Тема урока: "Циклы". 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Цель урока: сформировать умение работать с циклами, применять их к решению задач в среде программирования Turbo Pascal.

Задачи урока:

  • Дидактические:
    • продолжить формирование представления о циклах, о том, как они используются при решении задач;
    • научить применять циклы к решению задач в среде программирования Turbo Pascal.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи, культуры общения;
    • воспитывать критическое отношение к своему труду, умение оценивать его.
  • Развивающие:
    • развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
    • развивать самостоятельность, умение логически излагать мысли.

Демонстрационный материал к уроку: раздаточный материал с задачами.

Оборудование:

  • доска,
  • компьютерный класс

Место темы в структуре учебного курса: вводный урок.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний.

Используемые методы: проблемные ситуации, метод мозгового штурма, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

План урока:

1) Орг.момент (1 мин.)
2) Проверка домашнего задания (5 мин.)
3) Актуализация знаний (2 мин.)
4) Изучение нового материала (25 мин.)
5) Закрепление изученного материала (10 мин.)
6) Итоги урока. Домашнее задание (2 мин.)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (1 мин.) – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Учащиеся включаются в урок.

 

2. Проверка домашнего задания (5 мин.) – Ребята, есть ли вопросы по домашнему заданию?
– Если какая-то задача не была сделана, то она разбирается совместно.
Ребята отвечают на вопрос.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
3. Актуализация знаний (2 мин.) – Мы продолжаем сегодня работать по теме «Циклы».
На прошлом уроке мы уже начали с вами рассматривать, как циклы применяются к решению задач (были рассмотрены две задачи на нахождение суммы 30 чисел и возведение числа 2 в 50-тую степень).
Вопрос учителя: Как вы думаете, мы все ситуации рассмотрели?
Совершенно верно, мы только начали разбирать крошечную часть тех ситуаций, в которых используются циклы.
Вопрос учителя: И чем же мы займемся сегодня на уроке?
Вопрос учителя:  Давайте вспомним, а что вообще такое «цикл»?
Вопрос учителя:  Какие бывают виды циклов?
Вопрос учителя:  Когда используются циклы со счетчиком?
Вопрос учителя:  Когда используются циклы с условием?
 

 

Ответы учащихся: Конечно же нет.

Ответы учащихся: Продолжим рассматривать, как циклы применяются к решению различных задач (учащиеся совместно с учителем ставят цель урока).
Ответы учащихся: Цикл – это повторяющаяся последовательность действий.
Ответы учащихся: Циклы с условием и циклы со счетчиком.
Ответы учащихся: Когда заранее известно, сколько раз повторяются действия.
Ответы учащихся: Когда заранее не известно, сколько раз повторяются действия. Но известно условие, при котором они повторяются.

4. Изучение нового материала (25 мин.) – Ребята, у вас на листочках записаны 2 задачи (Приложение 1). Давайте их разберем.  (В каждой задаче есть проблемная ситуация, каждая ситуация решается методом «мозгового штурма»)

Вопрос учителя:  Чем необычна эта задача и что нужно знать, чтобы ее решить?
Вопрос учителя:  Откуда мы его возьмем?
Вопрос учителя:  В какую переменную положим?
Вопрос учителя:  После того, как мы спросим количество у пользователя, это количество конкретное число?
Вопрос учителя:  В какой переменной оно лежит?
Вопрос учителя:  Сколько же раз будут повторяться действия цикла?
Вопрос учителя:  Какой цикл используем?
Вопрос учителя:  Какие значения будет принимать счетчик?
Вопрос учителя:  Какие действия будут повторяться в цикле?
Вопрос учителя:  Сколько действий внутри цикла?
Вопрос учителя:  Тогда они…

– Хорошо. Разберем задачу №2 (Приложение 1).

Вопрос учителя:  Что требуется в этой задаче?
Вопрос учителя:  А как мы будем перебирать двухзначные числа?
– Если верное решение не найдено, можно задать наводящий вопрос: «А какие числа будут двузначными?»
Вопрос учителя:  То есть в этот раз счетчик будет отвечать не за количество чисел, а за…
Вопрос учителя:  Числа будем вводить?
Вопрос учителя:  Еще что необычно в этой задаче?
Вопрос учителя:  Действительно, а как подсчитать количество? Вот мы проверили число, и если данное конкретное число удовлетворяет нашим условиям, то на сколько изменится количество по сравнению с предыдущим значением?
Вопрос учителя:  То есть мы каждый раз значение количества…
– Хорошо, вот мы разобрали обе задачи. А теперь я предлагаю вам объединиться в две группы, и первая группа составит решение первой задачи, а вторая группа решение второй задачи. Как только группа задачу решает, один человек для всех разбирает ее у доски.

 

Ученик читает первую задачу: «Ввести несколько чисел, найти произведение чисел, кратных трем»
Ответы учащихся: Нужно знать количество чисел
Ответы учащихся: Спросим у пользователя
Ответы учащихся: В переменную k
Ответы учащихся: Да
Ответы учащихся: В переменной k
Ответы учащихся: k-раз
Ответы учащихся: Цикл со счетчиком
Ответы учащихся: От 1 до k
Ответы учащихся: Спрашиваем у пользователя число; проверяем, если оно кратно трем, то добавляем его к произведению.
Ответы учащихся: Много
Ответы учащихся: …заключаются в операторные скобки

Ученик читает вторую задачу «Среди всех двухзначных чисел подсчитать количество начинающихся на цифру 5»
Ответы учащихся: Перебрать все двухзначные числа и подсчитать, сколько среди них чисел, начинающихся на цифру 5.
Ответы учащихся: Учащиеся предлагают различные варианты, пока не будет сделан верный вывод: «Счетчиком будем перебирать числа от 10 до 99»
Ответы учащихся: …сами числа.
Ответы учащихся: Нет, они у нас уже есть
Ответы учащихся: Как подсчитать количество
Ответы учащихся: На один
Ответы учащихся: …увеличиваем на один

 

Учащиеся работают в двух группах. Как только задачи решены, по одному учащемуся от каждой группы выходят к доске и разбирают для всех решение задачи. Остальные внимательно слушают, дополняют и уточняют, и записывают решение в тетрадь.

5. Закрепление изученного материала (10 мин.) На другой стороне карточки (Приложение 1) написаны 5 задач, причем одна из ни со звездочкой. Я предлагаю вам попробовать решить их на компьютере.
– Тем, кто сделает 2 задачи, ставлю отметку «5», кто сделает одну задачу выставляю «4» по желанию. Тем, кто решает задачу со звездочкой ставлю отметку «5».

Задачи для работы на ПК

1) Среди всех трехзначных чисел найти сумму таких чисел, у которых в центре стоит цифра 2.
2) Вычислить сумму:  1 + 2 + 3 + 4 + … + n 
3) Ввести n чисел. Найти сумму и количество нечетных.
4)Начав тренировки, лыжник в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал пробег на 10% от пробега предыдущего дня. Определить длину пробега в k-день [1].
5)*  Ввести число, определить количество делителей у этого числа.

Учитель их проверяет.

Учащиеся садятся за компьютеры и решают задачи.
6. Итоги урока. Домашнее задание (2 мин.) Домашнее задание: оставшиеся задачи нужно будет доделать дома в тетради.
– А теперь давайте подведем итоги урока.
Учитель задает вопросы:
1) Что нового узнали на уроке?
2) Что было интересно?
3) Что особенно понравилось?
4) Что вызвало трудности?
Учащиеся записывают домашнее задание.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Литература

1. Л.Залогова, М.Плаксин, С.Русаков, О.Русакова, И.Семакин, Е.Хеннер, А.Шестаков, Л.Шестакова, Т.Шеина, М.Южаков. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 304 с.:ил.