Авторская программа элективного курса "Мир профессий" (профессии, связанные с географией)

Разделы: География


Концепция содержания географического образования в школе чётко обозначила одну из важнейших задач географического образования – ориентацию учащихся на профессии, связанные с географией.

География помогает видеть мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор жизненного пути. Курс “Мир профессий” нацелен на подробное изучение профессий в области энергетики, связи, в горнодобывающей промышленности, океанологии, метеорологии и др. Данный курс поможет школьникам определить свои интересы и возможности, найти своё место в жизни и выбрать свою будущую профессию.

Данный курс позволит обучить школьников тому, как принимать решения в ситуациях, учебных и реальных.

Курс “Мир профессий” обеспечен учебными и вспомогательными материалами:

  • Подписная научно-популярная серия “Твоя профессия”.
  • Энциклопедии.
  • Справочники для поступающих в учебные заведения.
  • Сборник тестов “Как выбрать профессию”.
  • Максаковский В.П. “Историческая география мира”.
  • Плисецкий Е.Л. “Коммерческая география России”.
  • Кучер Т.В. “Медицинская география”.
  • Кроссворды.
  • Подборки материалов о различных профессиях.
  • Интернет-ресурсы.

На изучение курса потребуется 17 часов учебного времени.

Цель курса: формирование у учащихся более полного представления о профессиях, связанных с географией, подготовка школьников к выбору будущей профессии, углубление знаний по физической и экономической географии.

Задачи курса:

  • дать школьникам систему знаний о профессиях, связанных с географией, чтобы подготовить молодёжь к активному участию в практической деятельности, пониманию необходимости получения знаний;
  • способствовать профессиональной ориентации школьников;
  • формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, воспитания трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости.

Учащиеся должны знать:

1) состав профессий, связанных с географией;

2) качества личности, которые нужно развивать для овладения той или иной профессией;

3) какие знания необходимы для овладения профессиями.

Учащиеся должны уметь:

1) правильно определить свои профессиональные качества и интересы;

2) применить знания, полученные на уроках физической и экономической географии, при изучении курса.

Краткое описание структуры программы

І. Введение (1 час)

Цель: формирование ответственности за самостоятельный выбор, развитие мотивации учебной деятельности.

Задачи:

  • формировать творческие способности, направленные на овладение будущей профессией;
  • воспитывать чувство личной ответственности за своё будущее и будущее нашей цивилизации.

Профессии прошлого, настоящего и будущего.

Как правильно определить свои интересы и возможности, найти своё место в жизни и выбрать будущую профессию. Требования, предъявляемые к работнику в условиях рынка. Высокая квалификация – важнейшее качество современного работника.

Рекомендации по выбору профессии.

ІІ. Профессии, связанные с физической географией (8 часов)

Цель: формирование знаний о профессиях, связанных с физической географией.

Задачи:

  • актуализаировать знания учащихся по физической географии;
  • повысить интерес учащихся к изучению географии как науки, связанной с возможной будущей профессией;
  • на примере людей, достигших замечательных успехов в своей профессиональной деятельности, формировать лучшие человеческие качества: целеустремлённость, преданность своему делу, трудолюбие, бережное отношение ко всем проявлениям жизни.

Картограф – одна из самых древних профессий. Знакомство с профессией топограф, геодезиста. Особое значение профессии топографа в настоящее время.

Геологоразведчик, гидрогеолог, гидрограф, геофизик, геодезист, морской геолог – профессии, связанные с поиском полезных ископаемых и других природных ресурсов. Горный инженер, горный мастер, маркшейдер, проходчик, буровик, машинисты разнообразных агрегатов и механизмов, обогатитель – профессии, связанные с добычей ресурсов. Профессии, связанные с восстановлением территории в местах добычи полезных ископаемых – эколог, рекультиватор. Успехи российских геологов в раскрытии минерально-сырьевых богатств нашей страны. Новые задачи, стоящие перед современной геологией в связи с необходимостью рационального природопользования.

Метеоролог и гидрометеоролог – профессии, будущего. Где работают метеорологи и гидрометеорологии. Требования, которые предъявляет метеорология и гидрометеорология к специалистам.

Морские профессии – новые и старые: морской геолог, гидрограф, литолог, геофизик, гидрохимик, акванавт, водолаз. Профессии, призванные охранять и беречь океан: фитопланктонолог, ботаник и зоолог, биохимик и физиолог, эколог и эволюционист. Рыбовод и малаколог – морские “огородники и фермеры”.

Охотничье хозяйство и егерская служба. Что такое охрана животных и что такое охота? Охотинспектор, егерь, охотник: особые требования к качествам личности. Общественная значимость этих профессий.

Редкие профессии: пастижер, титестор, змеелов.

Выдающиеся профессионалы: Э.В. Толль, Н.Н. Урванцев, В.И. Ферсман, С.В. Обручев, Ю.А. Билибин, Ф.Н. Чернышев, И.П. Кулибин, В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, И.А. Кибель, Козьма Фролов, Жак Ив Кусто, М.М. Кожов, О.М. Кожова и другие.

Потребность Иркутской области в профессиях, связанных с физической географией.

Где можно получить профессии, связанные с физической географией.

Практическая работа (4 часа)

1. “Как создаётся карта”. Создание карт с использованием компьютерных технологий.

2. “Геологи на Крайнем Севере”. Разработка проектов маршрутов экспедиций для открытия и разработки новых месторождений полезных ископаемых.

3. Разработка проекта “Путеводитель по профессии”

4. Разработка проекта “Путеводитель по учебным заведениям”.

5. Разработка “Кодекса чести” для людей различных специальностей.

ІІІ. Профессии, связанные с экономической географией (8 часов)

Цель: формирование знаний о профессиях, связанных с экономической географией.

Задачи:

  • актуализировать знаний по экономической географии;
  • подготовить школьников к активному участию в практической экономической деятельности;
  • сформировать у школьников убеждённость в необходимости получения экономических знаний;
  • повысить заинтересованность учащихся в изучении экономической географии;
  • формировать у детей самостоятельность мышления, сознательность, обоснованность суждений, инициативность;
  • формировать активную гражданскую позицию.

Материальное производство – основа жизни общества. Краткая характеристика системы экономических наук. Профессии, связанные с экономикой: экономист, бухгалтер, служащий банка. Предприниматель. Как стать предпринимателем. Образование, необходимое для предпринимательской деятельности.

Энергетик – профессия будущего. Энергия – означает “деятельность”.

Энергетики ищут энергию. О реках и гидроэнергетике. Атом служит человеку.

Ветроэнергетика. Геотермическая энергетика. Солнечная энергетика. Энергия океана. Куда пойти учиться.

“Ты ветра и солнца брат..”. Профессии: геолог, геодезист, мастер-бурильщик. Куда пойти учиться.

Профессии станкостроителя: конструктор, технолог, токарь, фрезеровщик, расточник, сборщик, токарь. Каким должен быть специалист станкостроения. Куда пойти учиться.

Им покоряется сталь. Профессия электрометаллурга. Будущее профессии.

Чаеводы. Кто работает на чайной фабрике. Таинство превращения зелёных листьев в чай. Титестер - дегустатор чая. Специалисты по механизированному завяливанию чая. Сортировщик-разборщик чая, технолог, оператор чаеперерабатывающей линии.. Куда пойти учиться.

Профессии в лёгкой промышленности: конструктор детской игрушки, дизайнер, часовщик, ювелир и другие.

Прошлое, настоящее и будущее профессий почтовых работников. Достижения различных наук в обеспечении населения быстрой, надёжной, высокоэффективной и многообразной связью. Роль информационных технологий в ХХІ веке. Наша страна на пути к постиндустриальному обществу и особое значение развития связи и информационных сетей. Оператор почтовой связи, фотооператор, электромонтёр линий связи, электромонтёр телевизионного оборудования, оператор электронной почты и другие.

Важнейшие сельскохозяйственные профессии.

1. Профессии в растениеводстве: агроном, агрохимик-почвовед, лаборант-агрохимик, полевод, плодоовощевод, лесовод, агроном и другие.

2. Профессии в животноводстве: ветеринарный врач, ветфельдшер, зоотехник.

3. Профессии по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин: инженер-механик и техник-механик по земледелию и животноводству, слесарь по ремонту тракторов и автомобилей и другие.

4. Профессии в экономике и организации сельского хозяйства: экономист по бухгалтерскому учёту, бухгалтер, работники руководства хозяйством.

Бизнес и предпринимательство в сельском хозяйстве. Каким должен быть предприниматель в аграрном производстве? Знания, необходимые для предпринимательской деятельности в аграрном производстве. Куда пойти учиться.

Потребность Иркутской области в профессиях, связанных с экономической географией. Куда пойти учиться?

Практическая работа (5 часов)

1. Составление презентации профессий, связанных с экономической географией.

2. Разработка проекта “Куда пойти учиться”.

3. Разработка модели “идеального” типа предпринимателя-крестьянина.

5. Экскурсия на Выставочный комплекс г. Иркутска.

ІV. Профессия будущего: мой выбор (1 час)

Защита проектов “Профессия будущего: мой выбор”.