Цели:
- изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных;
- установить их значение в природе и жизни человека; учить обобщать, анализировать, делать выводы;
- развивать творческие способности обучающихся, умение работать в группах;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
1.Легенда об Арахне
Название класса Arachnoidea происходит от греч. arachne – паук. В древнегреческой мифологии Арахной звали девушку, которая была настолько искусной ткачихой, что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века.
2. Демонстрация фрагмента видеофильма о пауках
Всего известно около 60 000 видов паукообразных. Длина туловища различных представителей составляет от 0,1мм до 20 см. Они широко распространены по всему земному шару. Большинство из них – наземные животные.
3. Вспомним особенности внешнего строения паука
Выступление «профессора арахнологии» Горбачёва Алексея Максимовича. (Ученик рассказывает об основных особенностях внешнего строения на примере паука-крестовика):
а) Тело разделено на два отдела – головогрудь и
брюшко, соединённые тонкой перетяжкой.
б) Усики отсутствуют.
в) На головогруди располагаются шесть пар
конечностей – две передние пары (хелицеры,
которые служат для захвата и измельчения пищи и
ногощупальца – органы осязания, покрытые
чувствительными волосками) и четыре пары
ходильных ног.
г) На переднем конце головогруди расположены
четыре пары простых глаз.
д) Тело покрыто лёгким, прочным и довольно
эластичным хитиновым покровом, который пауки
периодически сбрасывают, таким образом они
линяют.
е) Брюшко нечленистое, на нижнем его конце
имеются три пары паутинных бородавок,
вырабатывающих паутину. Выделяющаяся из
паутинных бородавок жидкость очень быстро
твердеет на воздухе и превращается в прочную
паутинную нить. Различные части паутинных
бородавок выделяют паутину разных типов.
Паутинные нити различаются по толщине,
прочности, клейкости: в основании паутины более
прочные и не липкие нити, а концентрические нити
– более тонкие и липкие.
4. Работа в группах
Задание: используя материал учебника (стр. 122-124), а также дополнительный материал, ответьте на вопросы. После выполнения задания назовите общие, отличительные для каждой группы признаки.
1 группа – «Отряд Пауки»:
а) Где встречаются пауки?
б) Что представляет собой паутина? Все ли пауки
плетут сети? Приведите примеры таких пауков.
в) Какое значение в жизни паука имеет паутина?
г) Какой паук обитает в воде? Как он дышит?
Демонстрация фрагмента видеофильма о пауке
серебрянке.
д) Каких наиболее ядовитых пауков вы знаете?
Каковы отличительные признаки отряда Пауки?
2 группа – «Отряд Скорпионы»:
а) Где встречаются скорпионы?
б) Каковы особенности строения их тела?
в) На конце брюшка имеется вздутие с острым
крючком. Как скорпион его использует?
г) Насколько опасен яд скорпиона?
Демонстрация презентации учащихся. (Приложение
1)
Каковы отличительные признаки отряда Скорпионы?
3 группа – «Отряд Клещи»:
а) Каковы особенности строения тела клещей?
б) Чем они отличаются от других паукообразных?
в) Какие виды клещей вы знаете?
г) Чем опасны клещи? Каковы меры защиты от
таёжного клеща при походе в лес?
Демонстрация презентации учащихся. (Приложение
2)
Каковы отличительные признаки отряда Клещи?
5. Каково значение паукообразных в природе и жизни человека?
– Входят в состав цепей питания.
– Некоторые наносят вред растения и животным.
– Являются переносчиками заболеваний.
– Участвуют в почвообразовании.
– Уничтожают огромное количество вредных для
человека насекомых.
– Являются объектами для изучения.
6. Решение экологических задач.
1) Если положить на паутину чистую бумажку, паук,
подбежав, выбросит её из сети. Но если на ней была
раздавлена муха, то паук опутает её паутиной и
пустит пищеварительный сок. Объясните, почему?
(Ответ: с помощью органов осязания – ногощупалец,
покрытых чувствительными волосками – паук
улавливает различия в колебании ловчей сети и
определяет живой и неживой объект. Запахи паук
различает с помощью органов обоняния,
находящихся на передних конечностях).
2) В определённые моменты самка паука
тарантула со своими паучатами
передвигается примерно по кругу. Весь путь
составляет 100 – 150 м. Периодически
останавливаясь, паучиха, сильно взмахнув задними
конечностями, сбрасывает со спины часть паучков
и быстро отбегает в сторону. Объясните поведение
самки.
(Ответ: таким образом происходит расселение
молодых пауков).
3) Паук – крестовик твёрдую пищу есть не может, но
его жертвы – насекомые имеют твёрдый покров.
Каким образом паук всё же питается насекомыми?
( Ответ: у паука внекишечное пищеварение. Поймав
добычу, он убивает её ядом и впускает в тело
жертвы пищеварительные соки. Под их влиянием
содержимое разжижается и паук высасывает
его).
7. Головоломка.
1) Даны слоги: ПА РА СЕ НО ТА НТУЛ КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИ ОН
Составьте из них названия паукообразных.
(Ответ: паук, сенокосец, каракурт, скорпион, тарантул).
2) Решите кроссворд, правильно ответив на вопросы.
По горизонтали:
1. Паукообразное с длинными тонкими ногами.
3. Один из самых известных пауков, плетущих ловчие
сети.
5. Подвижные ночные, реже дневные, хищники,
распространённые в сухих и жарких странах,
передний отдел головогруди покрыт крупным
головным щитом.
6. Паук, который сидит в засаде на цветках,
поджидая мелких насекомых.
7. Самый крупный из наших южных пауков.
По вертикали:
1. Южное паукообразное с клешнями, длинным
брюшком и ядовитой иглой на его
конце.
2. Паук, обитающий в воде.
4. Паук, способный прыгать и ловить насекомых.
8. Очень ядовитый южный паук, которого называют
«чёрная смерть».
9. Один из самых крупных мохнатых пауков.
10. Представитель паукообразных, ведущий
паразитический образ жизни.
По горизонтали: | По вертикали: |
1. Сенокосец 3. Крестовик 5. Фаланга 6. Бокоход 7. Тарантул |
1. Скорпион 2. Серебрянка 4. скакунчик 8. Каракурт 9. Птицеяд 10. Клещ |
8. Закрепление: найдите признаки, свойственные паукообразным
1) Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
2) Тело состоит из двух отделов: головогруди и
брюшка.
3) Брюшко членистое.
4) Брюшко нечленистое.
5) Животные имеют 4 пары ног.
6) На голове есть усики.
7) Усиков нет.
8) Усиков 2 пары – длинные и короткие.
9) Животные имеют простые глаза.
10) У большинства животных по два сложных
фасетчатых глаза.
11) Органы дыхания – жабры.
12) Органы дыхания – лёгкие и трахеи.
9. Составить «Синквейн»
1) Имя существительное (тема).
2) Два прилагательных, связанных с темой.
3) Три глагола.
4) Фраза их четырёх слов.
5) Одно существительное (синоним к теме).
(Записать на заранее подготовленных и
оформленных листах бумаги).
10. Домашнее задание: параграф 25.
Дополнительный материал (Приложение 3)