Факультативный курс "Край родной сибирский"

Разделы: География


Пояснительная записка

В современном мире наряду с глобализацией происходит и процесс со­хранения народами своей самобытности и культуры.  В начале XXI века особое внимание уделяется поиску гуманистических основ образования как главного пути национального возрождения в нашей стране. Этим задачам в полной мере соответствует географическое образование, отвечающее по­требностям мирового сообщества в понимании межэтнического и межкон­фессионального взаимопонимания, уважения к другим культурам и цивили­зационным ценностям. Географическое образование позволяет развивать гуманное отношение к людям, различным культурам, системам, окружаю­щей среде и обществу.

Усиление интереса к культуре народов, живущих рядом, возможно только при знании географических и исторических аспектов возникновения человеческих сообществ на определенной природной территории. Необхо­димо как можно раньше начинать ознакомление школьников с историей и географией родного края, расширяя рамки школьной программы. 

Несмотря на то, что в региональный базисный план введен курс «Гео­графия Иркутской области» в количестве 34 часа, являющийся заключи­тельным блоком изучения географии России, ученики имеют только общее представление о территории,  на которой проживают.  Курс «География Иркутской области» знакомит с особенностями заселения и хозяйственного освоения, её природно-ресурсным потенциалом, структурной трансформа­цией экономики в переходный период, размещением специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Между тем в нем отсутствует эмоциональное восприятие и местный компонент, что сво­дит  к минимизации понимания и запоминания предложенного школьникам материала.

В дополнение к региональному компоненту содержания образования, для поднятия интереса к изучению «Географии Иркутской области» обучающимся  8 класса общеобразовательной школы предложен факультативный курс «Край родной си­бирский». Отличительной особенностью курса является направленность на расширение знаний учащихся и  получение новых знаний о родном городе и Черемховском районе. Это должно формировать у школьников картину единого государства, способствовать  развитию творческой толерантной личности, осознающей свою значимость в  семье, родном городе, крае, Ро­дине.

Цель факультативного курса: дать учащимся комплексное представ­ление об основных особенностях природы, территори­альной организации, населении г. Черемхово и Черемховского района как составляющей части Иркутской области.

Задачи курса:

  • Развивать стремление учащихся к самостоятельному процессу познания;
  • Совершенствовать общеучебные (обобщение, анализ, систематизация) и географические навыки (картографическая грамотность)
  • Способствовать актуализации опыта учащихся.

Ожидаемые результаты изучения курса:

Ключевые компетенции:

  • информационная, выражающаяся в умении отбирать необходимую ин­формацию из различных источников и правильное её интерпретировать;
  • коммуникативная, заключающаяся в умении выражать свою точку зре­ния на процессы географического, исторического развития территории с учетом природных особенностей и адаптацией в социокультурной среде.

Программа рассчитана на 17 часов, том числе лекции 3 час, практика 9 часов, экскурсии – 5 часов.

В основу программы положен материал, не содержащийся в базовых программах. Программа имеет содержание, вызывающее интерес учащихся и способствующее интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию школьников, т.к. предполагает широкое применение методов ак­тивного обучения; рассматривает географический материал во взаимосвязи с историческими и экономическими аспектами. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов.

В диагностике результативности работы по программе применяются методы отслеживания текущих результатов (мотивация, рост познаватель­ных интересов, результативность тестовых проверок) и  итоговой аттеста­ции в форме игры после изучения факультативного курса. Умения и навыки школьников будут отслеживаться в результате практической деятельности (при выполнении самостоятельных  практических работ в рабочих тетрадях и на семинарских за­нятиях).
Оценивание достижений обучающихся происходит на каждом занятии в виде самооценки и качественной оценки учителя.

Учебно-тематический план факультативного курса «Край родной сибирский»

Наименование тем Всего часов В том числе Формы контроля Образовательный продукт
Лекции Практика Экскурсия

1

Введение

1 1    

Беседа

Рассказ о Черемхово

I

Черемхово мое, Черемхово

9 1 5 3

 

 

1

Тому назад два с половиной века

2   1 1

Тестирование

Таблицы

2

Слышишь, тревож­ные дуют ветра

1 0,5 0,5  

Участие в семинаре

Сообщения, анализ текстов

3

Передний край в глубоком тылу

3 0,5 1,5 1

Участие в семинаре

Презентация

4

Нам есть, кем гор­диться

1   1  

Защита творческих работ

График, сообщения

5

В их работах – все краски мира

2   1 1

Социо-культурный практикум

Отчет по экскурсии

II

Черемховский район

7 1 4 2

 

 

1

Общие сведения о районе

2 0,5 1,5  

Самостоятельная работа

Диаграмма, оформление контурных карт

2

Ресурсный потен­циал района

3   1 2

Самостоятельная работа

Таблица, диаграмма, схема

3

Населенные пункты района

2 0,5 1,5  

Игра «Знатоки»

Хронологическая таблица

 

Всего

17 3 9 5

 

 

Содержание программы

Введение (1 час)

Определение уровня знаний учащихся по предложенному курсу. Об­щее знакомство с содержанием курса, формами проведения занятий, источ­никами получения знаний. Знакомство с положением Иркутской области на территории России, определение положения своего населенного пункта на карте области.

I. Черемхово моё, Черемхово (9 часов )

1. Тому назад два с половиной века (2 часа)

Первые исторические сведения о Черемховском поселении (Черемхов­ский станец, село на тракте). Географические предпосылки для возникнове­ния Черемховского поселения (климатические и природные условия, рельеф местности, водные, биологические и минеральные ресурсы). Соци­ально-экономическое развитие села Черемховское. Открытие месторожде­ний ископаемого угля и его промышленное освоение. Технический про­гресс в Черемхово в годы русско-японской войны 1904-1905 гг. Черемхов­ские купцы-промышленники и их вклад в развитие города (Торговый Дом, коммерческое училище П. К. Щелкунова; телефонизированные и электрофи­цированные поселки В. А. Рассушина; больницы И.В. Комаровского и П. Щелкунова).
Практические и творческие задания:
1. Определение по картам размещения полезных ископаемых.
2. Определение по таблицам и картам климатических показателей тер­ритории.
3. Подбор научных данных  о природе родного края, о заселении терри­тории и развитии промышленности.
Экскурсия в черемховский краеведческий музей. Знакомство с экспо­зициями: «История возникновения Черемхово», «Черемхово – город уголь­щиков»

2. Слышишь, тревожные дуют ветра (1 часа)

Революционные события на территории Черемхово, предпосылки их возникновения (экономические и политические).  Февральская революция 1917 года. Участие черемховцев в защите Белого дома в Иркутске. Черем­ховцы-революционеры.
Практические и творческие задания:
1. Подбор информации  в СМИ и библиографических источниках о ре­волюционерах и названных в честь них улицах.
2. Определить по карте Иркутской области  населенные пункты, где во время революционных событий принимали участие черемховцы.

3. Передний край в глубоком тылу (3 час)

Черемхово в годы Великой Отечественной войны. Эвакуированные предприятия (Одесская швейная фабрика, завод им. К. Маркса из г. Варвар­полье, макаронная фабрика из г. Кременчуга). Женский и детский труд в во­енные годы (в забоях шахт, на фабриках и заводах). Вклад мирного населе­ния в победу (подарки фронту, сбор средств для постройки танковой ко­лонны, государственные военные займы). Подвиги черемховцев в годы ВОВ (А. П. Елдышев, Н.А. Иванов, И. П.Амвросов, К.И. Провалов, Г.И. Сгибнев и др.). 
Практические и творческие задания:
1. Сообщения о черемховцах – героях ВОВ.
2. Оформление  настенной газеты «В тылу ковали Вы победу».
3. Определение по экономической и общефизической карте России террито­рий, где воевали  черемховцы.
4. Подбор стихотворений черемховских поэтов о войне.
Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией, посвященной Черемхово в годы Великой Отечественной войны и черемховцам-героям.

4. Нам есть, кем гордиться (1 час)

Достижения послевоенных лет. Развитие угольной промышленности. Закрытие шахт. Добыча угля открытым способом. Выдающиеся жители нашего города. Почетные граждане нашего города. Спортсмены Черемхово и их спортивные победы.
Практические и творческие задания:
1. Сбор и обработка статистической информации о г. Черемхово (площадь, численность населения, число образовательных и культурных учреждений и др.).
2. Составление сводных таблиц по статистическим данным .
3. Создание компьютерной презентации «Родной город».

5. В их работах – все краски мира (2 час)

Учреждения культуры нашего города (ДК «Горняк», ДК им. М. Горь­кого, драматический театр, художественные и музыкальная школы). Твор­ческие люди Черемхово – писатели, художники, музыканты ( П.Ф. Требу­ховский, В. Г. Гуркин, Г. М. Гаврикова, В. А. Инешин, С. М. Серебренникова и др.).
Практические и творческие задания:
1. Подобрать стихотворения, литературные произведения, фотографии работ художников города.
2. Оформить выставку  творческих работ черемховцев и о Черемхово
3. Составить списки природных материалов, используемых творческими людьми нашего города.
4. Найти в художественных произведениях  черемховских писателей и по­этов описания природы родного края.
Экскурсия в художественную школу или выставочный зал ДК «Горняк». Рассматривание экспозиции твор­ческих работ учащихся и учителей художественной школы. Посещение мастерской резьбы по дереву, наблюдение за изготовлением глиняных изделий.

II. Черемховский район (7 часов)

1. Общие сведения о районе (2 часа)

Географические характеристики Черемховского района (площадь тер­ритории, границы, рельеф, климат, почва, растительность и животный мир). История района (древняя история, русское освоение, дореволюционный пе­риод, революционный период и гражданская война, послереволюционный период, современное состояние). Население Черемховского района (чис­ленность населения, структура занятости по отраслям хозяйства, нацио­нальный состав).
Практические и творческие задания:
1. Определить на карте Иркутской области границы Черемховского района, пограничные территории.
2. По климатической карте России и Иркутской области определить климатические показатели на территории района.
3. Составление диаграммы «Земельный фонд Черемховского района»
4. Определение типа почв, выявление наиболее плодородных по ин­формационным источникам.
5. Составление списков представителей растительного и животного мира Черемховского района.
6. Выборка данных статистического материала по населению Черемхов­ского района.

2. Ресурсный потенциал района (3 часа)

Ископаемые ресурсы: каменный уголь, магнезит, каолиновые глины, тальк, известняк. Сырье для химической, алюминиевой промышленности, для производства строительных материалов. Водные ресурсы: реки, под­земные минеральные и пресные воды. Лесные ресурсы: породный состав, запасы древесины. Лесопользование и лесозаготовка. Охотничье-промы­словые ресурсы. Природоохранные мероприятия. Рекреационные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы.
Практические и творческие задания:
1. Нанести на картосхему Черемховского района месторождения полез­ных ископаемых.
2. По карте Иркутской области определить реки, находящиеся на терри­тории района, обозначить части района с распространением болотных мас­сивов.
3. Составить список применения минеральных ресурсов.
4. Оформить диаграмму «Породный состав лесов Черемховского района».
5. Составление схемы «Использование лесных богатств».
6. Подготовить сообщения о лесных обитателях.
7. Отметить на картосхеме горные и равнинные почвы.
8. Составить памятку для природопользователей.
Экскурсии в Музей охраны природы и дендрологический отдел на террито­рии ДЭБЦе и Музей минералов Горнотехнического колледжа. Познакомить с представителями растительного и животного мира Иркутской области, их образом жизни, физиологическими особенностями. Дать представления о минералах и горных породах магматического, метаморфического и осадоч­ного происхождения.

3. Населенные пункты района (2 часа)

Состав Черемховского районного муниципального образования. Поселки городского типа. Сельские администрации. Характеристика основных насе­ленных пунктов (Михайловка, Голуметь, Бельск, Онот, Парфеново, Ло­хово).
Практические и творческие задания:
1. Нанести на картосхему населенные пункты Черемховского района.
2. Составить хронологическую таблицу возникновения населенных пунктов.
3. Составить диаграмму и график численности населения района в поселе­ниях, используя компьютерную обработку данных.

Практическая часть программы

I. Черемхово моё, Черемхово

1. Тому назад два с половиной века

1. Определение по картам размещения полезных ископаемых.
2. Определение по таблицам и картам климатических показателей территории.
3. Подбор научных данных  о природе родного края, о заселении территории и развитии промышленности.
Экскурсия в черемховский краеведческий музей. Знакомство с экспозициями: «История возникновения Черемхово», «Черемхово – город угольщиков».

2. Слышишь, тревожные дуют ветра

1. Подбор информации  в СМИ и библиографических источниках о револю­ционерах и названных в честь них улицах.
2. Определить по карте Иркутской области  населенные пункты, где во время революционных событий принимали участие черемховцы.

3. Передний край в глубоком тылу

1. Сообщения о черемховцах – героях ВОВ.
2. Оформление  настенной газеты «В тылу ковали Вы победу».
3. Определение по экономической и общефизической карте России территорий, где воевали  черемховцы.
4. Подбор стихотворений черемховских поэтов о войне.
Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией, посвященной Черемхово в годы Великой Отечественной войны и черемховцам-героям.

4. Нам есть, кем гордиться

1. Сбор и обработка статистической информации о г. Черемхово (площадь, численность населения, число образовательных и культурных учреждений и др.).
2. Составление сводных таблиц по статистическим данным .
3. Создание компьютерной презентации «Родной город».

5. В их работах – все краски мира

1. Подобрать стихотворения, литературные произведения, фотографии работ художников города.
2. Оформить выставку  творческих работ черемховцев и о Черемхово
3. Составить списки природных материалов, используемых творческими людьми нашего города.
4. Найти в художественных произведениях  черемховских писателей и поэтов описания природы родного края.
Экскурсия в художественную школу или выставочный зал ДК «Горняк». Рассматривание экспозиции творческих работ учащихся и учителей художественной школы. Посещение мастерской резьбы по дереву, наблюдение за изготовлением глиняных изделий.

II. Черемховский район

1. Общие сведения о районе

1. Определить на карте Иркутской области границы Черемховского района, пограничные территории.
2. По климатической карте России и Иркутской области определить климати­ческие показатели на территории района.
3. Составление диаграммы «Земельный фонд Черемховского района»
4. Определение типа почв, выявление наиболее плодородных по информацион­ным источникам.
5. Составление списков представителей растительного и животного мира Че­ремховского района.
6. Выборка данных статистического материала по населению Черемховского района.

2. Ресурсный потенциал района

1. Нанести на картосхему Черемховского района месторождения полезных ис­копаемых.
2. По карте Иркутской области определить реки, находящиеся на территории района, обозначить части района с распространением болотных массивов.
3. Составить список применения минеральных ресурсов.
4. Оформить диаграмму «Породный состав лесов Черемховского района».
5. Составление схемы «Использование лесных богатств».
6. Подготовить сообщения о лесных обитателях.
7. Отметить на картосхеме горные и равнинные почвы.
8. Составить памятку для природопользователей.
Экскурсии в Музей охраны природы и дендрологический отдел на террито­рии ДЭБЦе и Музей минералов Горнотехнического колледжа. Познакомить с представителями растительного и животного мира Иркутской области, их образом жизни, физиологическими особенностями. Дать представления о минералах и горных породах магматического, метаморфического и осадоч­ного происхождения.

3. Населенные пункты района

1. Нанести на картосхему населенные пункты Черемховского района.
2. Составить хронологическую таблицу возникновения населенных пунктов.
3. Составить диаграмму и график численности населения района в поселе­ниях, используя компьютерную обработку данных.

Приложение 1