В названии семинара на первом плане стоит ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Как учитель информатики позволю себе дать определение информационно-коммуникационным технологиям.
Определение
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) – это методы и способы сбора, обработки и хранения информации, то есть работы с информацией, при помощи вычислительной техники и других телекоммуникативных средств.
Это всего лишь методы и способы работы с информацией, позволяющие по новому, более наглядно, быстрее, с меньшими временными затратами, но более эффективно представлять информацию учащимся, развивать у них информационную культуру, т.е. умение целенаправленно работать с информацией при помощи технических устроств.
В настоящее время происходит активная интеграции ИКТ и Технологии образования.
Наука накопила огромный опыт по передаче знаний от учителя к ученику.
ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания, так как изменяют схему передачи знаний.
Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новшества:
Дистанционное обучение, создание цифровых образовательных ресурсов.
Она явилась одной их предпосылок разработки национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, Федерального Государственного Образовательного стандарта (ФГОС).
В ФГОС понятие “внеурочная деятельность”, рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса.
Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка.
В нашей школе имеется большой опыт работы по организации внеурочной деятельности в рамках “Школы полного дня”.
Уже 10 лет я веду такой курс для начальной школы на основе курса “Информатика в играх и задачах” коллектива под руководством Горячева А.В. (Рис. 1), который в рамках внеурочной деятельности и назван “Гимнастика для ума”. Курс Образовательной программы “ШКОЛА 2100”.
Хотела бы дать ответ на возникающий у Вас вопрос: “Курс относится к информатике, а мы учителя начальных классов. Зачем?”.
Данный курс разработан как логико-алгоритмический компонент. Относится к предметной области математика и информатика. И 90 % заданий курса направлены на развитие у детей логики, мышления, умения работы с окружающими объектами, информационной культуры. И, рекомендован для преподавания не только учителями информатики, но и учителям начальных классов. С учетом того, что методическая поддержка курса настолько хорошо разработана и проста, любой учитель быстро сориентируется.
Почему мы без опаски взяли его для внеурочной деятельности? Он один из тех курсов, который рекомендован в сборнике “Примерных программ начального общего образования для ОУ”.
Сборник опубликован на официальном сайте Федерального Государственного Образовательного стандарта (ФГОС) в разделе “Информационная грамотность в начальной школе”, подраздел – “Рекомендации по организации внеурочной деятельности”, – “Факультативы и кружки” (Рис 2.)
(ссылка http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531).
На официальном сайте “Образовательной программы “ШКОЛА 2100” есть уже разработанная рабочая программа соответствующая стандартам ФГОС.
http://www.school2100.ru/ (Рис. 3), http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php (Рис. 4)
На сайте также разработаны еще два внеурочных курса “Театр” и “Работа над проектами”.
Курса ведется с 1 по 4 класс.
Основные цели и задачи курса:
- целенаправленное развитие логического, алгоритмического мышления;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Курс не требуют обязательного наличия компьютеров.
- занятия имеют практическую направленность, при этом на каждом занятии используются рабочие тетради (Рис. 5);
Останавливаться на содержательной линии тетрадей я не буду.
В методическом пособии (Рис. 6) подробно разработан каждый урок: цели, примеры вопросов для детей, разобраны трудные задания, ответы на все задания, предлагаются загадки и игры по темам.
При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения.
Я ребятам предоставляется выбор, чем выполнять задания в тетрадях: карандашом, ручками (они очень любят приносить эти красивые ручки с блестящими пастами, где еще их применить, а очень хочется), цветными карандашами или фломастерами.
Объясняю ребятам, что работать в тетрадях лучше карандашом, чтобы можно было исправить ошибки ластиком (стереть) или цветными карандашами раскрашивать. Сначала раскрашивают фломастерами, но я им наглядно показываю, что с другой стороны листа получается очень некрасиво. Это один из аспектов информационной культуры.
Чтобы тетради ребята не забывали, да и внеурочная деятельность не подразумевает как таковых домашних заданий, тетради я храню у себя и раздаю их на уроке, а потом собираю. Если на занятие отводится не менее 35-40 минут, времени достаточно для того чтобы основной материал пройти на занятиях. А материал для повторения я предлагаю сделать ребятам, когда в конце II и IV четверти отдаю тетради детям. Они с удовольствием их выполняют, и потом приносят показать. Если нужно все-таки, дать задание на дом (ребята часто сами просят индивидуально) я просто аккуратно отделяю лист с заданием и отдаю ребятам.
Я заранее отсканировала все тетради и вывожу задания на интерактивную доску.
Есть разные виды интерактивных досок и соответственно разные программы идут в сопровождении. У меня используется средства SmartBoard программа Notebook (Рис. 7) /Из опыта – эту программу можно поставить на любой компьютер без доски и подготавливать ответы задания работы, писать правда мышкой)./
Но они имеют одинаковые функции.
Например, я создала архивы (Рис. 8) с отсканированными тетрадями и проецирую их при выполнении заданий с ребятами в реальном времени (online) (Рис. 9).
Или объясняю как выполнить, затем закрываю “шторкой” и прошу выполнить задание, как они поняли, или по аналогии (Рис. 10).
Немного бы хотела остановиться на том, что по СаНПиН мы можем работать со статическим изображением при проецировании не более 10 мин, а для демонстрации в виде презентации не более 15 мин для этого возраста. По совокупности они смотрят на доску не более разрешенного времени.
Только (из опыта) шторка у меня серого цвета, всё равно этот цвет притягивает внимание и действует на глаза, я стараюсь уменьшить или исключить такую нагрузку путем изменения цвета фона рабочей области. Стараюсь подобрать цвет соответствующий цвету стен (также по СаНПиНу в компьютерных кабинетах для снижения нагрузки на глаза для стен рекомендованы светло-зеленый, т.е. салатовый, голубой цвета) или цвет обычной доски, особо удобно на ней писать белым цветом (Рис. 11), как мелом по учебной доске. И еще, доказано, что на зеленом фоне все предметы воспринимаются более точно, т.е. с большей эффективностью при меньшей нагрузке.
Одним из важных, на мой взгляд, моментов – это безоценочная система. Как без оценок? Они стимулируют, дисциплинируют. Контролировать надо. Чтобы оценить работу учащегося можно ввести систему оценивания “замечания”, когда раздаете, можете просмотреть и сделать замечания и пояснения учащимися, которые требуют больше внимания или на прошлом занятии работали “не в полную силу”. Или систему оценивания картинками, которую использую я в 1 классе (Рис. 12).
Это конечно не самый новый метод, на лицо использование ИКТ для автоматизации процессов и тиражирования.
- “Немного не постарался”. - “Хорошо!”, две – “Молодец!”. Данный метод оценивания исключает нервозность и страх, психологический фактор. Если ребенок хорошо выполнил задания на следующем занятии, то картинку “Немного не постарался” убираем или заклеиваем.
Мои первоклашки зачастую получая картинку-замечание, достаточно спокойно реагируют на нее, но на следующем уроке смотрят: исправил ли? Любят их раскрашивать. Клею на форзаце, так как сразу виден результат и легко отклеивается.
Для объяснения или закрепления не редко создаю задания при помощи распространенных приложений MS Office. Например (Рис. 13): собери предметы зеленые в соответствующий круг “Зелёные”, предметы “Военные” в соответствующий, а “военные зеленные предметы” в пересечение этих множеств (работа с множествами).
Для мотивации и создания соревновательного момента на уроках я стала использовать графики, изображенные на (Рис. 14).
В начале урока объявляется, сколько заданий нужно сделать сегодня в течение занятия. И в течение урока следим за ходом выполнения, добавляя + 1 при правильно выполненном очередном задании. Естественно следим за правильностью выполнения заданий. Но есть ребята, которые очень хорошо и быстро выполняют задания, и чтобы дать другим достаточно времени на выполнение, я прошу “выполнивших” помочь или проверить задания тех, кто не успевает, принцип “Сделай сам – помоги другому”.
Есть учебно-методический комплекс “Роботландия”, программная поддержка которого очень хорошо дополняет курс Горячева А.В.
Разработаны задания на сайте ЦОР – Цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18fd93c9-c986-cf56-bf3e-6eb14efbf1fb/118112/?
Которые можно скачать (Рис. 15).
Можно самостоятельно разработать электронную поддержку для курса на основе заданий из тетрадей. Для создания рекомендую воспользоваться простыми графическими редакторами Paint или Gimp, коллекцией картинок из Интернета, отсканированными заданиями и Microsoft PowerPoint или OpenOffice.org Impress – программами для создания презентаций. Примеры в простейшей программе Paint (Рис. 16)
Из личного опыта: задания созданные учителем и предназначенные для выполнения в Paint обучающимися воспринимаются, не просто как “игрушка” на компьютере, а именно в качестве обучающего задания, которое требует умения, внимания и упорства для выполнения поставленной задачи, они запоминаются ребятами на долгое время.
Просто, но меньше побочной, отвлекающей информации. Интерактивная доска для них – большой монитор, а монитор (уже с раннего детства для них) – это развлечение, и значит, запоминать не надо.
Хотела бы акцентировать ваше внимание на использовании картинок формата .jpg и .bmp. Картинка в формате .jpg не будет правильно раскрашиваться в Paint (Рис. 17), а если открыть и пересохранить в .bmp (256-цветный), то получим (Рис. 18)
Если кто владеет в другими (более профессиональными графическими программами) можно там конвертировать (изменить формат), уменьшить или увеличить изображение.
И еще один не мало важный момент, применение программ для создания презентаций.
Хотелось заметить, что понятие презентация в настоящее время приобрело два понятия:
- показ, то есть презентация какого либо предмета или информации (можно даже на бумаге, через плакаты, буклеты, образы);
- презентация как информационный продукт, который предназначен для предоставления информации при помощи текста, графики, звука, анимации (т.е. программный продукт, созданный при помощи специальных программ).
Я остановлюсь на втором и постараюсь показать некоторые моменты применения презентации на уроке.
Презентация может быть представлена в виде слайд-шоу, когда друг за другом идет показ слайдов, на которых располагаются картинки или текст (Определения, картинки, сопровождение текстом или концентрация внимания на определенном тексте). Все Вы это видели и наверняка сами умеете делать.
Но презентация может использоваться как сборник заданий для самостоятельной работы на уроке. (Приходилось открывать каждое задание каждому ребенку). Чтобы облегчить работу и ускорить процесс я объединила задания на одном слайде презентации и назначила гиперссылки на нужные файлы. И еще при этом нужно правильно записать вашу презентацию. Не просто сохранить, а опубликовать (Рис. 19). При этом он предложит вам собрать все связанные файлы вместе, соглашаемся, и он подготавливает папку, в которой будут все нужные и связанные между собой файлы. Хотя, их будет больше, чем вы готовили, но там есть и его технические файлы.
Заключение
Информационно-коммуникационные технологии призваны также сократить затраты учебного времени на подготовительную работу – запись темы, запись задания, смена наглядности на доске (но не времени на подготовку к уроку, на моем опыте), помочь заинтересовать ребят.
Эти технологии связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации, которые дают огромные возможности для создания и демонстрации наглядного, раздаточного материала, средств контроля и так далее.
Но следует отметить, что важным условием успешной интеграции ИКТ и ТО и результативности является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения.
Мы должны иметь высокий уровень информационной культуры.
И самое главное:
Берегите здоровье детей!
Разумно, правильно применяйте ИКТ!