Мониторинг стартовой готовности учащихся к обучению в начальной школе был проведен в соответствии с планом работы школы и планом работы педагога-психолога.
Дата проведения мониторинга: с 23 сентября 2013 г. по 30 сентября 2013 г.
Исследование было проведено педагогом-психологом совместно с классными руководителями 1 «А» класса. и 1 «Б» класса
Цель проведения мониторинга: определить уровень стартовой готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
В мониторинге приняли участие обучающиеся 1-х классов в количестве 41 человека.
Для проведения мониторинга стартовой готовности учащихся к обучению в начальной школе нами был использован учебно-методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ» под ред. к. психол. н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), который состоит из рабочей тетради для первоклассника «Школьный старт» и методических рекомендаций.
Стартовая готовность учащихся к обучению в начальной школе – это совокупность умений (владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.
Стартовая готовность ребенка к школьному обучению складывается из совокупности 17 показателей (умений). Пятнадцать из них относятся к компоненту «инструментальная готовность», два характеризуют «личностную готовность». Эти критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Результаты мониторинга стартовой готовности учащихся 1-х классов:
Таблица 1. Процентные показатели количества учащихся 1-х классов, имеющих базовый уровень сформированности конкретных умений, необходимых для успешного освоения учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
№ | Умения | % |
1 | Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления | 12% |
2 | Выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи | 66% |
3 | Видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта | 85% |
4 | Придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения | 80% |
5 | Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации | 61% |
6 | Устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями | 68% |
7 | Устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями | 42% |
8 | Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями | 63% |
9 | Выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей | 58% |
10 | Оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий | 66% |
11 | Видеть закономерность в изучаемой информации | 31% |
12 | Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий | 37% |
13 | Соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия | 80% |
14 | Следовать инструкции при выполнении учебных действий | 5% |
15 | Использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий | 90% |
16 | Иметь позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности | 68% |
17 | Иметь мотивационную готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности | 24% |
Таблица 2. Процентные показатели количества учащихся 1-х классов, имеющих не достаточную сформированность конкретных умений, необходимых для успешного освоения учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
№ | Умения | % |
1 | Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления | 88% |
11 | Видеть закономерность в изучаемой информации | 69% |
12 | Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий | 63% |
14 | Следовать инструкции при выполнении учебных действий | 95% |
17 | Иметь мотивационную готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности | 76% |
44% учащихся имеют базовый уровень инструментальной готовности к обучению, у них сформированы предпосылки к успешному обучению и готовность включаться в образовательные ситуации, а у 56% – низкий уровень сформированности инструментальной готовности, что свидетельствует о педагогической запущенности и незрелости ребенка, это группа детей не готовы обучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые предлагает педагог.
100% учащихся имеют базовый уровень личностной готовности к обучению, это дети с высоким и хорошим уровнем мотивации, для которых знания и сам процесс познания является ценностью.
Диаграмма Стартовая готовность учащихся 1-х классов к успешному обучению в начальной школе.
Проанализировав полученных результаты представленной выше диаграммы стартовой готовности учащихся к обучению в начальной школе можно сделать вывод о том, что:
44% учащихся имеют базовый уровень стартовой готовности к обучению в начальной школе (инструментальная и личностная готовность сформированы на базовом уровне) – это личностно зрелые дети, ориентированные на познание, готовые к обучению на высоком уровне сложности.
У 56% учащихся – низкий уровень стартовой готовности к обучению в начальной школе (низкий уровень инструментальной готовности и базовый уровень личностной готовности) – причинами которого являются педагогическая запущенность и незрелость детей, а так же отсутствие преемственности обычной программы развития и воспитания дошкольных учреждений и школы, которая работает по программе ФГОС НОО.
85% учащихся имеют не достаточный уровень развития компонента контрольных умений: умения следовать инструкции при выполнении учебных действий.
43% учащихся, составляющих «группу риска», не готовы обучаться на основе тех заданий и образовательных ситуаций, которые предлагает им педагог в виду не сформированности отдельных умений инструментального компонента стартовой готовности.
Рекомендации классным руководителям:
- Создавать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию 1-го класса начальной школы.
- Скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учетом уровня готовности детей по блоку контрольных умений (умение следовать инструкции при выполнении учебных действий).
- Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы.
- Спланировать, организовать и проводить индивидуальную педагогическую работу с учащимися «группы риска» (1 «А»: Максим Д., Айша И., Иван К., Анастасия М., Алина Т., Алишан Ш.; 1 «Б»: Фарида Б., Виктория Ж., Артем З., Константин З., Дмитрий К., Екатерина К., Александра К., Руслан Ц., Станислав Ш., Арсений Ю.) по развитию соответствующих умений:
– воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления;
– выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи;
– придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения;
– опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации;
– устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями;
– устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями;
– выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей;
– оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий;
– видеть закономерность в изучаемой информации;
– анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий;
– соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия;
– следовать инструкции при выполнении учебных действий;
– использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий.