Тема урока: "Металлургия России. Черная металлургия"

Разделы: География


Цели урока.

  1. Знакомство с составом и значением металлургического комплекса.
  2. Развитие умения классифицировать типы предприятий, анализировать размещения металлургических баз, продолжение формирования навыков работы с ИКТ.
  3. Воспитание уважительного отношения к труду металлурга, бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование: атласы по экономической географии России, интерактивная доска, карта чёрная металлургия России.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать хозяйство России.

Беседа по вопросам.

- С каким межотраслевым комплексом мы познакомились? ( Топливно-энергетическим)

Без топлива и электроэнергии не может развиваться экономика России.

- Перечислите, известные вам способы транспортировки топлива. (По воде в танкерах, по нефте и газопроводам…)

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с Металлургическим комплексом России.

Запишите тему урока в тетрадь.

Учитель: Металл - основное сырьё для машиностроения, металлургия – ведущая отрасль промышленности России. Без металла сегодня не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, транспорт, судостроение и др. не могут обходиться без стали.

Попробуйте сформулировать определение, что такое металлургический комплекс (учащиеся дают ответы, учитель корректирует).

Металлургический комплекс – совокупность отраслей по добыче руд и производству металла.

Запишите в тетрадь.

- Попытайтесь назвать отрасли в составе металлургического комплекса? (Чёрная и цветная металлургия)

Запишите название отраслей в тетрадь.

Учитель: 90% выплавленного металла приходится на сталь и чугун - чёрные металлы, сегодня мы познакомимся именно с этой отраслью промышленности.

- Для выплавки металла необходимо сырьё и топливо. Как Вы думаете, что является сырьём, что топливом в данной отрасли? (Сырьё – железная руда, топливо – коксующийся уголь)

Для улучшения качества стали используют марганцевые и хромовые руды, Украина и Казахстан поставляют России это сырьё, а вот по запасам железных руд мы на 1 месте в мире.

Работа с картой полезных ископаемых.

Вопрос. Назовите железорудные месторождения, покажите на карте, где они размещаются? (Например: КМА и др., преобладают месторождения на Урале). КМА – крупнейшее месторождение железных руд в России.

Руда, прежде чем стать металлом должна пройти несколько стадий производства. (На интерактивной доске технологическая цепочка производства черной металлургии) Учитель объясняет:

1 стадия – добыча

2 стадия - обогащение (отделение от пустой породы на ГОКах)

3 стадия - выплавка чугуна (доменный цех)

4 стадия - выплавка стали (сталеплавильный цех)

5 стадия - производство проката (прокатный цех). Прокат - готовая продукция (листовой, рельсовый и т.д.)

- Вот такой это трудоёмкий процесс, и труд металлурга один из самых тяжёлых.

Запишите стадии производства в тетрадь.

Учитель: Основой металлургического предприятия являются три цеха: доменный, сталеплавильный и прокатный.

- Что получают в доменном цехе…..? (Чугун) сталеплавильном……? (Сталь) прокатном…..? (Готовую продукцию)

Если представлены все три цеха, то такое предприятие называют комбинатом полного цикла.

- Итак, сформулируйте и запишите определение комбинат.

Комбинат – это предприятия полного цикла, включающее все стадии технологического цикла и связанные с ним производства других отраслей.

Работа с интерактивной картой “Черная металлургия России”.

Вопросы.

- Используя карту атласа, перечислите комбинаты полного цикла в Европейской части, на Урале, на юге Сибири. (Липецк, Череповец, Магнитогорск, Нижний Тагил…)

- Покажите комбинаты на интерактивной карте России.

Старейшим и крупнейшим в России является Магнитогорский комбинат.

Получать металл мы можем не только с помощью железной руды, но и используя вторичное сырье. Значительная часть стали выплавляется из металлолома - это в 12–15 раз дешевле, такие предприятия называются заводами передельной металлургии.

Вопрос.

- Если сырьём служит металлолом, какой из трёх цехов отсутствует на таком комбинате? (Доменный)

- Назовите центры передельной металлургии. (Нижний Новгород, Новосибирск…)

Новый тип комбинатов – бездоменная металлургия, тоже 2 цеха (электроплавильный и прокатный), второе название - электроплавильный комбинат.

Вопрос.

- В каком городе России находится такое предприятие? (Старый Оскол)

- Какой фактор повлиял на размещение Оскольского комбината? (Сырьевой, рядом КМА)

Кроме того здесь есть источник необходимой электроэнергии - Курская АЭС, и при таком производстве не надо воды.

Вопрос.

- Предприятия чёрной металлургии разбросаны по территории России или размещаются группами? (Размещаются группами)

Группы предприятий образуют металлургические базы.

Вопрос.

- Используя карту атласа стр. 12-13, назовите действующие металлургические базы? (Европейская, Уральская, Сибирская).

Давайте, на примере Уральской базы, разберём принцип размещения металлургических комбинатов.

Беседа по вопросам.

-Что служит сырьём для чёрной металлургии? (Железная руда)

- Есть ли на Урале месторождения железных руд? (Качканарское, Кустанайская группа)

- Откуда поступает коксующийся уголь? (Кузбасс, Карагандинский бассейн Казахстана)

Отметить стрелками на схеме. (Приложение 1)

- Какой фактор повлиял на размещение Уральской базы? (Сырьевой)

Вывод. Уральская база расположена в непосредственной близости к источникам сырья.

Учитель: Предприятия Уральской базы построены давно, требуют реконструкции, выплавляют металл низкого качества, существенно загрязняют окружающую среду.

Задание.

- С помощью учебника (п.10) и карт атласа заполните таблицу:

Металлургические базы России. (Приложение 2)

- Сделайте вывод о размещении Центральной и Сибирской баз.

Ответ.

Центральная: на пересечение потоков сырья и топлива.

Сибирская: у сырья и топлива. (Самое выгодное размещение)

Учитель: Металлургия – экологически опасное производство, крупнейший загрязнитель окружающей среды, кроме того это водоёмкое производство. Строить комбинаты необходимо вблизи крупных водоёмов. Чтобы выплавить 1 тонну стали необходимо 7 тонн сырья, поэтому комбинаты лучше строить у сырья или вблизи железнодорожных магистралей.

4. Закрепление пройденного материала.

Сейчас для закрепления материала предлагаю выполнить тестовое задание “Чёрная металлургия”.

Выполнив задание, учащиеся видят итоговую отметку.

  1. Как называется первая стадия производства металла? (Обогащение, прокат, добыча)
  2. Самый крупный металлургический комбинат России? (Оскольский, Магнитогорский, Липецкий) и т.д.
  3. В каком городе России расположен единственный в России электрометаллургический комбинат? (Новокузнецк, Старый Оскол, Нижний Новгород)
  4. Следующая за выплавкой стали стадия производства? (Прокат, обогащение, выплавка чугуна)
  5. Сырьём для чёрной металлургии служит..? (Коксующийся уголь, железная руда, медная руда)
  6. Сколько в России действующих металлургических баз? (Одна, две, три)
  7. Крупнейшая металлургическая база России? (Уральская, Центральная, Сибирская)
  8. Перспективная металлургическая база? (Центральная, Сибирская, Дальневосточная)
  9. Какое место занимает Россия по запасам железных руд? (1, 2, 3)
  10. Какой фактор повлиял на размещение Уральской металлургической базы? (Сырьевой, потребительский, грузопотоки сырья и топлива)

5. Подведение итогов работы. Оценки за урок.

6. Домашнее задание: § 10 пересказ, на контурной карте России отметить комбинаты полного цикла, металлургические базы. Вопрос №4, стр.60.