Далеко не все дети c ограниченными возможностями здоровья могут посещать дошкольные учреждения и воспитываться вместе со сверстниками. С целью обеспечения дошкольным образованием таких детей в муниципальном бюджетном образовательном учреждении муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 24» разработан проект «Виртуальная библиотека». Проект предполагает создание информационного ресурса как в сети Интернет, так и в электронных носителях (видеоролики, презентации) по программе «Олимпийское движение», который поможет родителям и педагогам найти весь интересующий материал для работы с детьми. В настоящее время ведется работа по другим направлениям и программам.
Воспитание в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья создают дополнительные проблемы родителям. Родителям крайне не хватает информации о том, чему и как учить дошкольника, управлять его поведением, консультаций с педагогическими работниками. Отсутствие знаний, как и чему учить малыша дома, квалифицированных консультационных пунктов, где они смогли бы получить информацию от социальных работников, психологов и других специалистов создают дополнительные проблемы родителям.
Учитывая все это, мы стали использовать проект «Виртуальная библиотека» в работе с семьями, которые воспитывают своего «особого» ребенка самостоятельно. Он поможет родителям познакомиться с интересным материалом, собранным педагогами дошкольного учреждения, поможет обучиться методам воспитания, специальным навыкам взаимодействия с малышом с учетом его индивидуальных особенностей.
Цель:
- Создание Интернет-ресурса для оказания помощи педагогам и родителям в получении доступа к материалам, которые будут использоваться в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Развитие у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, ознакомление детей со спортивным движением страны, высокими достижениями российских спортсменов, с судьбами спортсменов-инвалидов, преодолевших боль и неверие, восхищающих своим мужеством.
Описание проекта
Особенность проекта «Виртуальная библиотека»
в том, что весь материал будет доступен в on-line
режиме. Им можно пользоваться в круглосуточно.
«Библиотека» постоянно пополняется новыми
материалами, идет активный процесс между
педагогами по обмену материалами. Помимо
этого, родители всегда могут получить
консультацию воспитателей и специалистов
дошкольного учреждения, общаясь по телефону или
через программу Skype.
Информация в библиотеке хранится в
четырех блоках:
1-й блок «Презентации»
Сбор и разработка презентационного материала по направлениям:
- История Олимпийских игр
- Олимпийский огонь
- Олимпийская символика
- Олимпийское движение
Данный материал используется педагогами для проведения НОД и тематических развлечений. Родители могут использовать готовый презентационный материал для просмотра с детьми дома.
2-й блок «On-line демонстрация видеороликов»
В данный блок входит информация, связанная с Олимпийским движением:
- Летние Олимпийские игры
- Зимние Олимпийские игры
- Паралимпийские игры
- XXII зимние Олимпийские игры в Сочи
- Студенческие игры
3-й блок «Информационные ресурсы»
Сбор информационного материала в «библиотеку»:
- Стихи и загадки
- Иллюстрации
- Рассказы
- Ссылки на первоисточники
4-й блок «Игралка»
Дидактические игры:
- Игра «Одень спортсмена»
- Игра «Что лишнее»
- Игра «Хоккей» и т. д.
Применение дистанционных информационных ресурсов способствует:
- повышению доступности качественного образования, в т.ч. специального, для детей, не имеющих возможности посещать детский сад;
- повышению педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты:
Проект «Виртуальная библиотека» позволит
поддерживать интерактивное общение,
выражающееся в возможности постоянного
контакта всех участников образовательного
процесса с помощью специализированной
информационно-образовательной среды (в том числе
посредством форумов, электронной почты,
Интернет-конференций, On-Line-мероприятий).
Применять принцип адаптивности, позволяющий
легко проводить обучающие занятия с
использованием цифровых образовательных
ресурсов в конкретных условиях образовательного
процесса, что способствует сочетанию разных
дидактических моделей образовательной
деятельности с применением дистанционных
технологий и сетевых средств обучения
(интерактивных тестов, тренажеров удаленного
доступа и др.).
Проект позволит использовать принцип
гибкости, дающий возможность участникам
образовательного процесса работать в подходящем
для них темпе и удобное время.
Принцип модульности позволит ребенку, родителю и
педагогу использовать необходимые для них
сетевые образовательные программы (или
отдельные составляющие образовательных
программ) для применения индивидуальных
образовательных маршрутов.
Принцип оперативности и объективности: оценка
достижений воспитанников, учитывающая зоны
актуального и ближайшего развития, структуру
дефекта и индивидуальные образовательные
возможности каждого ребенка.
Библиографический список
- Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9, 2009.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.
- Виммерт, Йорг. Олимпийские игры. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книг», 2007.
- Дошкольная педагогика, научно-практический журнал № 4, 2005.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2005.
- Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. – М.: Спротакадемпресс, 2002.
- Метеев Ю.А. Олимиада-80: Альманах. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
- Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование». «Ребенок в детком саду» № 5, 2009.
- Филлипова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2007.