Мониторинг стартовой готовности учащихся 1-х классов к успешному обучению в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Мониторинг стартовой готовности учащихся к обучению в начальной школе был проведен в соответствии с планом работы школы и планом работы педагога-психолога.

Дата проведения мониторинга: с 23 сентября 2013 г. по 30 сентября 2013 г.

Исследование было проведено педагогом-психологом совместно с  классными руководителями 1 «А» класса. и 1 «Б» класса

Цель проведения мониторинга: определить уровень стартовой готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

В мониторинге приняли участие обучающиеся 1-х классов в количестве 41 человека.

Для проведения мониторинга стартовой готовности учащихся к обучению в начальной школе нами был использован учебно-методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ» под ред. к. психол. н.  М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), который состоит из рабочей тетради для первоклассника «Школьный старт» и методических рекомендаций.

Стартовая готовность учащихся к обучению в начальной школе – это совокупность умений (владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.

Стартовая готовность ребенка к школьному обучению складывается из совокупности 17 показателей (умений). Пятнадцать из них относятся к компоненту «инстру­ментальная готовность», два характеризуют «личностную готов­ность». Эти критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Результаты мониторинга стартовой готовности учащихся 1-х классов:

Таблица 1. Процентные показатели количества учащихся 1-х классов, имеющих базовый уровень сформированности конкретных умений,  необходимых для успешного освоения учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Умения %
1 Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментар­ного предъявления 12%
2 Выделять из потока информации отдельные детали исходя из пос­тавленной задачи 66%
3 Видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта 85%
4 Придерживаться заданной пос­ледовательности в процессе наблю­дения 80%
5 Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации 61%
6 Устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями 68%
7 Устанавливать логические свя­зи типа «причина-следствие» меж­ду явлениями 42%
8 Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями 63%
9 Выделять объекты из множест­ва других и объединять их в соот­ветствии с поставленной задачей 58%
10 Оперировать информацией с по­мощью образа, слова, схемы и зна­ков при выполнении учебных за­даний 66%
11 Видеть закономерность в изу­чаемой информации 31%
12 Анализировать объекты и об­наруживать в них существенные признаки понятий 37%
13 Соотносить результат с образ­цом и устанавливать несоответ­ствия 80%
14 Следовать инструкции при вы­полнении учебных действий 5%
15 Использовать речь взрослого как источник информации при вы­полнении учебных заданий 90%
16 Иметь позитивное эмоциональ­но-ценностное отношение к учеб­ной деятельности 68%
17 Иметь мотивационную готов­ность выполнять учебные задания высокого уровня сложности 24%

Таблица 2. Процентные показатели количества учащихся 1-х классов, имеющих не достаточную сформированность конкретных умений,  необходимых для успешного освоения учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Умения %
1 Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментар­ного предъявления 88%
11 Видеть закономерность в изу­чаемой информации 69%
12 Анализировать объекты и об­наруживать в них существенные признаки понятий 63%
14 Следовать инструкции при вы­полнении учебных действий 95%
17 Иметь мотивационную готов­ность выполнять учебные задания высокого уровня сложности 76%

44% учащихся имеют базовый уровень инструментальной готовности к обучению, у них сформированы предпосылки к успешному обучению и готовность включаться в образовательные ситуации, а у 56% – низкий уровень сформированности инструментальной готовности, что свидетельствует о педагогической запущенности и незрелости ребенка, это группа детей не готовы обучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые предлагает педагог.

100% учащихся имеют базовый уровень личностной готовности к обучению, это дети с высоким и хорошим уровнем мотивации, для которых знания и сам процесс познания является ценностью.

Диаграмма Стартовая готовность учащихся 1-х классов к успешному обучению в начальной школе.

Проанализировав полученных результаты представленной выше диаграммы стартовой готовности учащихся к обучению в начальной школе можно сделать вывод о том, что:

44% учащихся имеют базовый уровень стартовой готовности к обучению в начальной школе (инструментальная и личностная готовность сформированы на базовом уровне) – это личностно зрелые дети, ориентированные на познание, готовые к обучению на высоком уровне сложности.

У 56% учащихся – низкий уровень стартовой готовности к обучению в начальной школе (низкий уровень инструментальной готовности и базовый уровень личностной готовности) – причинами которого являются педагогическая запущенность и незрелость детей, а так же отсутствие преемственности обычной программы развития и воспитания дошкольных учреждений и школы, которая работает по программе ФГОС НОО.

85% учащихся  имеют не достаточный уровень развития компонента контрольных умений: умения следовать инструкции при вы­полнении учебных действий.

43% учащихся, составляющих «группу риска», не готовы обучаться на основе тех заданий и образовательных ситуаций, которые предлагает им педагог в виду не сформированности отдельных умений инструментального компонента стартовой готовности.

Рекомендации классным руководителям: 

  1. Создавать психолого-педагогические предпосылки для раз­вития универсальных учебных действий и вы­хода на качественные метапредметные и личностные образова­тельные результаты к окончанию 1-го класса начальной школы.
  2. Скорректировать формы и методы обучения класса в це­лом с учетом уровня готовности детей по блоку контрольных умений (умение следовать инструкции при вы­полнении учебных действий).
  3. Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа про­хождения и уровня сложности программы.
  4. Спланировать, организовать и проводить  индивидуальную педагогическую работу с учащимися «группы риска» (1 «А»: Максим Д., Айша И., Иван К., Анастасия М.,  Алина Т., Алишан Ш.; 1 «Б»: Фарида Б., Виктория Ж., Артем З., Константин З., Дмитрий К., Екатерина К., Александра К., Руслан Ц., Станислав Ш., Арсений Ю.) по развитию соответствующих умений:

– воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления;
– выделять из потока информации отдельные детали исходя из пос­тавленной задачи;
– придерживаться заданной пос­ледовательности в процессе наблю­дения;
– опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации;
– устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями;
– устанавливать логические свя­зи типа «причина-следствие» меж­ду явлениями;
– выделять объекты из множест­ва других и объединять их в соот­ветствии с поставленной задачей;
– оперировать информацией с по­мощью образа, слова, схемы и зна­ков при выполнении учебных за­даний;
– видеть закономерность в изу­чаемой информации;
– анализировать объекты и об­наруживать в них существенные признаки понятий;
– соотносить результат с образ­цом и устанавливать несоответ­ствия;
– следовать инструкции при вы­полнении учебных действий;
– использовать речь взрослого как источник информации при вы­полнении учебных заданий.