Тема урока: "Движение земной коры". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока:

  • познакомить с причинами и видами движения земной коры;
  • сформировать  представление об эпицентре, очаге землетрясения.
  • продолжить развитие навыков работы с географической картой
  • познакомиться с правилами поведения при землетрясениях
  • научить формулировать выводы о взаимосвязи строения земной коры и рельефа
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: карта полушарий, атласы, презентация раздаточный материал, эксперимент (ёмкость с водой и несколько предметов разной величины и тяжести).

ХОД УРОКА

1.Вспомните:

– Какую тему большую мы изучаем?
– Какую оболочку изучаем?
– Из какого вещества состоит литосфера?
– Что такое горная порода?
– Из чего состоит горная порода?
– Что такое минерал?

Презентация:
слайд 1 – Какая горная порода лишняя?
слайд 2 – Внутренне строение Земли
слайд 3 – Типы земной коры

2. Игра «Эрудит»

– Расскажите как можно больше  о литосфере, но разрешается говорить по очереди, начиная со слов «Я знаю что… Нельзя повторяться и делать паузу между ответами более 5 секунд.

– Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли
– Я знаю, что состоит из земной коры и верхней мантии.
– Я знаю, объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.
– Я знаю, что это каменная оболочка Земли.
– Я знаю, что имеет мощность 70-250 км.
– Я знаю, земная кора делится на материковую и океаническую земную кору.

3. Задания для письменных работ – кроссворд

4. Целеполагание:

– Как вы думаете, каким образом залегают горные породы в природе? (Горизонтально, наклонно, смятые в складки).
– Да, вы правы. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой.

Презентация, слайд 4

– Почему?
Вывод: земная кора находится в постоянном движении.
– Как будет звучать тема нашего урока?
– Открываем тетради, записываем число,  классная работа, тему урока
– В каких направлениях могут быть движения земной коры?

Презентация, слайд 5

5. Задание по учебнику  – прочитать на странице 45-48
Заполнить схему на доске.

Обсуждение. Приведите примеры.

  • Скандинавский полуостров поднимается примерно на 1 см в год.
  • Территория Нидерландов опускается  со скоростью 3 мм в год.
  • Опускается город Венеция
  • Вдали от морских побережий можно найти остатки морских организмов.

Презентация, слайд  6

– Почему мы не замечаем вертикальных движений?  (Они происходят медленно)
– Как вы думаете, какое стихийное природное явление происходит при горизонтальном  движении и мы его можем увидеть?

Презентация, слайд 7
– Что такое землетрясение? Записываем в словарик
– Причина землетрясения? Стр. 44 учебника
– Что такое  очаг землетрясения и эпицентр? Стр. 44  учебника

6. Физминутка

7. Презентация

слайд 8
слайд 9  работа с учебником стр 44
слайд 10
слайд 11  Первый сейсмограф появился в Китае в 132г году. Знаменитый китайский учёный  Чжан Хэн создал его Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде  (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в отрытый рот  сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить,  в каком направлении оно произошло. Прибор  работал хорошо, что мог обнаружить удалённые землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.

8. Знакомство с сейсмографом

– Силу землетрясения определяют в баллах по шкале Рихтера. (Раздаточный материал).

Презентация, слайды 12, 13

– Где распространены землетрясения? Стр. 45 учебника

Презентация, слайд 14

Сейсмический пояс – районы распространения землетрясений (на границах литосферных плит).

9. Как вести себя  во время землетрясения? (Слайды 15-20)

10. Задание на закрепление изученного материала

1. Очаг землетрясения это участок земной поверхности над эпицентром.
2. Причина землетрясений это разрыв и смещение горных пород на глубине.
3. Грабен это выступ участка земной коры.
4. Прибор, регистрирующий колебания земной поверхности. это сейсмограф.
5. Землетрясения распространены  на границах литосферных плит.

Ответы:

1 –
2 +
3 –
4 +
5 + 

– Оцените друг друга.

11. Рефлексия   Слайд 21

– На каком острове ты оказался в конце урока?

12. Домашнее задание: параграф 18, выучить термины, атлас, к/к, дополнительно сообщение об одном землетрясении лил памятку «Поведение при землетрясениях»