"Правописание парных согласных в корне слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок исследовательского типа с элементами контрольно-оценочной деятельности уч-ся.

Цели и задачи:

  • учить различать на слух звонкие и глухие согласные, добиваться осознания необходимости проверки парных согласных на конце слова и в середине слова перед согласными (кроме н);
  • вывод правила проверки парных согласных в корне слова через исследование и применение правила на практике;
  • закреплять умение давать характеристики звуков и находить изученные орфограммы;
  • формировать навык грамотного письма;
  • развивать исследовательские умения и навыки уч-ся;
  • совершенствовать умение работать в коллективе, в группах и самостоятельно;
  • формирование действий контроля, оценки и самооценки через анализ своей деятельности;
  • развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательность, ответственность, прививать культуру учебного труда.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • макбуки для уч-ся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие гостей

2. Мотивирование к учебной деятельности

Дети произносят хором:

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.

3. Актуализация знаний Приложение 7. Слайд 1

– Нас встречает тема прошлого урока. Озвучьте её. Парные звонкие и глухие   согласные/.
– Назовём их парами. Слайд 2.

4. Пришла пора составить план урока на сегодняшний день.

Дежурные – к доске. Дети располагают карточки с предполагаемыми видами работ на уроке. Приложение 1.
В конце урока мы вернёмся к нашему плану урока и проанализируем: что успели выполнить, что – нет. В чём причина?

5. Работа над парными согласными в сильной и слабой позициях.

– Первым этапом нашего урока поставили «Проверка знаний». Хорошо, начнём проверку.

Запись в тетрадях числа и слов «Классная работа».

К доске – ученик.

– Составь звуковые схемы. По каким критериям будешь оценивать свою работу? /Произношение – Звуки – Орфограмма/. Чертим шкалу (волшебную линеечку).   

Приложение 2.

Слова: сугробы, мороз, дым.

– Оцени свою работу. Правильно ли оценена работа?

К доске – ученик.

Сон, гриб, лёд.

Самооценка и её обсуждение.

– На какие группы можно разделить эти слова? / которые как слышатся, так и пишутся,    и слова с орфограммами, которые надо проверять/.
– Обозначим звуки буквами в словах, которые не имеют опасных мест и запишем слова под звуковыми схемами /сугробы, дым, сон/.
– А что нам делать с другими словами, с их написанием? /надо проверить перед тем,  как написать, чтобы не допустить ошибки/.
Читаем хором стихи про парные звонкие и глухие согласные. Слайд 3.

6.  Формулирование темы урока и постановка целей.

– Кто может назвать тему нашего урока? /Проверка написания парных согласных/.   Слайд 4.
– Но ведь чтобы проверить парный согласный в слове, его надо сначала найти и понять, а нужно ли его проверять?

7.  Работа на компьютерах в парах. Нашли на рабочем столе компьютера иконку с названием: «Найди орфограмму». Приложение 3.

Парная работа: сначала думаю, обсуждаю с товарищем – потом нажимаю на ответ.

– Сколько слов требуют проверки? /7/. Слайд 5.
– Сколько слов выделили? /5/.  Слайд 6.
– Почему именно эти слова требуют проверки перед их написанием? /на конце слов парный согласный оглушается и неясно, какой буквой будет обозначаться данный звук/
– В какой части слова находится парный согласный, требующий проверки? /в корне слова/
Закрываем программу. Выключаем компьютер.

8.  Физминутка под музыку с изображением и звуком. Приложение 6.

9.  Усвоение новых знаний и способов действий.

– Слова, требующие проверки, мы нашли. А теперь нам надо найти способ проверки парных согласных.
Новый этап работы – исследование.
Слайд 7.
Картинка детской шубки. Звуковой анализ. Шкала оценивания. Опасное место – опять парный согласный.
– Но чем это слово отличается от тех, с которыми мы уже работали? /парный согласный в середине слова, а не на конце/. И стоит он перед глухим согласным, а значит, в слабой позиции.
– Общее во всех словах то, что парные согласные стоят в конце корня слова. И перед написанием их надо проверять. Постараемся найти способ проверки для слова «шубка».

10.  Групповая работа. Слайд 8.

Дети получают задание с некоторыми утверждениями, надо их доказать или опровергнуть:

1) объясните, будет ли проверочным словом слово «шубки»;
2) найдите сами проверочное слово и докажите свою правоту;
3) докажите, будет или нет проверочным словом слово «шубный»?
5 минут на работу в группах по 4 человека.
Представители групп доказывают свою точку зрения у доски.

Вывод. Слайд 9.

– Теперь мы можем обозначить звуки буквами и записать слова под нашими звуковыми схемами, предварительно подобрав проверочные слова /мороз – морозы, гриб – грибы, лёд – льды/.
– Кто написал другой парный согласный во 2 слове? /грипп
– Почему? /проверил словом – грипповать/
– Чтобы не заболеть гриппом, надо соблюдать правила личной гигиены.

11. Тренировочные упражнения. Слайд 10.

– Найти проверяемые и проверочные слова, записать, добавив ещё одно проверочное слово со звонким непарным согласным. Работа у доски и в тетрадях.

12. Самостоятельная групповая работа: «Найди ошибки». Приложение 4.

Перед работой составляем алгоритм:

– прочитай предложение;
– проверь написание по слогам;
– проверь орфограммы;
– исправь ошибки.

13.  Самопроверка по учебнику, с. 18 упр. 28. 

– Сколько ошибок нашли? /Должно быть 11/.
– По каким критериям будем оценивать? /Все ли ошибки исправлены/.
– Как будем оценивать работу? /Сколько ошибок нашли из возможных/.

Отметьте на «волшебной линеечке-шкале» результат своей работы. Вывешиваем линеечки на доску.

14.  Самостоятельная работа. Выполняем тест. Приложение 5.

Перед началом самостоятельной работы дети отмечают на шкале прогностическую  оценку своей будущей работы. Приложение 2.

Слайд 11. Проверка ответов теста.

– Сравните прогностическую оценку с результатом своей работы. У кого совпала? А у кого нет? Почему?

– Какой вывод можно сделать по вашей оценочной шкале?

/Я научился писать слова с новой орфограммой/.
/У меня есть ещё ошибки, но я буду стараться/.

15.  Обобщение знаний. Слайд 12. Правило: как проверить парный согласный.

– Чем отличается данное правило от ранее сделанного нами вывода? /Появились новые  буквы: в, м, л, р, й/.
– Это мы проверим уже на следующем уроке.

16.  Рефлексия

– Давайте вернёмся к плану нашего урока. Всё ли из запланированного выполнено?  Какова причина? Как её устранить?
– Озвучьте тему и цели нашего урока.
– Как думаете, смогли мы решить все цели урока на данном занятии?
– У нас ещё будет для этого время на следующих уроках. А пока, что вы усвоили за сегодняшний урок?

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!

17. За работу на уроке детям и гостям вручаются «волшебные» шариковые ручки.

– Теперь в ваших тетрадях всегда будет полный порядок!

Литература:

1. Е.И.Матвеева. О.Б.Панкова. И.Е.Патрикеева. Критериальное оценивание в начальной школе (из опыта работы). Москва. ВИТА-Пресс. 2011.