила русского языка в стихах” (приложение 1) и “Как повысить грамотность письма” (приложение 2)
Валерия:
Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на 5!
Кирилл:
С ошибкой писать — тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок — основа основы!
Давайте же будем язык свой любить!
Валерия: Давайте сегодня вспомним, как велик и могуч наш язык! Прекрасно звучание грамотной речи, приятна она человеческому слуху. Легко читать красиво сложенный текст. С днем грамотности, с днем чистого слога! За знания, тягу к наукам, за труд простого школьного учителя.
Кирилл: А у меня предложение. Давайте сейчас проведем мини тайм правильности написания слов. Я тут подобрал несколько интересных слов. (Приложение 3)
На экране высвечиваются задания мини-тайма.
1. Как будет правильно: матрас или матрац?
Слова являются равноправными орфографическими варианты с небольшой разницей в образовании прилагательного: как правило, матрасный, а не матрацный.
2. Конфорка?
Только в таком виде зафиксировано это слово в современных русских словарях. Написание комфорка (с м вместо н) ошибочно.
3. Прецедент?
Очень “хочется” вставить перед д букву н: языку проще воспроизвести сочетание нд, чем одиночную взрывную д (т). Но согласно употреблению в языке-источнике [фр. precedent - лат. praecedens(praecedentis)] правильным является только вариант прецедент - случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. Напр.: Прецедентов, подобных сентябрьской трагедии, Америка раньше не имела.
4. Инцидент?
Только инцидент согласно орфографии этого слова в языке-источнике [нем. Inzident - фр. incident - лат. incidens (incidentis)].
5. Теракт?
Согласно рекомендуемым правилам образования сложных слов здесь пишется только одна р (террор + акт). Написание слова теракт через две рр (терракт) ошибочно. Возможно, распространенность этой неправильности связана с правилом образования сокращений - на последнюю согласную, ср.: терр. (территория).
6. Ароматерапия?
Да, ароматерапия: аромат + терапия. Соединительные гласные в сложных словах следует отличать от гласных, относящихся к основе исходного слова (а в данном случае – корневая гласная). Ср.: _ладдин_разующий, где о – соединительная гласная. То же самое: психотерапия, но психастения (псих + астения).
7. Конфеты кондитерской фабрики “Славянка” называются “Храбрый Аладдин” - разве не Алладин?
Нет, Аладдин – с одной л и двумя д. Именно так это слово пишется в языке-источнике, и в таком виде оно освоилось русским языком. Двойное л, возможно, появляется здесь по ассоциации со словом аллах – другим, тоже заимствованным словом.
8. Оформляются или нет слова Дед Мороз и Санта Клаус дефисами (Дед-Мороз и Санта-Клаус)?
Санта-Клаус – да, Дед Мороз – нет: имя этого персонажа состоит из значимых для русского человека слов, которые еще не потеряли самостоятельности. Но: дед-мороз – игрушка.
9. Как пишутся слова – имена героев сказок: Красная Шапочка, Синяя Борода?
Все составляющие имен действующих лиц в баснях, сказках, пьесах пишутся с прописной буквы: Красная Шапочка; Змей Горыныч; косолапый Мишка (из басни Крылова), Серебряное Копытце и т. д.
Кирилл: Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями.
Валерия:
Правила писания
Знай как группу своей крови.
Умножай те знания,
Что заложены со школы.
Кирилл:
Помни, что престижность в сленге
Видят только слабые.
Валерия:
Скажешь — жизнь построит всех в одну шеренгу.
Кирилл:
Возражу — в начало все же грамотных.
Валерия:
Проверь, но мнение складывается о тебе
По речи устной, письменной и той, которая в уме.
Кирилл: А еще я хочу познакомить вас с необычным правилом проверки написания слов, он называется “нравится - не нравится”.
Валерия: Не поняла причем здесь нравится – не нравится? Слова то пишутся по определенным правилам.
Кирилл: Ты меня не дослушала. В этом случае работает зрительная память. У большинства людей этот вид памяти наиболее развит. Вы запоминаете правильное написание слов – и потом можете применять следующий метод проверки написания слова: “нравится – не нравится”. Что это значит? Вы пишете два варианта слова, в правописании которого сомневаетесь, и выбираете тот вариант, который Вам больше нравится. Говорят, что интуиция подсказывает, но это откуда-то из зрительной памяти выплывает правильное написание слова.”.
Валерия: Как интересно. Надо попробовать.
Кирилл: Надо заметить, что этот метод очень хорошо работает, если вы много читаете, тогда в вашей голове непроизвольно оседает много известных и малоизвестных слов.
Валерия: А мне бабушка рассказала свой прием правильности письма “Пиши неторопливо. Старайся писать каллиграфическим почерком: это помогает сосредоточиться, зафиксировать в памяти форму слова, позволяет вспомнить соответствующее правило правописания”.
Кирилл:
Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
Чтоб разум был ещё светлей!
Валерия:
Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!
Кирилл: На уроках кто собран, внимателен,
Валерия: Не считает ни мух, ни ворон —
Кирилл: Станет грамотным тот обязательно
Валерия: И получит заветный диплом.
Кирилл: Мы желаем освоить грамматику,
Валерия: Пунктуацию знать “на зубок”,
Кирилл: Не терялся, чтоб смысл предложения,
Валерия: И понять вас любой всегда мог.
Вместе: Удачи Вам!
Источники
- http://www.tutoronline.ru/blog/dec_2011/ne-znaete-kak-povysit-gramotnost-my-podskazhem.aspx
- http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-gramotnosti/2.htm
- http://deti-burg.ru/pozdravleniya-2/den-gramotnosti
- http://konf-csu.narod.ru/ze/educ/neworpho2.html