Урок по теме "Чередование согласных на конце слова, которые мы не видим на письме". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Планируемые результаты деятельности:

Личностные УУД

– формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
– формировать осознание значимости данного умения.

Метапредметные  УУД

Познавательные УУД
– уметь сравнивать;
– делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
– производить логические операции;
Коммуникативные УУД
 – формировать собственное мнение и позицию – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные УУД
– освоить способ проверки парных согласных на конце слов;
 – уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
– определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;
 – учиться работать по предложенному учителем плану;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметные УУД

– различать звонкие и глухие согласные;
– различать слова с парными согласными, требующими проверки;
– формировать навык проверки парных согласных на конце слов;
– находить в словах изученные правила.

Цели:

  • Деятельностная: формирование у учащихся умения правильно писать парные согласные на конце слова; умения видеть «опасные» места в написании слов;
  • Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в нее правила написания парных согласных на конце слова
  • Развивающая: формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать собственное мнение; развитие интереса к предмету.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: деятельностный метод.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Средства обучения: карточки с заданиями, карточки с алгоритмом, учебник, сигнальные карточки светофора, тетрадь

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствует обучающихся, создаёт положительный настрой на урок.

Загадка. 

Я глазищами моргаю 
Неустанно день и ночь. 
Я машинам помогаю 
И тебе могу помочь!

Ученики: Это светофор.
– Расскажите, что вы знаете про цвета светофора.
– Сегодня светофор будет регулировать наши действия, он нам подскажет, когда можно двигаться дальше на уроке, а где нужно остановиться.

– Кто готов  на уроке двигаться дальше и получать новые знания покажите сигналом светофора

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. У каждого три цвета светофора

Показывают сигналы светофора

Личностные:
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
положительное отношение к учебному процессу
 формирование  умения слушать и слышать.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность
Предметные:
Предметная  готовность
2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Чистописание

 

Актуализация  пробного учебного действия

На доске записаны буквы

Ф п г д т ж  ш з о к с б в

– Посмотрите на ряд букв и  найдите лишнюю.
– Почему вы исключили именно эту букву?  
– Дайте характеристику  гласному звуку о .
– Что можете сказать об оставшихся буквах? 
– Дайте характеристику согласным звукам.  
– Найдите пары по звонкости и глухости.

– Поднимите зелёный сигнал светофора, кому удалось составить все пары.
– Те, у кого ещё есть сомнения в составлении пар по звонкости-глухости, поднимите жёлтый сигнал светофора.
– Кому было непонятно, как мы составили пары букв, поднимите красный сигнал светофора.
(Глядя на сигналы светофора, учитель делает вывод,  кому нужна дополнительная помощь. Если кому-то непонятно, то следующий этап ему поможет)
Откройте тетради. Запишите число и классная работа.

– Написать  самостоятельно парные согласные
– Какое задание мы выполняли?
– Для чего мы выполняли это задание?

Читают, слушают. Участвуют в беседе.
Выполняют  задание.

 о – гласная буква

– они  согласные

 

 

Дети сигнализируют карточками

 

 

 

 

Открывают  тетради. Записывают  число и классная работа.
Прописывают  в тетрадях.
бп  вф  гк  дт  жш  зс
Выбирают  и подчеркивают пару букв, которая написана красивее всех

Делают вывод (Эти знания пригодятся на уроке)

Личностные:
Выявление ошибочности при выполнении задания
Познавательные: формировать ЗУН, через сравнение.
Уметь оценивать предметный результат и видеть ошибки.
 Знать, что есть парные и непарные согласные.

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, слушать, наблюдать, делать выводы.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявить место и причины затруднений

На доске словосочетания: 

Молочный зу[п]
Молочный су[п]

– Ребята, у Миши и Маши  возник спор: им нужно записать эти словосочетания в тетрадь. Но они   затрудняются.  Помогите им. 

– Прочитайте   словосочетания.
– Какой  согласный звук слышите  на месте обозначенного звука в первом словосочетании?  
– А во втором словосочетании? (звук [п])
– Миша так и записал в тетрадь: 

Молочный зуп
Молочный суп

– Как вы считаете, правильно ли Миша записал?

 

(Один ученик читает чётко вслух)

 

 

 

 

Читают словосочетания. Определяют, какой согласный звук слышится  на месте обозначенного звука в первом словосочетании   и  во втором словосочетании
(звук [п])

Дети делают выводы

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, слушать, наблюдать, делать выводы.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Целеполагание

– Определение темы нашего урока

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
– В течение урока нам придётся ответить на вопросы:

– На какие вопросы мы уже можем  дать ответы?

– На какой вопрос мы пока не знаем ответа?)

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы
– Учиться писать парные согласные на конце слова, учиться различать парные согласные на конце слов

– Что надо проверять? (Парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)
– Где надо проверять? (На конце слова)

– Как надо проверять?
Формулируют цель урока
Познакомиться с разными способами проверки

Формирование умения самостоятельно ставить познавательную цель.
Формулирование границ знания и незнания.
П.  Учатся работать с информацией, аргументировать ответы.
Личностные:
Учатся быть внимательными.
Учиться писать парные согласные на конце слова
Выполнение задания.
Познавательные:
формулирование темы урока
формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта

 

Цель этапа: построение и фиксация нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Работа по уровням (в тетрадях)

1 уровень: Поставить во множественное число (один – много)
голубь  –                            народ –  
мороз –                               город – 

– Прочитайте слова и сравните их написание
– В каком из этих столбиков парный согласный слышится отчётливо?

2 уровень: Изменить слово зу[п]  по вопросам

Нет             чего? 
Подошёл    к чему?
Горжусь     чем?
Говорю      о чём?

– Как нужно  изменить слова, чтобы произношение стало соответствовать написанию?

3 уровень Подобрать родственные слова

  1. Сказать ласково
  2. Образовать слово-признак, слово-действие

– Как нужно  изменить слова, чтобы произношение стало соответствовать написанию?
– Вспомните, какие слова называются проверочными и проверяемыми.
– Почему?
– Посмотрите на слова и сформулируйте правило, как проверить парный согласный на конце слова.
Вывод:  чтобы не ошибиться в написании парного согласного на конце слова, надо… (продолжают предложение) 
Сравните наш вывод с правилом в учебнике на стр 132

– Кому понятно правило – покажите зелёный сигнал светофора
– Кто сомневается – жёлтый
– Кому непонятно – красный
(Глядя на сигналы светофора, учитель делает вывод,  кому нужна дополнительная помощь. Если кому-то непонятно, то следующий этап ему поможет )

Сравнивают и делают вывод: изменить слова  по числам, поставить после согласного гласный звук

голубь – голуби
мороз – морозы 
народ – народы  
город –   города

Нет              чего?          зуба                      Подошёл    к  чему?      к зубу
Горжусь      чем?           Зубом        Говорю       о чём?        о зубе

Делают вывод  – изменить форму слова

зуб – зубик, зубок, зубастый

делают вывод.
(Образуют родственные слова и делают вывод)

 

 

 

Делают вывод

 

Самостоятельно формулируют вывод и сравнивают с выводом в учебнике на стр. 132

Дети сигнализируют карточками светофора

Учатся самостоятельно делать вывод
Развитие умения проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы на основе полученных данных. Формирование умения подбирать проверочное слово тремя способами.
6. Физминутка Две сестрицы, две руки –
Левая и правая,
Рубят, строят, роют,
Рвут на поле сорняки
И друг дружку моют.
Тесто месят две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Дети выполняют движения, имитирующие эти процессы.  
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

 

 

 

 

 

 

Рефлексия на данном этапе

Организация работы в парах.

– При выполнении следующего задания нам поможет алгоритм

Алгоритм:

1. Читаю слово…       4. Проверяю…
2. Слышу звук…         5. Пишу букву…
3. Изменяю слово…

Карточка.

Бульдо [к]-, медве*], осьмино[к]-, ко[т]-, клю[ф]-,
–Что вам поможет в работе?
(Включает детей в парную  практическую работу
Фиксация результатов.)
– Когда закончите работу в парах, поднимите совместно руки.
Организует ситуацию сравнения практической деятельности.
– Объясните, как написали и почему
– У кого получились так же?
– У кого другие варианты?

– Кто справился покажите зелёный сигнал светофора
– Кто сомневается – жёлтый
– Кому непонятно – красный
(Глядя на сигналы светофора, учитель делает вывод,  кому нужна дополнительная помощь)

Учатся работать в парах по сопоставлению пары слов. Соблюдать правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументировать свои ответы, использовать информацию, и знания, участвуют в беседе, делают выводы.
– Написать правильно, используя алгоритм.
Проговаривают правило.

 

Записывают слово и комментируют по алгоритму

Бульдог – бульдоги,
медведь – медведи,
осьминог – осьминоги,
кот – коты,
клюв – клювик

 

Сравнивают с образцом

 

Дети сигнализируют карточками светофора

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях
Работа с учебником   стр.133  Упр. № 98 (1 часть упражнения)
– Кто справился покажите зелёный сигнал светофора
– Кто сомневается – жёлтый
– Кому непонятно – красный
(Глядя на сигналы светофора, учитель делает вывод,  кому нужна дополнительная помощь.)
Работают с учебником
Выписывают слова и подбирают проверочные по алгоритму.

Самопроверка по образцу (образец открывается  на доске)

Дети сигнализируют карточками светофора

Понимание предметного содержания задания
Научиться правильно писать слова с парными согласными на конце.
Научиться пользоваться алгоритмом.
Описывают способы исправления ошибок.
Проговаривают алгоритм.
8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Работа по вариантам

1 вариант – выбрать и записать  сначала проверочное слово, потом проверяемое слово

поезд – поезда, поездка
сосед – соседушка, соседка

2 вариант – записать слова, выбрать проверочное слово выделить корень 

мороз  –  морозить, морозко
сторож – нет сторожа, сторожка

Выполняют задание,

Взаимопроверка по образцу

Сравнение результатов с другими и обоснование своей деятельности.
Развитие умения определять слабые и сильные позиции для парных согласных по звонкости-глухости, подбирать проверочные слова, писать парную согласную в конце слова.
9. Рефлексия – Какие вопросы мы ставили  вначале урока?

Дети формулируют ответы на эти вопросы.

Сегодня на уроке:

– я научился …
– было интересно …
– было трудно …
– могу похвалить себя за то …
– больше всего мне понравилось …

– Те ребята, у кого сегодня всё получалось на уроке, покажите зелёный сигнал светофора
– Кто сомневается – жёлтый
– Кому непонятно – красный
(Глядя на сигналы светофора, учитель делает вывод,  кому нужна дополнительная помощь.)

– Что нужно проверять?
– Где надо проверять?
– Как надо проверять?
Ответы детей
– Что нужно проверять? – написания парных согласных
– Где надо проверять? –  на конце слов.

– Как надо проверять?

– изменить форму слова
– образовать родственные слова
– изменить слова  по числам, так, чтобы после согласного стоял гласный звук

Сигнализируют карточками светофор

Личностные:
умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки для осознания уровня усвоения учебного материала.

Домашнее задание Исходя из того, какой сигнал светофора они показали –

Красный – Т. стр 45 № 55  – У. стр. 132   правило
Жёлтый – У стр 136 № 101–  У. стр. 132  правило
Зелёный – составить  из 10 слов с парными согласными  на конце слова диктант.

   

Список использованной литературы:

1. Русский язык. Учебник 2 класс. Чуракова Н.А.
2. Русский язык. Методическое пособие. Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Байкова Т. А.