В последнее десятилетие изменились социальные требования общества к тем качествам, которые желательны для выпускников школы. Теперь это должен быть не столько хороший исполнитель, сколько активный, думающий, самостоятельный молодой человек, умеющий ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации. Содержание и объем нужных знаний и навыков меняются очень быстро, поэтому в воспитании детей правильнее делать ставку на строительство внутренних устоев, на которых держится личность. Мировоззренческие принципы, отношение к себе и другим людям, понимание целей своей жизни, способность к развитию, вкус к учению — вот то, что служит основой действий и поступков человека.
В связи с этим построение процесса обучения вообще и математике в частности претерпевает существенные изменения. Эти изменения происходят в контексте реализации тенденции гуманизации образования. Они предполагают ориентацию процесса обучения на личность учащегося, создание благоприятных условий для активного освоения человеком способов познавательной деятельности, и тем самым обеспечивает его самореализацию и развитие.
В «Концепции модернизации образования» подчеркивается, что школа «должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники должны научиться учиться, то есть самостоятельно приобретать новые знания».
В этой связи возникает необходимость изучения возможностей организации в учебном процессе деятельности учащихся, способствующей развитию умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. В качестве такой деятельности может быть рассмотрена исследовательская деятельность учащихся.
Являясь предметом общей культуры человека, математика необходима не только для приобретения знаний-фактов, но и для развития ученика, его познавательных процессов таких, как анализ, обобщение, самоконтроль, рефлексия и т. д., а также личностного опыта учащихся. Поэтому в школе математика должна рассматриваться не как завершенная математика, а как вид деятельности (Г. Фройнденталь). Таким образом, формируется понимание деятельности природы знаний, необходимости соединения усвоения математических знаний с деятельностью самого ученика.
Г. Фройденталь называет серьезнейшим пороком завершенной математики, которая в настоящее время доминирует в школе, ее бесполезность. «Противоположностью завершенной математики», – пишет автор, – «служит математика в стадии становления. Ныне мы требуем, чтобы школьник изучал истинное возникновение математики – создавал ее заново». [Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5 6 классах. — М., 2002. – 208с., с.85]. Аналогичные мысли высказывались А.С.Крыговской, которая подчеркивала, что в обучении математике «значение имеет сама творческая деятельность, а не то, что она сотворила» [Ланда Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М., 1976. – 64с., с.21].
Данное положение отражено и в концепции модернизации российского образования, в которой говорится, что «школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники должны научиться учиться, т.е. самостоятельно приобретать новые знания». Данный процесс предполагает осуществление поиска информации, соответственно учащиеся должны обладать определенными умениями, дающими возможность осуществлять самостоятельный поиск необходимого материала.
В своей педагогической деятельности мы используем технологию метода проектов, которая и позволяет развивать творческие способности обучающихся.
Определение и цели метода проектов в профильном обучении в области математики
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную математическую задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Учебный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности; организованная на основе коммуникации, направленная на достижение совместного результата.
Использование метода проектов в учебной деятельности ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников, которые в свою очередь, становятся активными участниками процесса «обучения – учения».
Цели метода проектов:
- интеллектуальное развитие учащихся
- формирование математического мышления
- овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности
Технология обучения новым знаниям при использовании метода проектов
Организация самостоятельной поисковой и творческой деятельности учащихся, которая заключается в умении:
- собрать информацию, факты
- провести анализ
- выдвинуть гипотезы
- сделать выводы и соответствующее заключение
- оформить в виде презентации
Параметры оценки проекта учащегося:
- значимость и актуальность выдвинутой проблемы, ее адекватность изучаемой теме
- корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
- глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей
- умение отвечать на вопросы оппонентов
- эстетика оформления результатов работы над проектом
Внедрение метода проектов в педагогическую практику позволяет:
- развивать познавательные навыки учащихся
- ученикам ориентироваться в информационном пространстве
- развивать критическое мышление
- научить учеников приобретать знания самостоятельно
- обучающиеся приобретают свой собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Структура деятельности «Учитель – ученик»
Ученик | Учитель |
Индивидуально выбирает тему | Мотивирует запрос |
Выполняет самостоятельно проект, работает с рекомендуемой литературой | Обучает способам проектной деятельности, консультирует, дает рекомендации |
Устраняет недостатки в проекте, представляет работу в виде презентации | Анализирует проект, дает оценку проекта |
Преимущества проектной деятельности учащихся
- Проектная работа является более результативной, чем традиционные уроки
- У учащихся формируются новые умения по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний
- Метод проектной деятельности может использоваться в учебном процессе для решения различных проблемных задач, в том числе для работы над новыми темами.
Проектная деятельность по математике в школе осуществляется на протяжении нескольких лет. В этой работе задействованы ученики разных классов.
Так, в частности, с учащимися 7 классов был реализован проект под названием «Госпожа Пропорция». Работа над проектом начиналась с изучения истории возникновения терминов «пропорция» и «отношения». Обучающиеся многое прочитали, выполнили задания на построение «золотого сечения». В результате проект позволил детям через исследование, эксперимент и наблюдение увидеть, что у человечества с пропорцией связывались представления о красоте, порядке и гармонии.
Активная проектная деятельность позволила учащимся убедиться, что пропорции действительно рядом с нами:
- в скульптуре и живописи,
- в архитектуре,
- в музыке,
- в природе.
При выполнении этого проекта использовались различные виды деятельности школьников. Были выполнены задания на построение, ученики побывали на виртуальной тематической экскурсии в храме Василия Блаженного, выполнили измерительные работы на стебле растений, выявили множество предметов, имеющих форму золотого треугольника, наблюдали золотую спираль в раковине улиток и ракушек. Защита проекта проходила на школьной конференции.
Также семиклассники выполнили проект под названием «Симметрия и асимметрия». Спецификой этого проекта стало масштабное использование компьютерной техники и электронных ресурсов, опубликованных в сети Интернет.
Учащимися 6А и 6Б классов был реализован проект под названием «Каменная сказка». Деятельность школьников в рамках проекта начиналась с изучения архитектурного стиля итальянского архитектора Гауди. Актуальность данной работы заключается в том, что к большому сожалению, у нас в России почти не знают его творчества. Творчество Антонио Гауди стало своеобразным воплощением и выражением принципиально новой архитектуры, в которой синтезировались черты Востока и Запада, древности и современности, национальной.
Краюшкина Валерия, Винокурова Яна выполнили проект «Мальчик из Холмогор» к 300 летию со дня рождения М. В. Ломоносова, в рамках пропаганды жизни и деятельности выдающегося русского учёного. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Ломоносов – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, молекулярно-кинетической теории и науки о стекле, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. На областном конкурсе ученических проектов эта работа была отмечена дипломом второй степени.
Обучающиеся ежегодно представляют свои работы на научно-практической конференции в ЕГУ имени Бунина. Проекты с интересом воспринимаются студентами и преподавателями, оцениваются дипломами и грамотами.
Проекты: Разинкова Александра «Правильные многоугольники», «Прямоугольный параллелепипед» Кузина Дмитрия, «Принцип Дирихле при решении задач» Травина Михаила были опубликованы в материалах «Фестиваля педагогических идей» и размещены на сайте фестиваля.
В результате работы над проектом школьники могут проявить себя, испытать успех, показать себя перед одноклассниками с привлекательной стороны, приобрести немаловажные умения:
- отмечать успехи друг друга,
- обсуждать совместно изучаемый материал,
- анализировать задачи и определять их виды,
- работать с книгами и другими публикациями по математике и истории математики,
- преобразовывать информацию в другие формы (слова, рисунки, диаграммы),
- радоваться опыту совместной работы,
- выступать перед аудиторией, занимать активную позицию при защите результатов своей работы,
- сотрудничать.
Проектная деятельность в осуществлении профильного обучения является инновационной технологией в работе с учащимися, позволяющей объединить в единое целое учебный теоретический материал и самостоятельную проектную деятельность ученика.