Тема урока: "Звуки [х], [х'] и буквы Х, х". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


1. Оргмомент

– Здравствуйте. У вас на столах должны лежать «Азбука», ручки, карандаши и карточки для дополнительной работы. Все остальное уберите в портфель.

2. Актуализация знаний, умений навыков

– Мы продолжим знакомство с буквой, с которой мы познакомились на прошлом уроке. .Вы узнаете, что это за, буква отгадав загадку:

«Повернул я плюс – ха-ха!
Он теперь не плюс, а «Х» (ха)!»

– Давайте посмотри на доску и вспомним , как пишется строчная и заглавная буква «Х».

3. Работа со схемами

– Ребята, продолжим работу отгадываем загадки!

«Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.

– Сколько слогов в слове?
– Назовите первый звук в слове!
– С помощью чего можно определить сколько слогов в слове?
– Назовите последний звук.
– Сколько согласных звуков в слове?
– Сколько гласных звуков в слове?
– На какой слог падает ударение?
– Правильно! Давайте составим звуковую  схему слова холодильник:

Отгадайте загадку:

«Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так …
Это делает …

– Сколько слогов в слове?
– Какой слог ударный?
– Назовите первый звук!
– Назовите последний звук.
– Сколько согласных звуков в слове?
– Сколько гласных звуков в слове?
– На какой слог падает ударение?
– Правильно! Давайте составим звуковую  схему слова хомяк:

–  Вот вам ещё загадка:

«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.»

– Правильно, ребята!

– Сколько слогов в слове?
– Назовите первый звук!
– Сколько согласных звуков в слове?
– Сколько гласных звуков в слове?
– Мы можем в этом слове поставить ударение?
– Почему?
– Правильно! Давайте составим звуковую  схему слова хлеб:

4. Закрепление пройденного материала.

Работа с учебником.

– Откройте страницу 42.
– Из каких цифр состоит это число?
– Правильно.
– Посмотрите на стихотворение «Хлеб».
– Давайте прочтем его по очереди.

Хлеб

Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов  и  сил!

5. Развитие  речи. Работа с пословицами

– У вас на столе лежат карточки с пословицами и поговорками о хлебе. Давайте прочтем его по цепочке.

  • Плох обед, коли хлеба нет.

– Ребята, как вы понимаете эту поговорку?
– О чем она говорит?

  • Без хлеба куска везде тоска.

– Ребята, как вы понимаете эту поговорку?
– О чем она говорит?
– Посмотрите на доску. Что вы видите? (на доске картинки с изображениями хлебных изделий)
– Как называется это?
– А как называется это одним словом?
– Правильно, ребята.
– Посмотрите на следующую страницу. Там стих Даниила Хармса «Удивительная кошка». Послушайте, как его прочту я, .а потом по цепочке читаете вы.
– Что случилось с кошкой?
– Зачем нужны воздушные шары?
– Почему народ столпился на дороге? Найдите в тексте, и прочитайте нужную строчку.
– Посмотрите на задание внизу. Прочитаем  пары слов с противоположным значением, в старших классах вы узнаете, что слова с противоположным значением называются антонимы.

Хороший – плохой.
Сырой – сухой.
Громкий – тихий.

6. Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

7. Развитие словарного запаса обучающихся

– Ребята, а вы знаете, что такое салазки?
– Посмотрите на доску!

– А теперь узнали, что такое салазки? Посмотрите на слово и запомните, как правильно его надо писать. Давайте его прочтем все вместе.
– Переверните страницу, послушайте, как я буду читать стих Якова Акима «Первый снег».
– А теперь вы будете читать этот стих.
– Ребята, а какие зимние увлечения вы знаете? Если забыли, посмотрите на доску и вспомните.

8. Развитие словарного запаса обучающихся

– Посмотрите на следующую  страницу. Послушайте, как я прочту стих «Игра в слова».
– А теперь я буду слушать вас.
– Посмотрите на карточку, мы будем играть в «слова».Вы должны из имеющихся слов, составить новые.
– Какие слова у вас получились?
– Правильно, молодцы.

Поговорим с буквой Х

– Однажды букве Х стали задавать вопросы, а она на них отвечала:
– Что ты любишь кушать?
– Что есть у тебя дома?
– Каких животных ты знаешь?
– Кем ты хочешь стать?
– Что бывает зимой?

9. Повторение пройденного на уроке

– Посмотрите на ленту букв в конце страницы.
– Сколько согласных букв вы знаете? Назовите их.
– Какие из них звонкие? Глухие?
– Какие из них только твердые? Только мягкие?
– Сколько знаете гласных? Назовите их?
– Какие из них обозначают мягкость согласного?

10. Подведение итогов

– Ребята, наш урок подошел к концу..Вы молодцы! Старались и все правильно делали.