Все мы грамотные люди

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Звучит песня “Учат в школе” 1 куплет. После окончания припева выходят ведущие классного часа Кирилл и Валерия.

Кирилл:

Все мы, грамотные люди,
Очень счастливо живем,
Если слово где-то будет,
Без труда его прочтем!

Валерия: Позволю себе с тобой не согласиться. Слова-то мы читаем, но ЧТО мы читаем! Иногда в самом простом слове люди допускают ошибки, слово сразу теряет свой смысл.

Кирилл: Давно не секрет, что грамотность устной и письменной речи человека – это его своеобразная визитная карточка. Будет довольно непросто претендовать на престижную высокооплачиваемую работу, если пишешь с ошибками типа “незнаю, экзамин, здавать”,

Валерия: А говоришь пОняла, звОните, брАла, спАла, квАртал. 

Кирилл: Тем более возникнут трудности при сдаче выпускных и вступительных экзаменов. 

Валерия: Поэтому повышение грамотности – важная задача для школьника, а часто и для взрослого, работающего человека. 

Кирилл: Конечно, некоторые от природы пишут грамотно, у кого-то талант к созданию письменных творений, а кому-то сложно и два слова связать, и с этим трудно что-то поделать.

Валерия: А если для человека русский язык не является родным, то у него возникает еще больше сложностей.

Кирилл:

В наше время очень сложно
Текст бывает прочитать.
Даже просто невозможно
Это в слух порой сказать.

Искаверкали могучий
И великий наш язык.
Он на свете самый лучший,
Я к такому не привык.

Время может быть настало
Непонятных нам идей,
Так давай объединимся
В группу грамотных людей.

Валерия: Кирилл, ты не одинок в своих начинаниях. Люди мира задумались над этим и основали Международный день грамотности.

Кирилл: Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО согласно рекомендации “Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности”. 

Валерия:

Планета именно сегодня обратила
Внимание на грамотность свою,
И в честь такого дня она и возвратила
К истокам орфографию и пунктуацию.
Так может быть, не только в день нам этот
Писать и говорить по правилам?

Кирилл: Я нашел интересные факты. На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более 860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются неграмотными.

Валерия: Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых людей не посещают школу. Многие дети, подростки и взрослые, охваченные различными образовательными программами, не соответствуют требованиям к грамотности, предъявляемым современным обществом.

Кирилл: Существует необходимость в расширении программ распространения грамотности, направленных на группы учащихся, нуждающихся в особом внимании.

Валерия: День грамотности призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, так как до сих пор многие взрослые остаются неграмотными, а также многие дети не посещают школу в силу отсутствия таковых, либо по другим причинам.

Кирилл: Кроме того даже те, кто окончил школу не могут считаться грамотными, так как не соответствуют уровню образования современного мира и образованного человека. Поэтому в мировом масштабе борьба с неграмотностью является важнейшей задачей.

Валерия: В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже смело можно сказать о некоторых появившихся традициях.

Кирилл: К Дню грамотности приурочены школьные олимпиады и викторины по русскому языку. В библиотеках проводятся уроки грамотности. Таким образом, он привлекают внимание школьников к этой проблеме.

Валерия:

Мы с днем грамотности поздравляем
Всех, кто может прочитать стишок!
Им от всей души сейчас желаем
В школе обучаться хорошо!

Кирилл:

И не пропускать по русскому уроки,
Чтобы вы читать, писать могли,
Знаний не бывает слишком много,
В жизни пригодятся вам они!

Валерия:

Всем нам грамотность нужна!
Без нее куда?
Я признаться вам должна —
Без нее беда!
Не понять что говорят,
Пишут и поют.
Так что повышайте, люди,
Грамотность свою!

Кирилл: Я недавно внимательно посмотрел социальную сеть Интернета. Насколько безграмотно мы пишем свои сообщения. Вот посмотрите две картинки – реальные сообщения. Я выбрал более менее. В некоторых же вообще смысл понять нельзя.

Валерия: И мы провели такой эксперимент. Выбрали двадцать простых слов, вы не заметили, когда Ольга Викторовна на уроке русского языка нам их прочитала, как словарный диктант, а мы их записали. И в нашем классе не все могут похвастаться своей грамотностью

Кирилл: Так что же теперь делать?

Валерия: Я думаю, что помогут нам ответить на этот вопрос две наши проблемные группы, которым было дано домашнее задание – проблема. Первая группа решала проблему “Как же лучше запомнить правила русского языка, чтобы писать без ошибок” Вторая группа решала проблему “Как повысить грамотность”

Выступление групп со своими работами. В конце каждая группа дарит всем участникам классного часа памятки “Правила русского языка в стихах” (приложение 1) и “Как повысить грамотность письма” (приложение 2)

Валерия:

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на 5!

Кирилл:

С ошибкой писать — тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок — основа основы!
Давайте же будем язык свой любить!

Валерия: Давайте сегодня вспомним, как велик и могуч наш язык! Прекрасно звучание грамотной речи, приятна она человеческому слуху. Легко читать красиво сложенный текст. С днем грамотности, с днем чистого слога! За знания, тягу к наукам, за труд простого школьного учителя.

Кирилл: А у меня предложение. Давайте сейчас проведем мини тайм правильности написания слов. Я тут подобрал несколько интересных слов. (Приложение 3)

На экране высвечиваются задания мини-тайма.

1. Как будет правильно: матрас или матрац?

Слова являются равноправными орфографическими варианты с небольшой разницей в образовании прилагательного: как правило, матрасный, а не матрацный.

2. Конфорка?

Только в таком виде зафиксировано это слово в современных русских словарях. Написание комфорка (с м вместо н) ошибочно.

3. Прецедент?

Очень “хочется” вставить перед д букву н: языку проще воспроизвести сочетание нд, чем одиночную взрывную д (т). Но согласно употреблению в языке-источнике [фр. precedent - лат. praecedens(praecedentis)] правильным является только вариант прецедент - случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. Напр.: Прецедентов, подобных сентябрьской трагедии, Америка раньше не имела.

4. Инцидент?

Только инцидент согласно орфографии этого слова в языке-источнике [нем. Inzident - фр. incident - лат. incidens (incidentis)].

5. Теракт?

Согласно рекомендуемым правилам образования сложных слов здесь пишется только одна р (террор + акт). Написание слова теракт через две рр (терракт) ошибочно. Возможно, распространенность этой неправильности связана с правилом образования сокращений - на последнюю согласную, ср.: терр. (территория).

6. Ароматерапия?

Да, ароматерапия: аромат + терапия. Соединительные гласные в сложных словах следует отличать от гласных, относящихся к основе исходного слова (а в данном случае – корневая гласная). Ср.: _ладдин_разующий, где о – соединительная гласная. То же самое: психотерапия, но психастения (псих + астения).

7. Конфеты кондитерской фабрики “Славянка” называются “Храбрый Аладдин” - разве не Алладин?

Нет, Аладдин – с одной л и двумя д. Именно так это слово пишется в языке-источнике, и в таком виде оно освоилось русским языком. Двойное л, возможно, появляется здесь по ассоциации со словом аллах – другим, тоже заимствованным словом.

8. Оформляются или нет слова Дед Мороз и Санта Клаус дефисами (Дед-Мороз и Санта-Клаус)?

Санта-Клаус – да, Дед Мороз – нет: имя этого персонажа состоит из значимых для русского человека слов, которые еще не потеряли самостоятельности. Но: дед-мороз – игрушка.

9. Как пишутся слова – имена героев сказок: Красная Шапочка, Синяя Борода?

Все составляющие имен действующих лиц в баснях, сказках, пьесах пишутся с прописной буквы: Красная Шапочка; Змей Горыныч; косолапый Мишка (из басни Крылова), Серебряное Копытце и т. д.

Кирилл: Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями.

Валерия:

Правила писания
Знай как группу своей крови.
Умножай те знания,
Что заложены со школы.

Кирилл:

Помни, что престижность в сленге
Видят только слабые.

Валерия:

Скажешь — жизнь построит всех в одну шеренгу.

Кирилл:

Возражу — в начало все же грамотных.

Валерия:

Проверь, но мнение складывается о тебе
По речи устной, письменной и той, которая в уме.

Кирилл: А еще я хочу познакомить вас с необычным правилом проверки написания слов, он называется “нравится - не нравится”.

Валерия: Не поняла причем здесь нравится – не нравится? Слова то пишутся по определенным правилам.

Кирилл: Ты меня не дослушала. В этом случае работает зрительная память. У большинства людей этот вид памяти наиболее развит. Вы запоминаете правильное написание слов  и потом можете применять следующий метод проверки написания слова: “нравится – не нравится”. Что это значит? Вы пишете два варианта слова, в правописании которого сомневаетесь, и выбираете тот вариант, который Вам больше нравится. Говорят, что интуиция подсказывает, но это откуда-то из зрительной памяти выплывает правильное написание слова.”. 

Валерия: Как интересно. Надо попробовать.

Кирилл: Надо заметить, что этот метод очень хорошо работает, если вы много читаете, тогда в вашей голове непроизвольно оседает много известных и малоизвестных слов.

Валерия: А мне бабушка рассказала свой прием правильности письма “Пиши неторопливо. Старайся писать каллиграфическим почерком: это помогает сосредоточиться, зафиксировать в памяти форму слова, позволяет вспомнить соответствующее правило правописания”.

Кирилл:

Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
Чтоб разум был ещё светлей!

Валерия:

Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!

Кирилл: На уроках кто собран, внимателен,

Валерия: Не считает ни мух, ни ворон —

Кирилл: Станет грамотным тот обязательно

Валерия: И получит заветный диплом.

Кирилл: Мы желаем освоить грамматику,

Валерия: Пунктуацию знать “на зубок”,

Кирилл: Не терялся, чтоб смысл предложения,

Валерия: И понять вас любой всегда мог.

Вместе: Удачи Вам!

Источники

  1. http://www.tutoronline.ru/blog/dec_2011/ne-znaete-kak-povysit-gramotnost-my-podskazhem.aspx
  2. http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-gramotnosti/2.htm
  3. http://deti-burg.ru/pozdravleniya-2/den-gramotnosti
  4. http://konf-csu.narod.ru/ze/educ/neworpho2.html