Проект “Домик в деревне” направлен на решение экологических проблем. Проект предусматривает исследовательскую деятельность учащихся. Дети и взрослые включены в практическую деятельность по благоустройству пришкольной территории,в результате возрастает их социальная активность. Результатом проекта станет благоустройство и озеленение пришкольной территории, ландшафтный дизайн. Благоустроенная пришкольная территория будет украшением школьного двора. В результате работы над проектом будет создан зеленый уголок, где можно было бы отдохнуть. Школьный участок станет местом, где каждый будет чувствовать себя комфортно.
Мы разделились на 3 группы в работе:
I группа (5-6 кл.) - проводила социальный опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по анкете:
1. Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?
2. Что вам хотелось бы создать на территории школы?
3. Хотели бы вы принять участие в благоустройстве территории?
II группа (1-3 кл.) – вошла во взаимодействие с родителями, администрацией школы.
III группа (9 кл.) - изучала средства массовой информации и локальные документы по этим вопросам.
Анализ социологического опроса и анкетирования
В социологическом опросе приняли участие 35 человек, из них 6 человек - работники школы, 9 человек - местное население и 20 - обучающиеся школы.
На первый вопрос 35 опрошенных ответили: “Да – проблема актуальна”;
Что вам хотелось бы создать на территории? 70% - хотели бы создать цветники с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;
30% - оборудовать места отдыха (беседки, скамейки). Большинство опрошенных 60% готовы принять участие в благоустройстве школьной территории.
Обработка данных анкетирования
Вывод. Большинство опрошенных респондентов считают проблему благоустройства школьного двора актуальной и готовы принять участие в его обновлении.
Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников
Приступая к разработке проекта “Домик в деревне” на первом этапе была изучена литература по благоустройству территории, выращиванию и уходу за цветочно-декоративными растениями. Полезные советы и рекомендации мы получили из различных источников.
На сайтах Интернета подобрали фотографии оригинальных малых архитектурных форм, которые можно разместить на территории нашей школы.
Школьный двор – это визитная карточка нашего образовательного учреждения, поэтому территорию необходимо изменять, дополнять и постоянно вносить какие либо творческие элементы. Но двор также должен быть эстетически привлекательным, постоянно ухоженным. Данная проблема является актуальной не только для обучающихся школы, но и для социума поселения в целом.
На классном часе обсуждался вопрос о благоустройстве школьной территории. Предложили разработать эскизы дизайнерских композиций и схему школьной территории.
Проанализировав данные источники, мы пришли к следующим выводам:
1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.
2. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании пригодиться ему в жизни.
Анализ нормативно-правовой базы по данной проблеме
Нами изучены нормативно-правовые акты, имеющие отношение к социальному проекту, проведен их анализ.
В результате этой работы мы убедились, что имеем право:
1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам.
2. Искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода и из различных источников, особенно такую информацию и материалы, которыенаправлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическомуи психическому развитию не только детей, но и местных жителей.
3. На свободу ассоциации и свободу мирных собраний (т.е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные проекты).
4. На отдых и досуг, участвовать в играхи развлекательных мероприятиях.
5. На обращенияв государственные органы и органыместного самоуправления.
6. На участие в опросе граждан.
Вывод. Проанализировав нормативно-законодательные акты федерального, регионального и местного значения, наша проектная группа пришла к выводу, что разработка и реализация социального проекта законодательно обосновано.
Срок реализации проекта.
Предполагаемая дата начала проекта: март 2013 г.
Предполагаемая дата окончания проекта: сентябрь 2015 г.
Продолжительность проекта: 2 года.
Актуальность решаемой проблемы
Школа была основана в 1989 году. Основную массу пришкольной территории составляют плодовые деревья, кустарники. Есть на школьной территории и экзоты – туя. Школьному саду уже много лет и, разумеется, он требует серьезного отношения. Кроме того, на территории нашей школы находится клумбы многолетних цветов, 2 из которых имеют большую площадь. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы имеют непривлекательный вид. Решено на месте этих неприглядных клумб высадить новые цветочные культуры, изменить ландшафтный дизайн с помощью декоративных построек. Школьный двор – неотъемлемая часть истории школы, ее наследие. Проект “Домик в деревне” позволяет учащимся, педагогам, родителям проявить свою фантазию по благоустройству школьной территории. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать в учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, и способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей. Роль зелёных насаждений невозможно переоценить: они создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, формируют природную среду, способствуют функциональной организации школьной территории, имеют эстетическое значение, а также могут быть использованы как природные объекты в массовом экологическом образовании. (Кружки, экскурсии)
Экологическое воспитание является одним из направлений деятельности школ . Но, к сожалению, изучению биологии в школе уделяется очень мало времени в учебном плане, а экология не изучается как отдельный предмет, а лишь в рамках других естественнонаучных дисциплин. Устранить данное противоречие поможет предлагаемый проект, т.к. благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования. Кроме того, тяжело наблюдать, как на улицах вокруг школы появляется неухоженность, горы мусора. Пугает равнодушие, безразличие многих жителей к проблемам благоустройства, а ведь почти все из них родители учеников нашей школы. Привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам и необходимости их решения, поможет данный проект.
Таким образом, проект “Домик в деревне” направлен на решение экологических, педагогических и социальных проблем. Необходимо создать такую пришкольную территорию, которая бы выполняла ряд функций: познавательную, развивающую, эстетическую, духовно-нравственную.
Цель: создание условий для экологического воспитания и образования, повышения социальной активности учащихся через включение их в практическую деятельность по декоративному оформлению пришкольной территории.
Задачи:
- выяснить мнение учащихся школы и родителей о необходимости благоустройства пришкольной территории;
- изучить экологическое состояние пришкольной территории;
- познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;
- разработать дизайн–проект школьного двора;
- провести мероприятия по благоустройству и озеленению школьного двора;
Ожидаемые результаты.
Краткосрочные результаты.
1. Результаты социологического опроса населения, учителей, учащихся, родителей.
2. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, изготовление поделок, чистота и порядок на школьной территории.
3. Конкурс рисунков по дизайну клумб.
4. Распространение листовок для родителей
5. Получение сведений о состоянии зелёных насаждений школы.
6. Учащиеся познакомятся с основами цветоводства, овладеют агротехническими приёмами выращивания растений.
Долгосрочные результаты.
1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.
2. Повышение уровня общей культуры населения.
3. Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.
4. У участников проекта формируются навыки коллективной работы, навыки исследовательской деятельности.
5. Улучшение экологического состояния пришкольной территории.
6. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.
7. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
План-график мероприятий
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
I. Организационный этап | ||
1. Формирование инициативной группы из учащихся, родителей, педагогов | март | Меринова Н.Б |
2. Проведение социологического опроса среди учащихся, родителей. | март | Меринова Н.Б |
3.Распределение учащихся на группы. | март | |
4. Изучение научно-популярной и учебной литературы по основам цветоводства и ландшафтного дизайна. | сентябрь-март | Меринова Н.Б, ученики 9 класса |
II. Практический этап | ||
5. Исследовательская работа по изучению экологического состояния пришкольной территории | сентябрь – ноябрь | Меринова Н.Б. |
6. Подготовка и распространение листовок. | февраль, март | Меринова Н.Б |
7. Конкурс дизайн-проектов. | ноябрь, декабрь | Меринова Н.Б |
Практическая деятельность. - выращивание рассады; - подготовка цветочных клумб и высадка рассады; - уход и полив высаженной рассада |
март, апрель; апрель, сентябрь |
Меринова Кристина, Меринова Л.А. представители каждого класса, учащиеся школы, учителя |
8. Составление графика работы на пришкольном участке в течение всего летнего периода (летняя трудовая практика) | июнь | Меринова Н.Б. |
III. Обобщающий этап. | ||
9. Итоговая защита проектов. | сентябрь | Меринова Н.Б, дети |
10. Составление перспективного плана благоустройства и дооборудования территории школьного двора. | сентябрь | Меринова Н.Б |
Этапы реализации проекта
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный этап | ||
1. Выбор темы, формулирование
целей проекта (через проблемную ситуацию и
анкетирование). 2. Определение количества участников проекта, формирование групп |
Обсудили тему проекта с учителем, получили необходимую информацию. Формулируют цели проекта. Распределяют обязанности в группе. | Мотивирует учащихся. Осуществляет помощь в формулировании цели проекта. Продумывает собственные педагогические цели, с учетом специфики проекта и педагогического процесса. |
Практический этап | ||
1. Определение объема работы,
распределение заданий среди участников проекта. 2. Сбор и анализ информации. 3. Планирование итогового продукта (материалы для выставок, оценка состояния школьной территории), проведение дизайн – конкурса, закупка необходимого материала. 4. Установление критериев оценки процесса работы, результатов. |
Вырабатывают план действий. Определяют условия, необходимые для реализации проекта. Ставят промежуточные задачи. Определяют сроки. | Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). Помогает составить поэтапный план, поставить промежуточные задачи. |
Собирают нужную информацию, решают промежуточные задачи. | Наблюдает, советует,руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | |
Результаты и выводы | ||
Анализ информации, документов. Формулировка выводов. Оформление результата. |
Анализируют информацию. Оформляют результаты. |
Оказывает необходимую помощь при обработке информации и оформлении результатов. |
Представление итогового продукта | ||
Представление итогов работы: наличие клумбы, поделок, оформление проекта. | Отчитываются о проделанной работе. | Задает вопросы в роли рядового участника. |
Оценка процесса и результатов работы | ||
Участие в конкурсе “Защита проектов” | Участвуют в конкурсе . | Оценивает вклад каждого учащегося, качество использования источников информации. Определяет возможность продолжения работы по выбранному направлению и качество отчета. |
Бюджет проекта
Статья расходов |
Кол-во | Цена за штуку (в рублях) |
Всего (в рублях) |
Привоз почвенного грунта | - | Спонсорская помощь | - |
Семена растений Колеры Краска Кисти Перчатки |
6 сортов 7 цветов 2 банки 5 штук 5 пар |
25 рублей 30 рублей 241 рубель 15 рублей 20 рублей |
150 р. 210 р. 482 р. 75 р. 100 р. |
Итого | 1007 рублей |
Устойчивость проекта.
Ежегодно (сентябрь, апрель) силами учащихся проводятся субботники по уборке территории.. В апреле – мае учащиеся каждого класса выращивают рассаду для школьных клумб. Родители приносят с личных садовых участков много летников.
Распространение результатов.
Выпуск школьной газеты, публикации на сайте школы, презентация работы на родительском собрании в школе, сообщение результатов на школьном конкурсе “ Защита проектов”.
Мы думаем, все прекрасно осознают важность вопроса эстетического оформления пришкольной территории. Мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, у нас активно развивается креативное мышление. При творческой и созидательной работе на учебно-опытном участке и на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения, нами созданные.
Наш школьный двор так хорош и прекрасен,
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг.
Наш школьный двор цветами украшен,
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится,
Искрящийся смех раздастся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг!
Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям деревни приносит радость и пользу.
Список используемой литературы
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
2. Вакуленко В.В. Декоративное садоводство – М.: Просвещение, 1982 г.
3. Воронцов: Цветы в саду, или 1000 цветов для вашего сада.
4. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: кн. Для учащихся – М.:Просвещение,1993 г.
5. Журналы. “Мои любимые цветы”, 2006-2007 гг.
6. Интернет-ресурсы.