Цель урока:
- дать учащимся представление о новой команде языка программирования Бейсик – функция пользователя.
- показать учащимся удобство применения данной команды и ее структуру.
Задачи:
Образовательная:
- сформировать представление о функции пользователя как средство реализации вспомогательных алгоритмов, а также способы описания функции;
- показать основные приемы использования функции пользователя;
- научить применять новые знания при решении поставленной задачи и составлении программ.
Знать и уметь:
- знать структуру организации данной команды;
- уметь определять формальные и фактические параметры;
- уметь анализировать, находить и исправлять ошибки.
- знать и уметь правильно записывать и использовать функцию пользователя при решении задач.
Воспитательная:
- соблюдать правила техники безопасности в кабинете информатики;
- формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.
Развивающая:
- развитие познавательного интереса;
- развивать навыки принимать решения самостоятельно;
- развития алгоритмического мышления, внимательности, памяти.
Средства обучения:
- ПК,
- доска,
- среда Бейсик.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
План урока.
I. | Организационный момент | 2 | мин. |
II. | Повторение пройденного материала | 4 | мин. |
III. | Мотивация и актуализация | 3 | мин. |
IV. | Изложения нового материала | 10 | мин. |
V. | Первичная проверка знаний | 19 | мин. |
VI. | Рефлексия. | 3 | мин. |
VII. | Домашние задание | 2 | мин. |
VIII. | Подведение итогов | 2 | мин. |
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствовать учеников
- Проверить присутствующих и готовность класса к уроку.
- Сообщить тему, цели и ход урока.
II. Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос:
- Что такое функция?
- С какими функциями вы знакомы при изучении языка программирования Бейсик?
- Правила записи (формат) функций.
- Что такое вспомогательный алгоритм?
- Назовите преимущества вспомогательных алгоритмов.
III. Мотивация и актуализация
Написать на доске функцию
и предложить учащимся найти повторяющиеся выражения и попробовать записать это выражение используя имена переменных не входящее в функцию – формальные параметры.
Предполагаемый ответ учащихся:
Что отличительное в этих выражениях?
Предполагаемый ответ учащихся: исходные данные.
IV. Изложения нового материала
В языке Бейсик кроме стандартных функций возможно употребление функций, составленных самим пользователем, которая применяется в тех случаях, когда в программе необходимо вычислить одно и то же математическое выражение при различных значениях. В этом случае удобно определить это выражение каким-нибудь именем один раз, а затем обращаться к имени этого выражения, указывая конкретное значение переменной с целью экономии памяти машины и упрощения программы. В отличие от стандартной функции, такую функцию ещё называют нестандартной. Нестандартная функция определяется оператором DEF, которой присваивает ей задаваемое пользователем имя.
Формат оператора:
DEF FN <имя функции>(<список формальных параметров>)=<выражение> |
DEF FN – образовано от сокр. анг. слов. DEFINE FUNCTION – определить функцию
<имя функции> - задается пользователем (любая латинская буква, определяющая конкретное имя функции).
<список формальных параметров> - переменные любого типа, перечисленные через запятую (если их несколько).
<выражение> - указывает какие действия и в какой последовательности надо выполнить с формальными параметрами, входящими в него величинами.
Формальные параметры используются лишь для обозначения аргументов и указания их вхождения в формулу вычисления значения функции.
Обращение к функции производится по имени функции и в круглых скобках указываются фактические параметры.
FN <имя функции>(<фактические параметры>) |
фактическими параметрами могут быть: константы, переменные, выражения
Фактические параметры показывают, для каких значений нужно вычислить результат.
Задача 1.
Попробуем оформить решение (составим программу) вычисления нашей функции
В этом выражение многократно используется формула, которую мы определили . В программе эту формулу целесообразно определить как функцию с помощью оператора DEF. Программа будет иметь вид:
10 CLS
20 DEF FNT(X)=ABS(SIN(X)+X)/5
30 INPUT “Введите фактические параметры А и В”;A,B
40 V=FNT(3*B)+2/FNT(A)+SQR(FNT(A*B))
50 ? “V=”;V
60 END
Аргументы A и B функции FNT , указанные в операторе 40, называются фактическими. Они задают конкретные (фактические) числовые значения, которые подставляются на место формального аргумента X в операторе 20.
Замечание: фактические параметры должны соответствовать формальным по типу, количеству и порядку следования. Нарушение этого требования приводит к ошибке.
Например, если в нашей программе написать в строке
40 V=FNT(3,B)+2/FNT(A)+SQR(FNT(A,B))
то в результате выполнения этой программы будет выведено сообщение об ошибке, т.к. при обращении к функции FNT(3,B) и FNT(A,B) указаны два фактически параметра вместо одного, как описано в функции FNT(X) в строке 20.
V. Первичная проверка знаний
Рассмотрим ещё пару задач.
Задача 2. Составить программу вычисления значения функции с применением функции пользователя.
Определим повторяющуюся функцию
10 CLS
20 DEF FNT(M,N)=M^(1/N)
30 INPUT “Введите фактические параметры X,Y,Z”;X,Y,Z
40 V=FNT(X+FNT(Y+FNT(Z,3),5),7)
50 ? “V=”;V
60 END
Задача 3.
;
10 CLS
20 DEF FNT(N)=(X^N+N)/N
30 INPUT “Введите фактический параметр X”; X
40 V=FNT(8)+FNT(6)+FNT(5)^(-1)
50 ? “V=”;V
60 END
VI. Рефлексия
Учащиеся сравнивают полученный результат работы программы с предложенным образцом. Сохраняют программу на компьютере. Учащиеся делятся впечатлениями от урока, рассказывают, что им понравилось, а что можно было бы сделать по-другому. Выявляют вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение.
VII. Домашние задание
- Учить материалы лекции;
- Составить программу вычисления значений функций с применением функции пользователя:
VIII. Подведение итогов
По итогам работы на уроке учитель выставляет учащимся оценки.