Цели: создать условия для решения задач:
- Обогащение и активизация словаря по теме «Дикие животные».
- Закрепить и обобщить знания детей о животных, проживающих в Сибири.
- Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
- Закрепление четкого произношения поставленных звуков. Выделение первого звука в слове.
- Упражнять в составлении предложений с заданным словом, работа над деформированным предложением.
- Формировать культуру речевого общения.
Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный кроссворд, наборы для аппликации лисы (из самоклеющейся бумаги вырезаны детали), цифры (от 1до 8), кубики Н.Зайцева, предметные картинки на каждого ребенка животных и их «домов» на панно, игрушка Лунтика.
Предшествующая работа: беседы о животных, просмотр видеофильмов, чтение стихов, рассказов, сказок, работа с разрезными картинками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
– Отгадайте загадку:
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленький дружок (Лунтик)
Сегодня Лунтик у нас в гостях (игрушка) Лунтик очень любопытный и хочет узнать, что мы будем делать на занятии, оком говорить.
2. Предлагаю детям на мультимедиа
рассмотреть слайд (1).
– Кто изображен на слайде? Узнайте по голосу,
какое животное спряталось за шторкой? Как вы
думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Каких животных, проживающих в Сибири, вы знаете?
3. Сообщение темы. Сегодня мы поговорим о диких животных нашего края. Их можно назвать нашими соседями? Почему вы так думаете? Что было бы, если бы не было в лесу животных?
4. Игра «Расселите животных по домам»
– У вас на столах животные, которых вам надо расселить по «домам». Добиваюсь от детей полных ответов: «Медведь живет в берлоге» и т.д.
5. Игра «Живое предложение»
– Лунтик со своими друзьями любит играть, давайте покажем нашу игру «Живое предложение» Егор, ты слово «живет». Лена – слово «белка». Влад – слово «в»; Вероника – слово «дупле». Встаньте так, чтобы получилось красивое предложение: Белка живет в дупле. (Анологично предложение: зимой медведь спит в берлоге)
6. Физминутка «Еж с ежатами» (см.33 лексические темы стр.50; составитель А.В. Никитина)
7. Работа с мультимедиа (слайд 2)
Игра: «Внимательные глазки» Посмотрите на слайд: на верхнюю полосу переместите только животных. Четко проговариваем звуки и называем первый звук в словах.
8. Психогимнастика (слайд 3)
Продолжаем знакомить Лунтика с животными: на один хлопок – с волком, 2 – ежиком, 3 – кошкой, 4 – белкой. (Лунтик шепчет мне на ухо, делаю загадочное лицо) Дети, Лунтик говорит, что здесь кто-то лишний. А вы как думаете?
9. Кроссворд (слайд 5) Обращаюсь к Лунтику: «Какое животное тебе понравилось больше? Лиса! Про лису много сказок, где лису зовут по другому. Обращаюсь к детям: «Лунтику очень понравилась лиса. Давайте выполним аппликацию и прочитаем Лунтику, как в сказках зовут лису. Работать будем коллективно. Под каким номером ты Кристина будешь выполнять задание? Почему? (у каждого в подносе своя цифра) Обратите внимание кто, что будет делать, приступаем к работе. Читаем «Лизавета»
10. Итог
– О ком мы сегодня с вами говорили? Что вам больше понравилось на занятии? О ком вы бы хотели поговорить в следующий раз? Что еще расскажем Лунтику?
Литература:
А.В. Никитина «33 лексические темы:
пальчиковые игры, упражнения на координацию,
слова с движением, загадки для детей» «КАРО»
Санкт-Петербург; 2008г.
М.И. Чистякова «Психогимнастика» – М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995.