Развитие письменной речи учащихся начальной школы. Мини-сочинение

Разделы: Начальная школа


Одна из важнейших задач школы состоит в том, чтобы воспитать в детях любовь к родному языку, научить их свободно владеть им, пользоваться им для приобретения разносторонних знаний. Это очень трудная задача. Решить ее до конца удается далеко не каждому учителю. Как же все-таки научить любить родной язык? Тут каждый идет своим путем и доходит своим умом.

В.А.Сухомлинский говорил, что задача начальной школы состоит в том, чтобы «научить наблюдать, читать, писать, передавать мысль словом». Следуя этому принципу, я в процессе обучения стараюсь создать такие условия, когда ребята могут наблюдать, видеть, думать на каждом уроке, делать открытия. Когда видишь раскрытые от удивления глазенки, или вдруг среди тишины после поставленного вопроса не то торжествующий от догадки, не то испуганный от  того, что не сдержался, или ответ с улыбкой, или порывисто-сбивчивое доказательство, или шаг вперед, то понимаешь – это то, что нужно: дети сами сделали открытие для себя и для своих товарищей.

Выражение мысли вне слов и вне грамматических форм предложения невозможно. Предложение – это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменяемости и словосочетаемости, овладевают грамматическими  и орфографическими навыками. Какое бы грамматическое или орфографическое правило нами не изучалось, оно обязательно находит свое отражение в предложении.

Поэтому работа над предложением является стержнем в моей работе по развитию речи учащихся, над развитием их творческих возможностей в деле воспитания любви к родному языку.
Работу над предложением начинаю сразу с азбуки, с первых ее страниц. Даю самые разнообразные упражнения, стараюсь привить вкус, интерес к слову, и предложению. Очень много заданий связано с придумыванием предложений. Каждый учитель начальных классов знает, какие примитивные предложения придумывают наши дети. Поэтому всегда даю целенаправленные задания: придумать не вообще предложения, а по опорным словам, по иллюстрации, на определенную тему. Записываем предложения только лучшие (красивые по оформлению, по количеству орфограмм, или такие, где употреблены новые для детей слова).

Работа над предложением тесно связана с работой над правописанием. Любое грамматическое понятие, которое формируется у учащихся – требует практики, закрепления. И здесь без предложения не обойтись.

От составления отдельных предложений мы постепенно переходим к составлению маленьких рассказиков, сочинений-миниатюр.

Сначала эта работа проводится в классе, а затем, давая упражнение, содержащее отдельные слова (с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной) предлагаю детям придумать предложения с 2-3 словами так, чтобы они составили рассказ (текст).

Примеры:

1. Тема. Корень слова. Родственные слова

Слова: лиса, лисица, лисья, лисята.
В лесу была лисья нора. Там жила лиса с лисятами. Лисица каждый день искала для них корм.

2. Тема. Состав слова. Суффикс

Из группы слов выбраны «3»: денек, ветерок, кораблик.
Стоял чудесный денек. Подул теплый ветерок. Дети пускали в ручейке кораблик.

3. Тема. Парные согласные (по упражнению учебника)

У наших соседей есть малыш. Как он красив! Он очень похож на своего отца.

4. Тема. Безударные гласные

а) В нашем лесу живут светляки. Вечером от них светло. Когда светает, жучки гаснут.
б) У нас сломались часы. Мы с мамой пошли в часовую мастерскую. Часовщик сказал, что через часок наши часики будут в порядке.

5. Тема. Части речи

          сущ.                                              прилаг.                                           глаг.
а) Веселье                              веселый                     веселится

В детской комнате шумное веселье. Это веселый Петя придумал новую забаву. Его младший брат тоже веселится.

                    сущ.                                                     глаг.                              прилаг.
б) У мальчика сильная боль. Он заболел гриппом. Больной ребенок просит пить.

6. Тема. Число имен существительных

                                            мн.ч.                             мн.ч.         мн.ч.                                                             мн.ч.
а) Весна. Потекли ручьи. Ожили растения. Яблони пустили свои белые цветочки.

                                                            мн.ч.                            мн.ч.          мн.ч.             мн.ч.
б) Скоро весна. Потекут ручьи. Расцвели березы и тополя. Мальчики побегут на улицу.

                                                     мн.ч.            мн.ч.          ед.ч.                                                                  ед.ч.                                                            мн.ч.
в) У нас в саду растут березы и яблони. Яблоня дает вкусные яблоки, а у березы весной распускаются сережки. Это очень красивые деревья.  

7. Тема. Род имен существительных

                                                  ж.р.                                                   м.р.                                                                  ср.р.
а) Я заболел и лег в кровать. Ко мне пришел доктор. Он позаботится о моем здоровье.

                                                                      м.р.                  ж.р.                                                                                                                                      ср.р.
б) Айболит – знаменитый доктор. Его комната всегда полна зверюшками. Он хорошо заботится об их здоровье.

В таких работах отрабатывается точность фразы, логичность мышления, последовательность действий, что важно при написании больших сочинений. В них ярко проявляется индивидуальность, формируется воображение, фантазия, развиваются творческие способности, что ведет к дальнейшему развитию языка. Так возможно создание загадок, стихов, сказок. Правда, такие виды работ посильны единицам.

Предложение – основа связной речи, поэтому умение правильно выражать свою мысль предложением является одним из условий успешного обучения детей в написании изложений и сочинений.

Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества. «Без этого, – писал В.А. Сухомлинский, – он засушенный цветок». Но «творчество не подходит к детям по какому-то наитию». Этому надо учить.

Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей среды. В процессе этой работы у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. «В такие минуты, – пишет Сухомлинский, – мысль просится в слова».

В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, это сочинения смешанные.

Для успеха в написании сочинений нужна подготовка.

Для того, чтобы развить у ребенка интерес, вкус к слову, облегчить его:

1. Подготовку к сочинению на ту или иную тему, надо научить детей вести словарики. Эта работа способствует расширению словарного запаса. Слова можно записывать в любом порядке. Здесь могут быть синонимы, антонимы, образные выражения, пословицы, поговорки.

2. Можно предложить группы слов.

– О чем или о ком можно рассказать, употребив данные слова?

/Лепесток, длинный, белеть, середина, желтеть, листья, кружевной, стебель, кверху./ (О ромашке).
/Капельки, капли, струи, ручейки, ручьи, потоки ; зашуметь, зашелестеть, застучать, забарабанить, пойти, заморосить, хлынуть, потечь, политься, заструиться./ (О дожде).

3. Составить самим словарик о маме (о березе и т.п.)

Помогает и такой вид работы:

а) придумать начало к данному тексту
б) придумать продолжение
в) придумать конец
г) придумать начало и конец.

Сочинение помогает детям глубже познать свои чувства, приучает к стройному и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству, заставляет детей всматриваться ближе в процессы жизни.

Важно, чтобы вся эта работа над словом, предложением, сочинением проходила не от случая к случаю, а в системе и при изучении любой темы в разделе русского языка.