Урок истории и информатики по теме "Технология обработки числовых данных казаками". 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Информатика

Класс: 9


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Форма урока: комбинированный урок.

Разделы программы: применение современных информационных технологий, региональный компонент.

Цель урока:

  • реализация межпредметных связей;
  • развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями и данными посредством ИКТ.

Задачи урока:

  • расширить представления учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц;
  • уметь анализировать, обрабатывать и делать правильные выводы из найденной информации по данным предметам;
  • развивать познавательный интерес к предметам истории и информатики;
  • развивать логическое мышление, внимание;
  • умение работать в группе;
  • воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, листы оценок групп (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2), мультимедийная презентация (Презентация), задание для мальчиков (Приложение 3), задание для девочек (Приложение 4).

Программное обеспечение: программа Microsoft Office Excel.

В начале урока класс делится на две группы:

1 гр. – мальчики (казаки),

2 гр. – девочки (казачки).

В каждой группе выбирается атаман (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и постановка целей урока.
  3. Практическая работа.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем необычный урок, который свяжет два предмета – историю и информатику. Вы разбиты на группы и в каждой группе есть атаман, который будет отмечать в листе оценок (Приложение1) количество правильных ответов (знаком +), когда вы будете работать в группах и отвечать на заданные вопросы. Мы тоже Вам поставим оценку за выполненную практическую работу и сделанные Вами выводы. Все эти оценки повлияют на итоговую оценку за урок, как по истории, так и по информатике.

2. Актуализация знаний и постановка целей урока.

Учитель информатики:

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова академика В. М. Глушкова:

«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать»

- Давайте вспомним основные средства обработки информации с древнейших времен до настоящего времени. (Ответы детей)

- А сейчас мы представим себя на месте людей, которые жили в то или иное время существования некоторых инструментов, перед вами - счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер, логарифмическая линейка, планшетный компьютер. Приглашаются 2 учащихся (1 казачка и 1 казак, в костюмах).

Казачка: Казачка – хранительница домашнего очага, хозяйка. (Если необходимо подсчитать бюджет семьи за год, то в те далекие времена я бы выбрала – счеты).

Казак: Казаки – защитники. (Если атаман собирает войско в поход, то он должен точно знать его численный состав. Для обработки информации в настоящий момент времени я бы воспользовался – планшетным компьютером).

  1. Какую бы вы выбрали программу для обработки числовых данных?
  2. Из чего состоит электронная таблица?
  3. Для чего предназначены электронные таблицы?
  4. Что является минимальным элементом таблицы?
  5. Какие типы данных можно вносить в ячейки таблицы?
  6. Перечислите правила набора формул в ячейки таблицы?
  7. Каким способом можно занести формулу в несколько ячеек?
  8. Как построить диаграмму (график)?

Учитель истории:

 Человека всегда интересовало его прошлое, прошлое всего человечества. Не требует особых доказательств необходимость и полезность изучения истории родного края. Знание прошлого малой родины дает человеку твердую почву под ногами сегодня, возможность предвидеть будущее развитие и свое место в этом мире.

  1. Кого раньше называли казаками? (Кто такие казаки?)
  2. Главное занятие казаков?
  3. Кто стоял во главе казачьего войска?
  4. Как его выбирали?
  5. Сколько лет служил казак, если три года он был в подготовительном разряде, 4 – на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе?
  6. Какие награды за службу мог иметь простой казак и атаман?
  7. Как распределяли землю у казаков?
  8. Какова роль казачки?
  9. В чём казак мог зависеть от жены?
  10. Какие хутора в начале XX века относились к станице Березовской?
  11. Какие хутора относятся к станице сейчас?
  12. В XIX и XX веках в нашей станице проходили ежегодные ярмарки. Когда они проходили и чем на них торговали?

Сформулируйте цели урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока).

3. Практическая работа

На столах у каждой группы лежат задания к практической работе.

1 группа (казаки) выполняют практическую работу «Положение об общественном управлении в казачьих войсках в 13/25 день мая 1980 года». (Приложение3).

2 группа (казачки) выполняют практическую работу «Стоимость обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу в начале XX в.» (Приложение4).

4. Итог урока:

Вопросы для 1 группы (казаков):

  1. Назовите по каждой станице:
    1. общее число дворов;
    2. количество мужчин;
    3. количество женщин;
    4. число жителей с правом голоса на сходах
  2. Назовите среднее количество человек на один двор в станицах Березовской и Малодельской.
  3. Сколько процентов с правом голоса от общего количества жителей приходилось на станицу Березовскую и Малодельскую?
  4. Сделайте сравнительный анализ по станицам.

Вопросы для 2 группы (казачек):

  1. Назовите общую стоимость обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу?
  2. Назовите самые дорогие покупки, необходимые казаку для службы?
  3. Во сколько раз конь дороже обмундирования?
  4. Какие предметы обмундирования изготавливались в семье руками казачки?
  5. Сколько коров по цене 60 рублей за голову надо было продать из домашнего хозяйства, чтобы купить обмундирование и строевого коня, учитывая, что 100 рублей государство выделяло для сбора казака на военную службу?
  6. Из отчета по Усть – Медведицкому округу от 24 июня 1924 года: «Нонешний год складывается очень неурожайный, так что рожь покосили на корма, а пшеница совсем пропала. Травы совсем нет. Хорошую корову, которая на Пасху стоила 150 руб., теперь можно купить за 25 руб., овцы - 5 руб. пара». В такое неурожайное время сколько нужно было продать коров и овец, чтобы собрать казака на службу?

5. Рефлексия

- Ребята, если вам было интересно на уроке, и вы узнали много нового, то изобразите казачий флаг в ячейках таблицы своей практической работы, воспользовавшись заливкой ячеек.

6. Домашнее задание:

По истории: приготовить сообщение «Проводы донских казаков на службу»;

По информатике: § 3.4 в.2,3 стр.103.

Литература:

  1. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» учебник 9 класса М:2010г
  2. Владимир Шалыгин «Мой край родной, казачий», Волгоград, 2007г., с.34,37.
  3. В.П. Попов «История Российского казачества», Волгоград, 2009г.
  4. Интернет - ресурсы.