Железо и его соединения. Основные железорудные месторождения в Республике Казахстан

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала (урок путешествие).

Цель: познакомить учащихся с железом и его соединениями, а также с основными железорудными месторождениями в республике.

Задачи:

образовательная: сформировать представления о физических и химических свойствах железа и его соединений, а также где применяется;

развивающая: развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций, развивать мышление таких операций, как анализ, сравнение, обобщение;

воспитательная: создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям.

Методы: проблемно-поисковый, самостоятельная работа с учебником, с тестам, карточками.

Формы: сообщения учащихся, ИОФ, ПОФ, ГОФ.

Методическое обеспечение урока: учебник “Химия” 9 класс Усманова М.Б., периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, серная кислота, железо, пробирки, магнит.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели.

III.Актуализация опорных знаний.

IV.Изучение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание. Инструктаж к нему.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие класса.

II. Постановка цели урока

Эпиграф к уроку: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
С. Щипачев

Ребята! Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие, чтобы познакомится с Пришельцем из космоса. А какой металл считается пришельцем? Во время путешествия нам предстоит сделать несколько остановок по требованию. Открываем тетради, записываем число и тему урока “Железо и его соединения”.

Ребята! Но прежде чем мы приступим к путешествию, давайте сначала вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках.

III. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос.

  1. Где находятся металлы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
  2. Сколько химических элементов относятся к металлам?
  3. Как изменяются металлические свойства в группе и в периоде в периодической системе химических элементов?
  4. Что такое металлическая связь?
  5. Чем отличается металлическая связь от ионной?
  6. Чем отличаются металлы от неметаллов?
  7. Что такое коррозия металлов?

8. Где находится Са в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

9. Какие вы знаете виды жёсткости воды?

10. Где находится А1 в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?

2. Самостоятельная работа по тестам (самооценка).

I вариант

1. Выберите формулу гашеной извести:

A. Са(ОН)2

B. СаСОз

C. СаО

D. Са(НС03)2

E. Нет правильного ответа

2. Какой металл самый легкий?

A. Калий

B. Олово

C. Алюминий

D. Медь

E. Свинец

3. Какой металл не вытесняет водород из кислот?

A. Fe

B. Pt

C. РЬ

D. Zn

E. Na

4. Как устраняют временную жесткость?

A. Выветриванием;

B. Испарением;

C. Кипячением;

D. Разбавлением;

E. Нет правильного ответа

5. Как изменяются основные свойства гидроксидов в ряду:

Mg(OH)2 -Са(ОН)2 - Sr(OH)2 - Ва(ОН)2:

A. Усиливаются

B. Ослабевают

C. Остаются неизменными

D. Изменяются периодически

E. Нет правильного ответа

II вариант

1. Как изменяются металлические свойства элементов в ряду: Al-Ga-In-Te:

A. Усиливаются

B. Ослабевают

C. Не изменяются

D. Изменяются периодически

E. Нет правильного ответа

2. Какой металл не вытесняет водород из кислот?

A. Fe

B. Hg

C. РЬ

D. Zn

E. Na

3. Выберите формулу негашеной извести:

A. Са(ОН)2

B. СаСОз

C. СаО

D. Са(НС03)2

E. Нет правильного ответа

4. Назовите жидкий металл.

A. Fe

B. Hg

C. РЬ

D. Zn

E. Na

5. Какие из перечисленных физических свойств характерны для алюминия?

A. Полупроводник

B. Черно-красного цвета

C. Хорошо проводит электрический ток и теплоту

D. Тяжелый металл

E. Нет правильного ответа

III вариант

1. Выберите формулу известкового молока:

A. Са(ОН)2

B. СаСОз

C. СаО

D. Са(НС03)2

E. Нет правильного ответа

2. Какой металл не вытесняет водород из кислот?

A. Fe

B. Аu

C. РЬ

D. Zn

E. Na

3. Как устраняют временную жесткость?

A. Выветриванием

B. Испарением

C. Кипячением

D. Разбавлением

E. Нет правильного ответа

4. Назовите тугоплавкий металл.

A. Fe

B. Hg

C. W

D. Zn

E. Na

5. Назовите щелочной металл.

A. Fe

B. Hg

C. W

D. Zn

E. Na

“5” - 0 - 1 ошибка

“4” - 2 ошибки

“3” - 3 ошибки

“2” - 4 - 5 ошибок

Выставление оценок в лист ответов.

IV. Изучение нового материала.

Итак, ребята, мы переходим к нашему путешествию, то есть к изучению нового материала. Сегодня я уже говорила, познакомимся с пришельцем из космоса - это с железом.

I. Первая остановка “Космическая”

Сообщение ученика.

Появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку. Откуда же древние люди брали железо в то время, когда ещё не умели добывать его из руды. Железо в переводе шумерского языка - это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба” в 1775 году русский, ученный П.С. Палас, который привёз в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 году в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 тонн. Ученные предполагают, что именно страны малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения чёрной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э., так в Европе начался железный век.

II. Вторая остановка “Визитка”.

Составление визитки для железа как для химического элемента.

Работа в парах по плану, который лежит у вас на партах.

План-характеристика химического элемента.

  1. Порядковый номер.
  2. Атомная масса.
  3. Период (малый, большой).
  4. Группа (подгруппа А, В).
  5. Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, электронная формула).
  6. Степень окисления.
  7. Оксиды.
  8. Летучие водородные соединения.

После работы в парах, учитель выслушивает ответы учащихся.

Рефлексия этапа работы.

1. Порядковый номер +26

2. Аг = 56

3. IV большой

4. VIII подгруппа В.

5. + 26 Fe (26 p, 30 n) 26е, 1S22S2 2P6 3S2 ЗР6 3d6 4S2.

6. В атоме Fe происходит заполнение d - подуровня второго снаружи слоя. Железо имеет 8 валентных электронов (2 из них на 4s и 6 на 3d подуровне).

Однако валентность 8 для железа не характерна. Обычно железо проявляет валентность равные двум и трем, и соответствие степени окисления.

7. Fe2О3, FeO.

8. ____

??? Какими же свойствами обладает железо как простое вещество?

Для этого я предлагаю совершить следующую остановку.

III. Третья остановка “Физические свойства”.

Учащиеся работают в парах с учебником стр. 122-123 и записывают в тетрадь

Характеристика физических свойств.

Цвет:

Металлический блеск:

Пластичность:

Теплопроводность:

Электропроводность:

Температура плавления:

Содержание в земной коре:

Основные месторождения железных руд Казахстана:

Fe - серебристо - серый металл с металлическим блеском, пластичный, проводит электрический ток и теплоту, tm. - 1540°C (тугоплавкий).

??? Каково содержание железа в земной коре?

В земной коре его массовая доля составляет 5,1%, 4 место.

??? Назовите месторождения железных руд Казахстана? (Кустанайская область, в Актобе работают феррохромовые и ферросилициевые заводы).

??? Какими ещё свойствами обладает железо?

В отличие от других металлов, железо способно намагничиваться, оно обладает ферромагнетизмом.

Демонстрация опыта: “Намагничивание железных опилок”.

??? Какова же активность железа? Посмотрите на электрический ряд напряжения металлов. Для того чтобы узнать активность железа по отношению к другим веществам, мы совершаем с вами очередную остановку.

IV. Четвёртая остановка. Экспериментальная “Химические свойства железа”.

Железо взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами. Предлагаю вам записать уравнения реакции с:

  1. неметаллами Fe° + S° ——> Fe+2S-2
  2. с солями Fe° + CuSO4 ——> FeSO4 + Сu0, железо вытесняет медь из раствора сульфата в меди.
  3. С кислотами: проведите эксперимент взаимодействие железа с серной кислотой.

Правила работы с кислотами: соблюдайте осторожность при работе с кислотами. В случае попадания на кожу - промойте водой!

Опыт. У вас в пробирках уже находятся железные опилки, прилейте 1-2 мл серной кислоты. Пробирку слегка встряхните. Посмотрите, что происходит? Выделяются пузырьки, т.е. газ Н2. Запишите уравнение реакции

Fe + H2SO4 ——>FeSO4+H2^

Сделайте вывод, и ответьте на вопрос какова активность железа? При взаимодействии Fe с H2S04 выделяется газ Н2, т.к. Fe стоит до Н2 в электрохимическом ряду напряжения и является средней активности металл.

??? Действует ли вода и кислород на железо?

При обычных условиях вода не действует на железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция.

Fe(OH)3 - гидроксид железа (III) основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одинаковое присутствие воды и кислорода.

V. Пятая остановка “Значение железа” (сообщение ученика).

Биохимики раскрывают огромную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красный цвет этого вещества, от которого, в свою очередь, зависит цвет крови. В организме взрослого человека содержится 3г железа, из них 75% входят в состав гемоглобина, благодаря которому осуществляется важнейший биологический процесс - дыхание. Железо издавна применяется в медицине для лечения малокровия, при истощении, упадке сил.

Железо - основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений. Всё, все - начиная от швейной иглы, гвоздя, топора и кончая паутиной железных дорог и огнедышащими домнами, где рождается само железо. Железо - это металл созидания!

VI. Закрепление. Остановка “Подумай”

Самостоятельная работа по карточкам.

Уровень А на “3”

  • Закончить уравнение реакции.
  • Назовите продукты реакции.

2Fe + ЗС12 —–>

Fe + 2HC1 —–>

Уровень В на “ 4”.

  • Осуществите превращение.
  • Назовите продукты реакции. Fe —–> FeCl2 —–> Fe(OH)2v

Уровень С на “5”.

Что является веществом “X” в реакциях.

Fe + O2 + “X” —–> Fe(OH)3

Fe + “X” —–> FeS04 + Сu.

Проверка проводится сразу после выполнения заданий по готовым ответам на доске.

VII. Рефлексия.

В завершении путешествия поделитесь своими впечатлениями. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:

Сегодня я узнал (а)

Я удивился (лась)

Теперь я умею.

VIII. Домашнее задание. Инструктаж к нему.

Открывайте дневники, запишите. Д/з: §41-43, стр. 134, упр.2(А).

Выставление оценок.