Внеклассное мероприятие по физике "Необычное в обычном"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Действие 1

Мальчик: Вот я и дома… На завтра только физику сделать. Ой, что-то спать хочется… Эврика! А я сейчас прилягу и с комфортом начну учиться. Так, что нам тут надо выучить? Ага, действие жидкости и воздуха на погруженные в них предметы (читает учебник, затихая, засыпает под книгой)…

Волшебная музыка, свет.
Мальчик садится на диван, появляются Воздушка и Капелька

Мальчик: Ой, а вы кто? Как вы здесь оказались? Откуда вы?

Капелька: Мы – жители страны, где великолепно сочетаются волшебство и наука. Я – Капелька – маленькая частичка этого мира, представитель стихии Воды.

Воздушка: А я – Воздушка, нечто такое легкое, прозрачное, между прочим, ты знаком со мной с рождения, только плохо меня знаешь…

Капелька: Да и меня, как видно, не очень знаешь…

Мальчик: Не-е-е, с водой я знаком, это уж точно! Воду я пью, ванну принимаю, под дождем мокну…

Капелька: И это все, что ты знаешь про воду?

Мальчик: Ну, да… А, я вспомнил, еще в море я люблю плавать.

Капелька: А знаешь ли ты, почему можешь плавать ты, плоты, корабли

Мальчик: А, ты про закон Архимеда? Да-да, я только сейчас учил… «На все тела в жидкости и воздухе действует выталкивающая сила. Тело теряет в своем весе столько, сколько весит вода в объеме этого тела»

Капелька: И ты понял, что сказал?

Мальчик: Так в учебнике написано.

Воздушка: А ты только учебник читаешь?

Мальчик: Ну да, а что есть еще что-нибудь?

Воздушка: А ты не пробовал читать Книгу Природы?

Мальчик: А что это возможно?

Капелька: Да, только чтобы ты мог понимать язык этой книги, мы познакомим тебя с нашими друзьями, которые помогут тебе найти Необыкновенное в обыкновенном, тайное в привычном.

Воздушка: А сделают они это интересно и увлекательно!

Мальчик: (скептически) Интересно? Увлекательно?

Воздушка+Капелька: Да!

Капелька: Только мир неизвестного очень велик, поэтому мы начнем знакомство со стихии Воды и Воздуха.

Воздушка: Вперед на поиски интересной науки!

Капелька: Закрой глаза и кап,кап,кап!

Свет, встают все к двери.

Действие 2

Музыка, свет, занавес

Тетя Настя: Здравствуйте, мои добрые знакомые!

Все: Здравствуйте!

Мальчик: Это что – страна Воды и Воздуха (удивленно)? Мы же просто на кухне!

Капелька: Не так-то это просто, если уметь видеть…

Воздушка: Наблюдать…

Тетя Настя: И мыслить! Вот смотри, я опускаю яйцо в воду. Теперь вытащим его и положим в другую банку. Что произошло?

Опыт, объяснение «Яйцо в соленой воде и яйцо в пресной воде»

Тетя Настя: А еще, понимая законы природы, можно научиться применять их с пользой

Мальчик: Где? На кухне?

Тетя Настя: А почему нет? Вот сейчас ты понял, как плавает яйцо. А жидкости плавают? Тонут? Всплывают?

Мальчик: Не знаю, я никогда не задумывался…

Тетя Настя: Смотри!

Опыт, объяснение «Коктейль Светофор»: расположение в стакане вишневого сиропа, апельсинового сока и тархуна соответственно плотностям.

Мальчик: Здорово получается, теперь на праздники я буду такой коктейль сам делать.

Тетя Настя: А еще на празднике ты можешь показать, что вода помогает бокалу петь песню

Мальчик: Как это?

Опыт, объяснение «Поющий бокал»: бокал начинает звучать, если проводить мокрым пальцем по его краю.

Тетя Настя: Вода не только может петь песню, она еще может растягиваться. Правда, Капелька?

Капелька: А мы сейчас Андрея спросим. Можешь ли ты принести воду в кастрюле с дырками?

Мальчик: Ты смеешься надо мной. Это же все равно, что носить воду в решете!

Тетя Настя: Ну, что, Капелька, кап-кап-кап?

Капелька: Нет, вода из решета может и не выливаться

Опыт, объяснение «Решето» (см. Приложение)

Тетя Настя: Что-то у нас Воздушка загрустил. А ведь воздух позволяет нам на кухне сохранять продукты, а в доме вещи

Мальчик: Чтобы вещи хранить шкаф нужен, а не воздух

Тетя Настя: Сейчас посмотрим. Воздушка, помоги мне.

Опыт, объяснение «Вакуумный пакет»: используется бытовой вакуумный пакет и пылесос

Мальчик: Ого! Оказывается на кухне можно не только кашу варить, но и наукой заниматься.

Звонок в дверь.

Тетя Настя: Ой, я и забыла, что водопроводчика вызвала (идет к двери). Здравствуйте, проходите.

Водопроводчик: Добрый день всем! (Замечает вакуумный пакет) О, воздух поработал?

Мальчик: Да, оказывается воздух может сдавить пакет с едой или с вещами!

Водопроводчик: Да, на кухне очень много разных подручных средств и приспособлений, где работает воздух. Вот скажи, что это такое? (показывает вантуз)

Мальчик: Это такая штука, которой засор в раковине убирают, я у мамы видел.

Водопроводчик: Верно, это вантуз. Держи! И я тоже возьму вантуз. А теперь, смотри, что может сделать воздух!

Опыт, объяснение «Два вантуза»: два вантуза прикладываются друг к другу и предпринимается попытка отрыва их

Тетя Настя: А найди-ка здесь еще приспособление, в котором работает воздух. Сможешь?

Мальчик: Сейчас посмотрим…

Воздушка: Вот такие мыльницы есть в некоторых домах. Как же они держатся на стене без клея?

Опыт, объяснение «Действие присоски»

Мальчик: Ого! Как много я не знал!

Воздушка: Это только начало!

Капелька: А сейчас ты попадешь в настоящую лабораторию к ученому-физику.

Воздушка: Только ты не пугайся, он немного «сумасшедший»…

Капелька: Ты шутишь, Воздушка. Он очень веселый, многое умеет и знает

Мальчик: Я ничего не боюсь, готов закрыть глаза и оказаться…

Все: Раз, два, три!

Музыка, свет, занавес

Действие 3

Музыка, свет, занавес

(Физик не замечает никого, откачивает воздух из баночки с суфле)

Воздушка: Здравствуйте!

Капелька: Здравствуйте!

Мальчик: Здравствуйте, профессор!

Физик: Я еще не профессор…

Воздушка: Ну так станете им! Вам помочь?

Физик: В чем?

Воздушка: Воздух откачать! Вы узнали меня, профессор? Я – Воздушка, а это – Капелька

Физик: Да-да, да-да… (задумчиво) А опыт у меня не получается…

Мальчик: Давайте, я попробую.

Физик: Кто такой?

Капелька: Профессор, ему нужна ваша помощь

Воздушка: Представляете, он не знает, не понимает

Капелька: (перебивая) …и не хочет изучать физику

Мальчик: Уже хочу, но еще не все понимаю

Физик: Опыт тебе поможет!

Мальчик: А, так я опыт делаю?

Физик: Конечно! Опыт в лаборатории помогает понять суть того, что мы видим в природе. Вот, например, сейчас ты уменьшаешь давление в банке, а при этом…

Опыт, объяснение «Суфле»: Суфле (кондитерское изделие) располагается в сосуде, из которого можно откачивать воздух. Наблюдается деформация суфле.

Мальчик: Я про давление уже кое-что знаю и понимаю.

Физик: Ну, тогда объясни мне, коллега, почему тонет эта пипетка?

Опыт, объяснение «Картезианский водолаз»

Мальчик: Сложно, но интересно! А в науке все так сложно?

Физик: (хитро) Да нет, вот тебе задание совсем простое. Надо задуть пробку в бутылку, справишься?

Воздушка: Хи-хи

Физик: Не подсказывай, Воздушка. Твой друг уже достаточно знает, пусть попробует сам

Мальчик: Да с этим любой справится! (Идет в зал). Физик начинает опыт – нагревание воды

Опыт, объяснение «Невидимка брыкается»: необходимо задуть пробку в бутылку.

Мальчик: А что вы сейчас делаете?

Физик: Вот, хочу соединить две стихии – Воду и Воздух. Капелька, Воздушка, помогайте мне

Мальчик: И что будет?

Физик: Здесь снова мы столкнемся с атмосферным давлением, не забыл еще?

Мальчик: Нет, но здесь же нет насоса

Воздушка: Зато есть охлаждение!

Опыт, объяснение «Перетекание воды» (см. Приложение )

Все: Спасибо, профессор, за науку! Нам пора в путь!

Физик: Пожалуйста! Желаю тебе в будущем успехов. Может еще встретимся где-нибудь в научных кругах?!

Все: До свидания!

Музыка, свет, занавес

Действие 4

Музыка, свет, занавес

Все: Добрый день!

Инженер: (ходит с карандашом в руках, иногда что-то пишет, обдумывает) О, в стране науки новый житель!

Мальчик: Нет, я здесь гость…пока (смущенно)

Инженер: А я – Инженер!

Капелька: Инженеры разрабатывают, придумывают и строят разные устройства, машины

Инженер: Даже фонтана! Хочешь, я покажу тебе, как работает фонтан?

Мальчик: Да, если можно… Я никогда не понимал, почему вода в фонтане течет не вниз, как всегда, а вверх!

Инженер: Сейчас фонтанам помогают мощные насосы, а вот в древние времена фонтан работал вот так, смотри. Капелька, помоги мне.

Опыт, объяснение «Фонтан»

Капелька: Видишь, как просто?

Инженер: А если все-таки мы поможем воде насосом, то воду можно заставить подняться на любую высоту. Перед тобой что, как ты думаешь?...(пауза, ожидание ответа) Верно, это модель водопровода.

Опыт, объяснение «Водопровод»: используется переносная лаборатория (красный чемодан)

Мальчик: Чтобы такое придумать надо долго учиться. Вот если бы я смог сам что-нибудь сделать, какое-нибудь устройство техническое

Инженер: Подводную лодку, например

Мальчик: А смогу? Маленькую, для дома, а то у меня ее только в ванне можно запускать

Воздушка: А воздух тебе и здесь поможет, вот увидишь!

Мальчик: Я пока не пойму, как же воздух и под водой?

Инженер: Не волнуйся, я тебе подскажу и помогу сделать лодку. А пока можешь проверить работу моей домашней подводной лодки.

Опыт, объяснение «Лодка»: лодка изготавливается самостоятельно из двух пластиковых бутылок и катеттера.

Капелька: Спасибо вам, Инженер! Но нам надо спешить! Мы еще не были в одной очень таинственной комнате

Воздушка: И наш друг еще не знает, что волшебство может быть рукотворным.

Инженер: О, так у вас еще много неожиданного и чудесного впереди, удачи!

Музыка, свет, занавес

Действие 5

Музыка, свет, занавес

Маг: Добрый день! Я умею читать мысли, поэтому я знал, что вы придете, и ждал вас! После того, как ты многое узнал и видел у моих друзей, я хочу просто удивить тебя! Думаю, что ты запомнишь этот волшебный мир. Веришь ли ты в чудеса?

Мальчик: Нет, хотя в этой стране все возможно…мои новые друзья научили понимать язык природы, мне стало очень многое понятно, после этого меня трудно удивить.

Маг: Поверь мне, волшебство тоже может быть связано с наукой. Прошу вас в зал!

Опыт «Пакетик чая» (см. Приложение)

Воздушка: Уже который раз смотрю его фокусы и все равно удивляюсь

Капелька: Это правда волшебно!

Маг:

Опыт «Напейся, но не облейся» (см. Приложение)

Маг:

Опыт, объяснение «Стакан с водой» или подобные по теме Атмосферное давление

Музыка, свет, занавес

Мама: Андрей, вставай, тебе еще уроки делать, физику на завтра учить, или ты собираешься во сне это сделать?

Мальчик: Что это было? Неужели сон? Всего час, нет, целый час я провел в удивительном мире, мире науки, экспериментов, а сколько всего мне открылось за это время! Как многое я познал! Теперья по-другому смотрю на все, что окружает меня. А, главное, я понял, что наука не бывает скучной. Надо просто этим заниматься с удовольствием!!!