Цель урока:
- познакомить с причинами и видами движения земной коры;
- сформировать представление об эпицентре, очаге землетрясения.
- продолжить развитие навыков работы с географической картой
- познакомиться с правилами поведения при землетрясениях
- научить формулировать выводы о взаимосвязи строения земной коры и рельефа
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: карта полушарий, атласы, презентация раздаточный материал, эксперимент (ёмкость с водой и несколько предметов разной величины и тяжести).
ХОД УРОКА
1.Вспомните:
– Какую тему большую мы изучаем?
– Какую оболочку изучаем?
– Из какого вещества состоит литосфера?
– Что такое горная порода?
– Из чего состоит горная порода?
– Что такое минерал?
Презентация:
слайд 1 – Какая горная порода лишняя?
слайд 2 – Внутренне строение Земли
слайд 3 – Типы земной коры
2. Игра «Эрудит»
– Расскажите как можно больше о литосфере, но разрешается говорить по очереди, начиная со слов «Я знаю что… Нельзя повторяться и делать паузу между ответами более 5 секунд.
– Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли
– Я знаю, что состоит из земной коры и верхней
мантии.
– Я знаю, объединяет внутренние и внешние
оболочки Земли.
– Я знаю, что это каменная оболочка Земли.
– Я знаю, что имеет мощность 70-250 км.
– Я знаю, земная кора делится на материковую и
океаническую земную кору.
3. Задания для письменных работ – кроссворд
4. Целеполагание:
– Как вы думаете, каким образом залегают горные
породы в природе? (Горизонтально, наклонно,
смятые в складки).
– Да, вы правы. Иногда видны разрывы в пластах,
смещение одной части относительно другой.
Презентация, слайд 4
– Почему?
Вывод: земная кора находится в
постоянном движении.
– Как будет звучать тема нашего урока?
– Открываем тетради, записываем число,
классная работа, тему урока
– В каких направлениях могут быть движения
земной коры?
Презентация, слайд 5
5. Задание по учебнику – прочитать
на странице 45-48
Заполнить схему на доске.
Обсуждение. Приведите примеры.
- Скандинавский полуостров поднимается примерно на 1 см в год.
- Территория Нидерландов опускается со скоростью 3 мм в год.
- Опускается город Венеция
- Вдали от морских побережий можно найти остатки морских организмов.
Презентация, слайд 6
– Почему мы не замечаем вертикальных
движений? (Они происходят медленно)
– Как вы думаете, какое стихийное природное
явление происходит при горизонтальном
движении и мы его можем увидеть?
Презентация, слайд 7
– Что такое землетрясение? Записываем в словарик
– Причина землетрясения? Стр. 44 учебника
– Что такое очаг землетрясения и эпицентр?
Стр. 44 учебника
6. Физминутка
7. Презентация
слайд 8
слайд 9 работа с учебником стр 44
слайд 10
слайд 11 Первый сейсмограф появился в Китае в
132г году. Знаменитый китайский учёный Чжан Хэн
создал его Сиане во времена династии Хань. В
большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил
маятник, который мог качаться в восьми
направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в
пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда
толчок землетрясения заставлял маятник
качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и
попадал в отрытый рот сидящей внизу жабы. В
этот момент прибор издавал звук, извещая
наблюдателей, что произошло землетрясение. В
зависимости от того, в рот какой из жаб попал
шарик, можно было определить, в каком
направлении оно произошло. Прибор работал
хорошо, что мог обнаружить удалённые
землетрясения, не ощущавшиеся самими
наблюдателями.
8. Знакомство с сейсмографом
– Силу землетрясения определяют в баллах по шкале Рихтера. (Раздаточный материал).
Презентация, слайды 12, 13
– Где распространены землетрясения? Стр. 45 учебника
Презентация, слайд 14
Сейсмический пояс – районы распространения землетрясений (на границах литосферных плит).
9. Как вести себя во время землетрясения? (Слайды 15-20)
10. Задание на закрепление изученного материала
1. Очаг землетрясения это участок земной
поверхности над эпицентром.
2. Причина землетрясений это разрыв и смещение
горных пород на глубине.
3. Грабен это выступ участка земной коры.
4. Прибор, регистрирующий колебания земной
поверхности. это сейсмограф.
5. Землетрясения распространены на границах
литосферных плит.
Ответы:
1 –
2 +
3 –
4 +
5 +
– Оцените друг друга.
11. Рефлексия Слайд 21
– На каком острове ты оказался в конце урока?
12. Домашнее задание: параграф 18, выучить термины, атлас, к/к, дополнительно сообщение об одном землетрясении лил памятку «Поведение при землетрясениях»