Тип урока: урок изложения нового материала.
Форма проведения: урок-лекция-беседа.
Цель: сформировать у учащихся понятие
«удельная теплоемкость вещества».
Задачи:
- Образовательная – сформировать понимание физического смысла понятия «удельная теплоемкость», его значения для дальнейшего изучения материала по данному разделу, осмысленного решения задач;
- Развивающая – развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления; развитие самостоятельной деятельности;
- Воспитательная – расширение мировоззрения: рассмотреть влияние больших водоемов на климат в данном районе;
Формирование УУД:
- Познавательные:
- общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, информационный поиск, произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
- логические УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей;
- Коммуникативные: правильное и точное изложение мысли, постановка вопросов, уважение и принятие чужого мнения;
- Регулятивные: целеполагание, контроль.
Оборудование: 2 горелки, 2 термометра, стакан масла, воды.
Задания для актуализации знаний:
1) Карточки для работы на доске (делаются в увеличенном виде):
2) Эталоны:
Удельная теплоемкость вещества обозначается с .[c] = |
Удельная теплоемкость вещества – это
количество теплоты, которое необходимо передать
телу массой 1 кг для того, чтобы его температура
изменилась на 1оС. Пример: удельная теплоемкость золота с = 130. Это значит, что для нагревания (охлаждения) 1 кг золота на 1оС требуется (выделяется) количество теплоты, равное 130Дж. |
3) Раздаточный материал
а) Самостоятельная работа.
Заполни таблицу: (карточка 1)
Вещество | с, Дж/(кг*оС) | Q, Дж | m, кг | ∆t, оС |
лед | 2100 | 2100 | 1 | 1 |
сталь | 500 | 2 | 1 | |
вода | 4200 | 8400 | 1 | |
медь | 400 | 1200 | 1 |
б) Карточка для самопроверки.
Вещество | с, Дж/(кг*оС) | Q, Дж | m, кг | ∆t, оС |
лед | 2100 | 2100 | 1 | 1 |
сталь | 500 | 100 | 2 | 1 |
вода | 4200 | 8400 | 1 | 2 |
медь | 400 | 1200 | 3 | 1 |
План урока:
- Организационный момент. 1-2 мин.
- Актуализация знаний учащихся (повторение, проверка д/з). 5-6 мин.
- Мотивация учащихся на изучение нового материала. 1-2 мин.
- Изучение нового материала. 27 -30 мин.
- Закрепление материала. 3-4 мин.
- Домашнее задание. 1 мин.
- Подведение итогов урока. 2 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- приветствие;
- осанка (напоминания в течение урока);
- готовность к уроку (дневник, тетрадь, учебник на парте).
II. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами вспомним, что изучали на прошлом уроке, проверим домашнее.
1) Работа у доски на составление схем (3 человека, 2-3мин.).
На доске закреплены три ватмана. Каждому
ребенку выдается комплект из бумажных фигурок
(Карточки №1). Ученики должны составить
композицию из предложенных элементов. Первый
составляют композицию, которая покажет
зависимость количества теплоты переданного
горелкой кастрюле от массы воды; второй – от
изменения температуры воды; третий – от рода
вещества. Затем составить неравенство (пр.: Q1>Q2).
Закрепить фигурки на ватман: магнит, скотч, можно
без ватмана на доску магнитами.
2) Фронтальный опрос (3 мин., пока выполняется задание на доске):
– Что такое количество теплоты?
– Как обозначается количество теплоты?
– Единица измерения количества теплоты?
– В честь ученого дана единица измерения или нет?
(Обратить внимание на то, что «Дж» пишется с
большой буквы (например, в отличие от метра –
«м»), значит происходит от фамилии ученого).
3) Проверка задания у доски.
Учитель: Ребята, составьте рассказ по вашей схеме.
Ученик 1: Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10оС. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 2 кг воды. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1<Q2.
Ученик 2: Берем две кастрюли с одинаковым количеством воды, первую нагреваем на 10оС, вторую на 50оС на одинаковых горелках. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1<Q2.
Ученик 3: Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10оС. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 1 кг масло. Мы знаем, что масло нагревается быстрее. Значит, количество теплоты, переданное кастрюле с водой будет больше, чем количество теплоты, переданное кастрюле с маслом. Получаем неравенство: Q1>Q2.
Учитель: Все вместе, делаем вывод: от чего зависит количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела?
Ученики:Количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела, зависит от массы этого тела, от изменения его температуры и рода вещества.
III. Мотивация учащихся на изучение нового материала
Учитель: Ребята, а если мы захотим
рассчитать это количество теплоты. Что мы должны
сделать?
Ученики: Составить формулу.
Учитель: А что нам нужно для
составления формулы?
Ученики: Буквенные обозначения
физических величин.
Учитель: Давайте посмотрим, все ли
физические величины, от которых зависит
количество теплоты, нами изучены? Назовите
физическую величину и ее обозначение.
Ученики: Масса – m, изменение
температуры – ∆t.
Учитель: Какой величины не хватает?
Ученики: Нет величины, которая
определяла бы само вещество.
Учитель: Ее мы и введем на сегодняшнем
уроке.
IV. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Понятие удельной теплоемкости.
2. Удельная теплоемкость различных веществ.
3. Дополнительные сведения об удельной
теплоемкости.
Учитель: Запишем число, тему урока «Удельная теплоемкость вещества».
Демонстрация.
Учитель: Рассмотрим еще один опыт,
который подтвердит, что количество поглощаемой
телом энергии зависит от того, из какого вещества
оно состоит. Нагреваем воду и масло на одинаковых
горелках. Исходные масса воды и масла, а также их
температуры, должны быть одинаковы. Через 3-5
минут видим, что температура масла, повысилась
больше, чем у воды.
Делаем вывод: для нагревания различных веществ
одинаковых масс и на одинаковую температуру
требуются разные количества теплоты.
Учитель: Это свойство вещества определяется удельной теплоемкостью вещества.
Запись в тетрадях, раздача эталона: удельная теплоемкость вещества обозначается буквой «с». Единица измерения [c] = Дж/(кг*оС).
Учитель: Как ее определить? Чтобы
выявить зависимость Q только от рода вещества
примем массу и изменение температуры за единицу
(как в математике 1 * 5 = 5, еденица не влияет на
результат). Т.е. возьмем вещество массой m = 1 кг,
нагреем на 1оС (∆t = 1оС) и посмотрим,
сколько теплоты при этом затратится.
Например: для нагревания 1кг воды на 1оС
нужно передать ей 4200 Дж энергии, для
нагревания 1кг серебра на 1оС требуется 250
Дж энергии. Эти количества теплоты и есть
удельные теплоемкости данных веществ.
Запись в тетради: Q = с, если m =1 кг, ∆t = 1оС.
Учитель: Дадим определение удельной теплоемкости вещества (устно, все вместе).
Затем запись в тетради, раздача эталона №2: Удельная теплоемкость – это количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1кг, чтобы изменить его температуру на 1оС.
Учитель: Удельная теплоемкость вещества определяется экспериментально. В таблице №1 нам даны результаты таких экспериментальных измерений. Рассмотрим ее. Найдите золото. Скажите, чему равна его удельная теплоемкость?
Ученики: Удельная теплоемкость золота – с = 130 Дж/(кг*оС)
Учитель: А что это значит? (Если дети затрудняются ответить, подсказка: это значит взяли 1кг золота и нагрели его на 1оС, для этого понадобилось 130 Дж энергии.)
Задание: выбрать из таблицы одно понравившееся вещество и записать, что значит число, стоящее напротив него. (2 мин., 2 человека читаю записанное). В это время раздача эталона №3.
Учитель: Посмотрите в таблицу, назовите удельную теплоемкость льда и удельную теплоемкость воды?
Ученики: с льда = 2100 Дж/(кг*оС), с воды = 4200 Дж/(кг*оС).
Учитель: Какой вывод можно сделать из того, что они имеют различные удельные теплоемкости?
Ученики: Удельная теплоемкость зависит от агрегатного состояния вещества.
Запись в тетради: удельная теплоемкость зависит и от агрегатного состояния вещества: с льда = 2100 Дж/(кг*оС), с воды = 4200 Дж/(кг*оС).
Учитель: У какого вещества удельная теплоемкость самая большая?
Ученики: У воды.
Учитель: Это говорит о том, что, вода медленно нагревается, при этом забирает много тепла.
Запись в тетради: большие водоемы (озера, моря) влияю на климат в данных районах. Утром вода холоднее воздуха, вечером теплее, т.к. вода медленно нагревается, забирая много тепла, и медленно остывает, долго отдавая тепло воздуху.
IV. Закрепление материала
1. Самостоятельная работа. Заполни таблицу.
(каротчка 1)
2. Вопросы и задачи по изученной теме:
– Удельная теплоемкость свинца равна 140 Дж/(кг*оС).
Что это значит?
– Что нужно знать, чтобы вычислить количество
теплоты, отданное телом при остывании?
– Что эффективнее использовать в качестве
грелки – 2 кг воды или 2 кг кирпича при той же
температуре?
V. Домашнее задание:
- §8 учебника, вопросы к параграфу;
- Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В.Ивановой, №933, 1003, 1030.
VI. Подведение итогов урока
Учитель:Итак, что мы узнали на этом уроке?
Ученики:
1) Что такое «Удельная теплоемкость вещества»;
2) Как она обозначается и в каких единицах
измеряется;
3) Что она означает для каждого вещества.
4) От чего она зависит и как большие водоемы
влияют на климат в ближайших районах.
Литература:
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: ил.
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО,2009. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).