Урок географии по теме "Население Австралии. Австралийский союз". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели:

Образовательные:

  • Продолжить формировать знания учащихся с населением материка, знакомить с историей и занятиями населения Австралии;
  • сформировать знания об Австралийском Союзе как о стране со своими особенностями;
  • развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Развивающие: развитие пространственного мышления, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации и их анализа; развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Коррекционные: коррекция и развитие наглядно-образной, слуховой, зрительной памяти; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение); обучать выделять в предмете главное, обобщать, исключать, рассуждать; формирование навыков контроля, обобщения.

Воспитательные: воспитывать любознательность, повышать интереса к изучаемому предмету, побуждать к поиску новых, дополнительных знаний об изученном материке; внимательное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта Австралии, атласы для 7 класса, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,   раздаточный материал.

Эпиграф у уроку:

“…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного”.
(К.П. Паустовский)

Подготовительная работа: некоторые ученики получают задание подготовить сообщение о населении Австралии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Активизация знаний, умений.

  • Ребята, сегодня постараемся работать так, чтобы каждый получил хорошую оценку.
  • Прежде чем изучать новую тему, вспомним то, что мы прошли ранее.

3. Повторение. Работа с презентацией – текстом слайд …..

Слайд 2. игра “Что такое? Кто такой?”

Слайд 3. игра “Убери лишнее”. Слайд 4, 5.

4. Изучение нового материала. Ребята, о животных какого континента мы говорили? Австралия. Чтобы мы продолжили наше путешествие, что нам надо подготовить для работы? Атлас. Откройте карту “Народы и плотность населения” с.12. Найдите материк Австралия – Какие народы встречаются на материке? Аборигены, англоавстралийцы (европейцы).

Учитель. Исконными обитателями Австралии были аборигены.

Тема нашего урока? Население Австралии. В тетрадь. Слайд 6.

Задача нашего урока: познакомиться с населением, с особенностями его истории, культуры, городами; научиться находить их на карте, познакомиться с государством Австралийский Союз.

Учитель. Итак, Исконными обитателями Австралии были аборигены. Слово “аборигены” значит “люди, которые были вначале”.

Племена аборигенов заселили Австралию около 40 000 лет назад. По всей видимости, они пришли из Азии. Откроем учебник стр.155.п. 38.

– Как же называются племена и народы, испокон веков живущие на данной территории? Коренное население Австралии – аборигены. Слайд 7. – Фото.
– А как выглядят австралийские аборигены? Тот же слайд – текст описание.
– Найдите в учебнике, чем занимались племена аборигенов?

Эти племена занимались рыбной ловлей и охотой, и у каждого были свой язык и свои традиции.

Коренное население Австралии значительно отстало от европейцев в своем развитии. Аборигены не знали ни земледелия, ни животноводства. Одежды почти никакой. Австралийцы – опытные охотники. Интересным оружием является бумеранг. Австралийские аборигены используют бумеранги в охоте.

Слайд 8.

В конце XVIII века английский мореплаватель Джеймс Кук объявил эти земли, владениями Британии, назвав их Южным Уэльсом. Приклеить на карту

Учитель. 26 января 1788 г. (Приклеить на карту) к пустынным берегам Австралии причалил караван кораблей. Это был первый английский флот, под командованием сэра Артура Филлипа. Одиннадцать кораблей доставили 750 заключенных на берега Нового Южного Уэльса.

Так появились на материке первые европейцы. Слайд Пришлые.. ссылка под текстом

Учитель. Что же заставило английское правительство отправить всех этих людей в столь далекое плавание на освоение абсолютно бесполезных земель?

Нам подготовили небольшое сообщение…. 5 мин.

В конце XVIII века в Великобритании оказалось великое множество заключенных. И дело было не в том, что преступников было много. А просто законы Англии оказалось таким строгим, что за любую провинность, такую как, например, оскорбление лорда, кражу платка или буханки хлеба, ловлю рыбы в чужом пруду, можно было запросто угодить на виселицу. Всего 160 статей каралось смертным приговором.

Английские тюрьмы были переполнены. Ситуация была критической. Вот тут-то и вспомнили об открытии, сделанном капитаном Куком. Судьба заключенных была решена. Их отправили на освоение и обустройство неведомой южной земли. О том, что она представляет собой, сведения были самые поверхностные. Так что этим людям предстояло самое настоящее открытие Австралии. Правда, не всем, а только тем, кто выживет. Восьмимесячное плавание из Англии в Австралию в кандалах на тюремном корабле мог выдержать не каждый. Людей фактически отправляли на смерть. Но они выжили, и в океане, и в Австралии, хотя первое время приходилось спать в пещерах. Это были 700 заключенных, приговоренных к тяжелому труду в Австралии.

День высадки англичан считается национальным праздником – Днем Австралии. Слайд.

26 Января, в Австралии отмечается День Австралии. Этот праздник знаменует начало освоения Зеленого континента европейцами.

– Записываем в тетрадь схему со слайда.

Новое словарное слово Аборигены.

Заключенные из Англии продолжали прибывать в страну до середины XIX века, и в Австралии образовалось много новых поселений.

Европейцы очень плохо обращались с коренным населением страны.

Давайте с помощью учебника восстановим текст и закрепим прочитанное; вопрос – ответ найдите текст – Стр.156. Слайд 11.

Вопросы из левой колонки, подобрать соответствующий ответ из правой колонки:

1. В какие районы европейцы стали оттеснять коренных жителей? Убивали их, отравляли пищу, воду в колодцах.
2. Как европейцы истребляли австралийцев? В глубь материка – в засушливые районы, обрекая их на голодную смерть.
3. Как сократилось количество аборигенов? Территория, отведенная для насильственного поселения коренных жителей называется резервацией.
4. Что такое резервация? Резко сократилось с 310 тысяч до 50 тысяч человек.

Отвечать нужно полным ответом, используя для ответа и вопрос.

Живут австралийцы в специально отведенных районах, так называемых резервациях. Сюда их оттеснили переселенцы – европейцы, в основном англичане.
Слайд 12. Некоторые живут в глухих деревнях, большая же часть перебралась в города.

Сегодня аборигены стали юридически равноправными гражданами своей страны. Аборигены перестали вымирать, и их численность стала расти.

Учитель. В наши дни Австралия является многонациональной страной с высоким уровнем жизни. В Австралии живет 19 млн. человек. Среди других материков Австралия выделяется очень низкой плотностью населения, по карте “Народы и плотность населения мира” стр. 12. определите – Как размещается население по территории?

Слайд 13…

Где живут коренные жители?

Внутренняя Австралия и весь север заселены мало. Здесь живут в основном аборигены. Пришлое англо-австралийское население располагается на окраинах материка восточной, юго-восточной и отчасти юго-западной окраине материка.

Австралия не имеет сухопутных связей с другими странами. Все ее крупные города, за немногим исключением – крупнейшие морские порты.

– Назовите государство, занимающее весь материк?

Австралийский Союз единственное государство на материке.

Слайд 15 ученик читает слайд

– Назовите столицу? Канберра. Слайд 16. Ученик читает слайд.
– Пользуясь картой, назовите крупные города Австралийского Союза.

Каждый учащийся, найдет город, указанный в задании и покажет его на карте. Слайд 17. Учащиеся выходят и приклеивают к карте.

– Перед вами города с численностью населения. Расставьте города в порядке убывания – (на магнитной доске города дети выходят и строят столбик).

Сидней

Мельбурн 

Брисбен

Перт

Аделаида

Канбера

Хобарт

3 млн 600 тыс. чел.

3 млн 100 тыс. чел

1 млн.270 тыс. чел

1 млн.200 тыс. чел

1 млн 200 тыс. чел

330 тыс. чел

245 тыс. чел

Молодцы, хорошо справились

5. Итог урока.

Мы с вами совершили путешествие на материк Австралия.

Назовите государство, занимающее весь материк?

Как называется столица Австралийского союза? Канберра.

Оценка – вы все очень хорошо потрудились.

6. Домашнее задание.

П.38. составить кроссворд

7. Рефлексия. Слайд.

Физическая разминка происходит во время урока, учащиеся выходят к доске и карте.