Цели.
Образовательная: закрепление знаний учащихся о гласных У – Ю.
Коррекционные:
- Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю.
- Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне слов и предложений.
- Развивать внимательность.
- Развивать навыки чтения выделяя гласные и согласные в словах, предложениях, тексте.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитание способности сопереживать, проявлять положительные эмоции, развитие наблюдательности, любознательности, внимательности.
Оборудование: предметные картинки; карточки с буквами У – Ю (на каждого учащегося);кружки двух цветов (синий, зеленый)для обозначения букв; светофор; сюжетная картинка “Осень”; бумажные вазы и разноцветные цветы с картинками, карточки для индивидуальной работы, слова, текст.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем. А теперь сядет первый тот, кто вспомнит слово с гласной У или Ю.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развития дыхания.
Выполнение упражнений:
А. Мы хлопаем руками:
хлоп – хлоп – хлоп.
Мы топаем ногами:
топ – топ – топ.
Машем мы руками,
киваем головой.
Б. Упражнения для рук:
а) кулак, ладонь, ребро.
б) “Пальцы - дружная семья”.
в) “Домик”.
г) массаж для пальцев.
В. Артикуляционная гимнастика
а) Упражнение “Улыбка солнца”
“Доброе утро и солнцу и птицам:
Доброе утро улыбчивым лицам.”
б) Упражнение: “Трубочка” (ду-ду-ду)
Мои губы трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду.
в) Упражнение: “Улыбка – Трубочка”
Г. Дыхательная гимнастика.
“Сядьте прямо, выпрямите спинки, поднимите головы и улыбнитесь. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики стали круглыми. Выдохнули – животики стали маленькими. (3 раза вдохнуть-выдохнуть)
Д. Речевая зарядка. Скороговорка.
Мальчик Илюша и девочка Люша
По саду гуляют и кушают груши. (3 раза повторяют:
шепотом, вполголоса и громче)
Основная часть
Ребята у нас в гостях ещё Буратино, он будет наблюдать, как мы работаем на занятии. Он пришёл не с пустыми руками, он принёс нам картинки, загадки, упражнения, игры. Хочет узнать, как мы закрепим согласные твёрдые и мягкие перед гласными У – Ю.
1. Тема занятия.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словах, предложениях. На прошлых занятиях мы познакомились с гласными У- Ю. А сегодня мы закрепим твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словах и предложениях.
2. Игра с картинками.
Припоминание темы прошлого занятия. У детей (по одному) лежат на парте картинки, поднимают карточку с той буквой (У – Ю) которая есть в названии изображенного на ней предмета и объясняют.
Картинки: кактус, кастрюля, сумка, рюкзак.
3. Загадки.
Работа на уровне слова.
Чтение загадок (дети читают) и отгадывание (по одному). А теперь запишем слова - отгадки в тетради. Подчеркнем в словах буквы У – Ю и согласные перед ними. Какая гласная в слове-отгадке…? А какой согласный перед ним – твёрдый или мягкий?
Я красна, я кисла, на болоте я росла
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Он решил, что он жираф,
И ходит голову задрав,
Говорят, из разных блюд
Лишь колючки ест … (Верблюд)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете –
На поляне, на опушке.
Мы зелёные … (Лягушки)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
Мы справились и с загадками. А теперь поиграем.
4. Игра “Светофор”.
Дифференциация гласных У – Ю и согласных перед ними в словах.
Слова хотели перейти дорогу, но не знали, как это сделать, потому что над дорогой висел необычный светофор: на нем загорались только синий и зелёный сигналы. Сначала скажите, почему висел над дорогой такой необычный светофор? Какие согласные могли перейти дорогу на синий свет, а какие – на зелёный? Давайте поможем словам перейти через дорогу. Поднимайте соответствующую карточку ( синию или зелёную). Называю слова, учащиеся по одному идут к доске и выставляют эти слова на доске с объяснением.
Слова: лук, люк, изюм, букет, кузнечик, люстра, груша.
Молодцы, помогли словам перейти дорогу!
Физпауза
1) Игра “Солнце, воздух и вода”.
Дети встают и выполняют движения (руки вверх, кружиться, присесть).
2) “Думающая шапочка”.
Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинать с верхнего края уха и идти вниз до мочки.
После потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.
5. Чтение. Письмо.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
Буратино передал вам картинку. Что за это картинка? Как называется, как вы думаете?- “Осень”. А сейчас скажите: Какое время года? - “Осень”. Правильно. Он помог нам составить ещё рассказ, сейчас мы попробуем прочитать, какой рассказ получился, он сомневается, не знает какие гласные буквы У или Ю нужно вставить, мы должны помочь ему. Читая текст, вставим в слова гласные У – Ю и подчёркиваем синим или зелёным карандашом согласный перед У - Ю. (Карточка №1) Задания собрать.
Осень.
Наст…пила осень. Это мое л…бимое время года. Листья на деревьях желтеют и опадают. Повс…ду на земле лежат листья. Ветер уносит к юг… еще одн… г…син…ю стаю. Стел…тся над землей осенние т…маны. Облака оп…стились низко-низко и ок…тали земл… белым г…стым покрывалом. Скоро наст…пит холодная и с…ровая зима.
6. Игра “Вазы и цветы” (закрепление темы).
Дети по лесу гуляли
И букет цветов набрали
Посмотрите -ка: цветы –
Небывалой красоты.
У цветочков в серединке –
Нарисованы картинки. (Показать цветок из
разноцветных лепестков)
С вами мы цветы возьмём
И по вазам разнесём.
Это может, и несложно,
Только нужно осторожно
И, конечно же, не сразу
Брать цветы и ставить в вазу
Картинку нужно называть
И согласный не забывать.
Дети выходят по одному, берут цветок и объясняют: называют картинку, гласную У или Ю, и согласный какой перед ним (твёрдый или мягкий) и говорят, в какую вазу нужно поставить это цветок?
Ну что ж, вы справились с заданием. Молодцы! Какие яркие букеты получились!
7. Итог занятия. Оценивание.
Посмотрите на Буратино. Вам не кажется, что у него настроение улучшилось, довольный стал? Вы ему в этом помогли. Какие гласные буквы закрепляли? (Гласные У – Ю перед согласными...). Понравились ли задания вам сегодня? Буратино интересно ещё узнать, как вы можете оценить своего товарища?
Ответы учащихся. Оценивание товарища.
Ну, а теперь он доволен и благодарит вас за урок! Спасибо!