Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Форма урока: комбинированный урок.
Разделы программы: применение современных информационных технологий, региональный компонент.
Цель урока:
- реализация межпредметных связей;
- развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями и данными посредством ИКТ.
Задачи урока:
- расширить представления учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц;
- уметь анализировать, обрабатывать и делать правильные выводы из найденной информации по данным предметам;
- развивать познавательный интерес к предметам истории и информатики;
- развивать логическое мышление, внимание;
- умение работать в группе;
- воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, листы оценок групп (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2), мультимедийная презентация (Презентация), задание для мальчиков (Приложение 3), задание для девочек (Приложение 4).
Программное обеспечение: программа Microsoft Office Excel.
В начале урока класс делится на две группы:
1 гр. – мальчики (казаки),
2 гр. – девочки (казачки).
В каждой группе выбирается атаман (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и постановка целей урока.
- Практическая работа.
- Итог урока.
- Рефлексия
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем необычный урок, который свяжет два предмета – историю и информатику. Вы разбиты на группы и в каждой группе есть атаман, который будет отмечать в листе оценок (Приложение1) количество правильных ответов (знаком +), когда вы будете работать в группах и отвечать на заданные вопросы. Мы тоже Вам поставим оценку за выполненную практическую работу и сделанные Вами выводы. Все эти оценки повлияют на итоговую оценку за урок, как по истории, так и по информатике.
2. Актуализация знаний и постановка целей урока.
Учитель информатики:
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова академика В. М. Глушкова:
«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать»
- Давайте вспомним основные средства обработки информации с древнейших времен до настоящего времени. (Ответы детей)
- А сейчас мы представим себя на месте людей, которые жили в то или иное время существования некоторых инструментов, перед вами - счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер, логарифмическая линейка, планшетный компьютер. Приглашаются 2 учащихся (1 казачка и 1 казак, в костюмах).
Казачка: Казачка – хранительница домашнего очага, хозяйка. (Если необходимо подсчитать бюджет семьи за год, то в те далекие времена я бы выбрала – счеты).
Казак: Казаки – защитники. (Если атаман собирает войско в поход, то он должен точно знать его численный состав. Для обработки информации в настоящий момент времени я бы воспользовался – планшетным компьютером).
- Какую бы вы выбрали программу для обработки числовых данных?
- Из чего состоит электронная таблица?
- Для чего предназначены электронные таблицы?
- Что является минимальным элементом таблицы?
- Какие типы данных можно вносить в ячейки таблицы?
- Перечислите правила набора формул в ячейки таблицы?
- Каким способом можно занести формулу в несколько ячеек?
- Как построить диаграмму (график)?
Учитель истории:
Человека всегда интересовало его прошлое, прошлое всего человечества. Не требует особых доказательств необходимость и полезность изучения истории родного края. Знание прошлого малой родины дает человеку твердую почву под ногами сегодня, возможность предвидеть будущее развитие и свое место в этом мире.
- Кого раньше называли казаками? (Кто такие казаки?)
- Главное занятие казаков?
- Кто стоял во главе казачьего войска?
- Как его выбирали?
- Сколько лет служил казак, если три года он был в подготовительном разряде, 4 – на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе?
- Какие награды за службу мог иметь простой казак и атаман?
- Как распределяли землю у казаков?
- Какова роль казачки?
- В чём казак мог зависеть от жены?
- Какие хутора в начале XX века относились к станице Березовской?
- Какие хутора относятся к станице сейчас?
- В XIX и XX веках в нашей станице проходили ежегодные ярмарки. Когда они проходили и чем на них торговали?
Сформулируйте цели урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока).
3. Практическая работа
На столах у каждой группы лежат задания к практической работе.
1 группа (казаки) выполняют практическую работу «Положение об общественном управлении в казачьих войсках в 13/25 день мая 1980 года». (Приложение3).
2 группа (казачки) выполняют практическую работу «Стоимость обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу в начале XX в.» (Приложение4).
4. Итог урока:
Вопросы для 1 группы (казаков):
- Назовите по каждой станице:
- общее число дворов;
- количество мужчин;
- количество женщин;
- число жителей с правом голоса на сходах
- Назовите среднее количество человек на один двор в станицах Березовской и Малодельской.
- Сколько процентов с правом голоса от общего количества жителей приходилось на станицу Березовскую и Малодельскую?
- Сделайте сравнительный анализ по станицам.
Вопросы для 2 группы (казачек):
- Назовите общую стоимость обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу?
- Назовите самые дорогие покупки, необходимые казаку для службы?
- Во сколько раз конь дороже обмундирования?
- Какие предметы обмундирования изготавливались в семье руками казачки?
- Сколько коров по цене 60 рублей за голову надо было продать из домашнего хозяйства, чтобы купить обмундирование и строевого коня, учитывая, что 100 рублей государство выделяло для сбора казака на военную службу?
- Из отчета по Усть – Медведицкому округу от 24 июня 1924 года: «Нонешний год складывается очень неурожайный, так что рожь покосили на корма, а пшеница совсем пропала. Травы совсем нет. Хорошую корову, которая на Пасху стоила 150 руб., теперь можно купить за 25 руб., овцы - 5 руб. пара». В такое неурожайное время сколько нужно было продать коров и овец, чтобы собрать казака на службу?
5. Рефлексия
- Ребята, если вам было интересно на уроке, и вы узнали много нового, то изобразите казачий флаг в ячейках таблицы своей практической работы, воспользовавшись заливкой ячеек.
6. Домашнее задание:
По истории: приготовить сообщение «Проводы донских казаков на службу»;
По информатике: § 3.4 в.2,3 стр.103.
Литература:
- Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» учебник 9 класса М:2010г
- Владимир Шалыгин «Мой край родной, казачий», Волгоград, 2007г., с.34,37.
- В.П. Попов «История Российского казачества», Волгоград, 2009г.
- Интернет - ресурсы.