Количество участников: 20-25 человек
Возраст: 13-17 лет
Цели тренинга: формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие компетентности в общении.
1. Разминка
Игра-знакомство «Алексей, апельсин, аккуратный» (10 мин.)
Каждый из участников по очереди представляет себя группе, используя «триаду» в которой:
- Первое слово – его имя,
- Второе – название блюда (желательно того, которое он любит)
- Заключительное слово – связано с качеством личности
2. Игра «Пусть поменяется местами тот, кто….» (10 мин.)
3. Игра «Одно из двух» (10 мин.)
Ведущий задает вопросы. А участники по кругу отвечают на вопросы.
– Черное или белое?
– Черное, потому что…
Ночь или день?
Кислое или сладкое?
Пропасть или небо?
Власть или слава?
Пустыня или горы?
Свобода или необходимость?
Простота или сложность?
Ум или чувство?
4. Игра «Мои четыре окна» (30 мин.)
Раздать каждому участнику лист бумаги. Просим
согнуть лист вдвое и опять вдвое.
– Обратите внимание, на нашем листе появились
«четыре окна». Четыре ваших «взгляда» на мир.
У каждого из окон есть своя тема. Напишите,
пожалуйста, в первом квадрате вопрос:
– Какая из стран, в которых вы побывали,
произвела на вас самое яркое впечатление и
почему?
Второй квадрат посвящен теме «Праздник»:
– Какой праздник вы любите больше всего и почему?
Третий квадрат:
– Если бы вам предложили отправиться в
путешествие, как бы вы провели свой отпуск?
– Куда бы вы отправились?
И последнее, четвертое окно:
– Искусство и культура какой страны привлекают
вас больше всего и почему?
5. Игра «Выбери остров» (20-30 мин.)
Раскладываем на полу большие листы бумаги. Это
и есть наши острова. На каждом из островов
установлена табличка с его названием.
Наверное, будет на нашем архипелаге Остров Кайфа,
Остров Неуверенности, Остров Сомнений, Остров
Одиночества, Остров Традиций, Остров Новых
Приключений, Остров Тишины, Остров Недоверия,
Остров Культуры, Остров Анархии...
Назвав все точки импровизированной островной
страны, мы просим членов группы «заселить»
острова: познакомиться с каждым, подумать, решить
и... выбрать «свой» пятачок земли.
Следующий этап будет заключаться в том, что все
островитяне пообщаются друг с другом в границах
своих землевладений, расскажут о причинах,
побудивших их заселить именно этот остров,
ответят на вопросы любопытствующих соседей.
Затем ведущий сам пускается в плавание между
островами, выборочно выслушивает «население».
Последним этапом будет коллективное обсуждение
игры, сопровождающееся необходимыми записями на
доске.
– Нашли ли вы на своем острове родственную душу?
Почему?
– Если бы у вас было право дополнительного
выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?
6. Игра «Бинго-бинго» (20 мин.)
Каждый участник получает бланк «Бинго» и ручку.
Нужно как можно быстрее заполнить любые 6 клеток
подряд по горизонтали, вертикали или диагонали
именами людей, которые положительно отвечают на
вопросы, написанные в квадратиках. В группе
меньше 12 участников можно позволить записывать
то же имя в двух клеточках «Бинго», в больших
группах вводится запрет на повторное
использование имени одного и того же участника в
одной линии, чтобы активизировать общение и
поисковую активность группы.
Тренер собирает бланки «Бинго» у игроков,
первыми выполнивших задание. Их имена он
записывает на обороте. Когда время игры
заканчивается или у тренера набирается
достаточно заполненных бланков, он приглашает
участников к обсуждению:
– Что показалось интересным в игре?
– Что заставило задуматься?
Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не
оправдывались: вы думали, что товарищ
положительно ответит на вопрос, а получали
отрицательный ответ, и наоборот? С чем были
связаны наши ожидания? Было ли это проявлением
вашего стереотипного мышления, предвзятости? Как
вы чувствовали себя в таких случаях?
7. Рефлексия участников
8. Пожелание-напутствие
Притча о лягушонке
Жили-были маленькие лягушата, которые
организовали соревнования по бегу. Их цель была
забраться на вершину башни.
Собралось много зрителей, которые хотели
посмотреть на эти соревнования и посмеяться над
их участниками...
Соревнования начались...
Правда то, что никто из зрителей не верил, что
лягушата смогут забраться на вершину башни.
Слышны были такие реплики:
"Это слишком сложно!!
"Они НИКОГДА не заберуться на вершину.”
или:
"Нет шансов! Башня слишком высокая!"
Маленькие лягушата начали падать. Один за
другим....
... За исключением тех, у которых открылось второе
дыхание, они прыгали всё выше и выше...
Толпа всё равно кричала
"Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это
сделать!"
Ещё больше лягушат устали и упали...
...Только ОДИН поднимался всё выше и выше...
Тот единственный не поддался!
В конце концов все поддались. За исключением того
одного лягушонка, который приложив все усилия,
забрался на вершину!
ТОГДА все лягушата захотели узнать, как ему это
удалось?
Один участник спросил, как же этому лягушонку,
который добрался до вершины, удалось найти в себе
силы?
ОКАЗЫВАЕТСЯ
Победитель был ГЛУХОЙ!!!!
Мораль истории:
Никогда не слушай людей, которые пытаются
передать тебе свой пессимизм и негативное
настроение...
…они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и
желания. Те, которые ты лелеешь в своём сердце!
Не забывай о силе слов.
Всё, что ты слышишь или читаешь, воздействует на
твоё поведение!
Поэтому:
ВСЕГДА будь…
НАСТРОЕН ПОЛОЖИТЕЛЬНО!
И кроме того:
Будь ГЛУХИМ, когда люди ТЕБЕ будут говорить, что
твои мечты несбыточны!
Всегда думай:
Я сделаю это!