Цель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме: “Имя прилагательное”; формирование универсальных учебных действий.
Задачи урока.
Образовательные:
1) формировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании, определять их грамматические признаки, разряд по значению;
2) обобщить знания учащихся по правописанию и употреблению прилагательных;
3) проверить умения учащихся по синтаксису и пунктуации.
Развивающие:
1) повышать творческую активность учащихся;
2) вырабатывать умение делать выводы;
3) развивать логическое мышление.
Воспитательные:
1) учить культуре речи и поведения;
2) помочь осознать уровень своих возможностей в образовательном процессе;
Оборудование: компьютер, проектор.
Методические приемы: беседа, взаимопроверка, работа по карточкам, работа у доски.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Учитель: Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Учащиеся: мы должны повторить все, что знаем об имени прилагательном, правила правописания имен прилагательных). Верно, мы повторим морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, выясним роль имен прилагательных в речи.
3. Составление кластера
Цель: обобщить знания, полученные при изучении темы.
4. Проверка домашнего задания
Цель: формировать навык работы с этимологическим словарем;
развивать умение составлять связный устный рассказ на заданную тему;
Историческая справка. Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый. Многие писатели, поэты, художники описывали февраль, среди них Николай Сладков, Иван Бунин. Мы описывали картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, Г.Г. Нисского “Февраль. Подмосковье”.
5. Работа с предложением и текстом стихотворения И. Бунина “Оттепель”.
Цель: находить прилагательные, определять их роль в тексте, синтаксические признаки имен прилагательных.
Учитель: Давайте обратимся к стихотворению И.Бунина “Оттепель”.
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
- Понравились строчки?
Задания:
- С помощью каких средств создается эта выразительность? (Эпитеты, олицетворение). Приведите примеры. (“Небо смотрит”, “слезится снег”, “молодеет мир” – олицетворение; “ясным взглядом”, “отблеск голубой”, “прозрачно-бледный” снег – эпитеты).
- Выпишите из данного текста имена прилагательные.
I вариант: притяжательные (божий).
II вариант: качественные (холоден, сыр, ясным, прозрачно-бледный, голубой).
III вариант: относительные (февральский, недавней)..
- Как отличить качественные прилагательные от относительных? (Качественные прилагательные имеют степени сравнения, сочетаются со словом очень, имеют краткую форму).
- Иногда прилагательные переходят из одного разряда в другой. Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.
1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку
Учитель. Запишите предложение.
На тихий свист откликнулись десятки звонких птичьих голосов, и соловьиный раскат пронесся по прибрежным зарослям.
Синтаксический разбор предложения.
Выписать словосочетания ,указать способ связи.
Морфологический разбор 1 вар. (на) тихий (свист); 2 вар (по)прибрежным (зарослям).
Способ словообразования: соловьиный, прибрежный.
6. Расскажите правило правописания “Не с прилагательными”.
Диктант с взаимопроверкой.
Цель: формирование умения различать не - приставку, не - часть корня, не – частицу; формировать умение видеть ошибку и объяснять правильное написание не с прилагательным.
Не добрый, а злой, небрежный, невзрачный, несчастливый, нелепый, не вежлив, а груб, неотложный, не мелкий, а глубокий, далеко не удачный ответ, нелегкий, неряшливый, не кожаный, немелкий, а рыбный.
7. Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть ошибочное образование сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением имен прилагательных в речи.
Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
- Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (Неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)
- Вы должны устно отредактировать текст.
8. Физкульминутка.
- Я называю слово. Если в нем Н, то поднимаем одну руку, если НН, то две руки.
Румяный, водяной, журавлиный, туманный, ценный, мышиный, дровяной, песчаный, свиной, ржаной.
9. Индивидуальная работа у доски.
Цель: проверить уровень усвоения темы “Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных”.
Расскажи правило о правописании Н-НН в прилагательных..
Овчинная, глиняный, соломенный, деревянный, фазаний, комариный, ветреный, торфяной, юный, целинный, серебряный, лебединый, гостиный, истинный.
10. Буквенный диктант.
Цель: проверить уровень усвоения темы “Суффиксы -К- и -СК- в прилагательных”.
- Когда в именах прилагательных пишется суффикс -к, а когда -ск?
- Запишите цифры от 1 до 10. Я диктую слова, вы записываете только суффикс - или -ск.
1. французский,
2. немецкий,
3. английский,
4. ткацкий,
5. соседский,
6. скользкий,
7. солдатский,
8. рыбацкий,
9. белорусский,
10. близкий.
Проверка диктанта.
11. Самостоятельная работа.
Цель: проверить уровень усвоения темы “Правописание сложных прилагательных”; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.
- Подберите к выделенным словам сложные прилагательные. Объясните их написание.
Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах.
Слова для справок: (желто)коричневый, (ярко)зеленый, (юго)восточный, (бело)ствольный.
12. Творческое задание.
Цель: отработать умение употреблять имена прилагательные с орфограммой “О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных” в речи.
Составьте небольшой текст, где были бы использованы слова с орфограммой “О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных”.
13. А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.
- Что такое синквейн знаете? (Пятистрочная стихотворная форма).
Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
Вторая строка – характеристика темы. (Двумя прилагательными)
Третья строка – описание действия. (Три глагола или деепричастия)
Четвертая строка – отношение к теме. (Фраза из четырех слов)
Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы.
Домашнее задание:
1. Упр.337.
2. Подготовьтесь к диктанту.
Использованная литература:
1. Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" http://www.poznanie21.ru/current/39207.php
2. Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме “Имя прилагательное”) http://www.prodlenka.org/otkrytye-uroki-publikatcii/otkrytyi-urok-russkogo-iazyka-v-6-klasse
3. Мектепов А.А. “Имя прилагательное” ж-л “Русский язык в школе” №3, 1993 г.
4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. “Русский язык”.