Пояснительная записка
В современном мире наряду с глобализацией происходит и процесс сохранения народами своей самобытности и культуры. В начале XXI века особое внимание уделяется поиску гуманистических основ образования как главного пути национального возрождения в нашей стране. Этим задачам в полной мере соответствует географическое образование, отвечающее потребностям мирового сообщества в понимании межэтнического и межконфессионального взаимопонимания, уважения к другим культурам и цивилизационным ценностям. Географическое образование позволяет развивать гуманное отношение к людям, различным культурам, системам, окружающей среде и обществу.
Усиление интереса к культуре народов, живущих рядом, возможно только при знании географических и исторических аспектов возникновения человеческих сообществ на определенной природной территории. Необходимо как можно раньше начинать ознакомление школьников с историей и географией родного края, расширяя рамки школьной программы.
Несмотря на то, что в региональный базисный план введен курс «География Иркутской области» в количестве 34 часа, являющийся заключительным блоком изучения географии России, ученики имеют только общее представление о территории, на которой проживают. Курс «География Иркутской области» знакомит с особенностями заселения и хозяйственного освоения, её природно-ресурсным потенциалом, структурной трансформацией экономики в переходный период, размещением специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Между тем в нем отсутствует эмоциональное восприятие и местный компонент, что сводит к минимизации понимания и запоминания предложенного школьникам материала.
В дополнение к региональному компоненту содержания образования, для поднятия интереса к изучению «Географии Иркутской области» обучающимся 8 класса общеобразовательной школы предложен факультативный курс «Край родной сибирский». Отличительной особенностью курса является направленность на расширение знаний учащихся и получение новых знаний о родном городе и Черемховском районе. Это должно формировать у школьников картину единого государства, способствовать развитию творческой толерантной личности, осознающей свою значимость в семье, родном городе, крае, Родине.
Цель факультативного курса: дать учащимся комплексное представление об основных особенностях природы, территориальной организации, населении г. Черемхово и Черемховского района как составляющей части Иркутской области.
Задачи курса:
- Развивать стремление учащихся к самостоятельному процессу познания;
- Совершенствовать общеучебные (обобщение, анализ, систематизация) и географические навыки (картографическая грамотность)
- Способствовать актуализации опыта учащихся.
Ожидаемые результаты изучения курса:
Ключевые компетенции:
- информационная, выражающаяся в умении отбирать необходимую информацию из различных источников и правильное её интерпретировать;
- коммуникативная, заключающаяся в умении выражать свою точку зрения на процессы географического, исторического развития территории с учетом природных особенностей и адаптацией в социокультурной среде.
Программа рассчитана на 17 часов, том числе лекции 3 час, практика 9 часов, экскурсии – 5 часов.
В основу программы положен материал, не содержащийся в базовых программах. Программа имеет содержание, вызывающее интерес учащихся и способствующее интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию школьников, т.к. предполагает широкое применение методов активного обучения; рассматривает географический материал во взаимосвязи с историческими и экономическими аспектами. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов.
В диагностике результативности работы
по программе применяются методы отслеживания
текущих результатов (мотивация, рост
познавательных интересов, результативность
тестовых проверок) и итоговой аттестации в
форме игры после изучения факультативного курса.
Умения и навыки школьников будут отслеживаться в
результате практической деятельности (при
выполнении самостоятельных практических
работ в рабочих тетрадях и на семинарских
занятиях).
Оценивание достижений обучающихся происходит на
каждом занятии в виде самооценки и качественной
оценки учителя.
Учебно-тематический план факультативного курса «Край родной сибирский»
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | Образовательный продукт | ||
Лекции | Практика | Экскурсия | |||||
1 |
Введение |
1 | 1 | Беседа |
Рассказ о Черемхово |
||
I |
Черемхово мое, Черемхово |
9 | 1 | 5 | 3 |
|
|
1 |
Тому назад два с половиной века |
2 | 1 | 1 | Тестирование |
Таблицы |
|
2 |
Слышишь, тревожные дуют ветра |
1 | 0,5 | 0,5 | Участие в семинаре |
Сообщения, анализ текстов |
|
3 |
Передний край в глубоком тылу |
3 | 0,5 | 1,5 | 1 | Участие в семинаре |
Презентация |
4 |
Нам есть, кем гордиться |
1 | 1 | Защита творческих работ |
График, сообщения |
||
5 |
В их работах – все краски мира |
2 | 1 | 1 | Социо-культурный практикум |
Отчет по экскурсии |
|
II |
Черемховский район |
7 | 1 | 4 | 2 |
|
|
1 |
Общие сведения о районе |
2 | 0,5 | 1,5 | Самостоятельная работа |
Диаграмма, оформление контурных карт |
|
2 |
Ресурсный потенциал района |
3 | 1 | 2 | Самостоятельная работа |
Таблица, диаграмма, схема |
|
3 |
Населенные пункты района |
2 | 0,5 | 1,5 | Игра «Знатоки» |
Хронологическая таблица |
|
|
Всего |
17 | 3 | 9 | 5 |
|
|
Содержание программы
Введение (1 час)
Определение уровня знаний учащихся по предложенному курсу. Общее знакомство с содержанием курса, формами проведения занятий, источниками получения знаний. Знакомство с положением Иркутской области на территории России, определение положения своего населенного пункта на карте области.
I. Черемхово моё, Черемхово (9 часов )
1. Тому назад два с половиной века (2 часа)
Первые исторические сведения о
Черемховском поселении (Черемховский станец,
село на тракте). Географические предпосылки для
возникновения Черемховского поселения
(климатические и природные условия, рельеф
местности, водные, биологические и минеральные
ресурсы). Социально-экономическое развитие села
Черемховское. Открытие месторождений
ископаемого угля и его промышленное освоение.
Технический прогресс в Черемхово в годы
русско-японской войны 1904-1905 гг. Черемховские
купцы-промышленники и их вклад в развитие города
(Торговый Дом, коммерческое училище П. К.
Щелкунова; телефонизированные и
электрофицированные поселки В. А. Рассушина;
больницы И.В. Комаровского и П. Щелкунова).
Практические и творческие задания:
1. Определение по картам размещения полезных
ископаемых.
2. Определение по таблицам и картам климатических
показателей территории.
3. Подбор научных данных о природе родного
края, о заселении территории и развитии
промышленности.
Экскурсия в черемховский краеведческий
музей. Знакомство с экспозициями: «История
возникновения Черемхово», «Черемхово – город
угольщиков»
2. Слышишь, тревожные дуют ветра (1 часа)
Революционные события на территории
Черемхово, предпосылки их возникновения
(экономические и политические). Февральская
революция 1917 года. Участие черемховцев в защите
Белого дома в Иркутске.
Черемховцы-революционеры.
Практические и творческие задания:
1. Подбор информации в СМИ и библиографических
источниках о революционерах и названных в честь
них улицах.
2. Определить по карте Иркутской области
населенные пункты, где во время революционных
событий принимали участие черемховцы.
3. Передний край в глубоком тылу (3 час)
Черемхово в годы Великой Отечественной
войны. Эвакуированные предприятия (Одесская
швейная фабрика, завод им. К. Маркса из г.
Варварполье, макаронная фабрика из г.
Кременчуга). Женский и детский труд в военные
годы (в забоях шахт, на фабриках и заводах). Вклад
мирного населения в победу (подарки фронту, сбор
средств для постройки танковой колонны,
государственные военные займы). Подвиги
черемховцев в годы ВОВ (А. П. Елдышев, Н.А. Иванов,
И. П.Амвросов, К.И. Провалов, Г.И. Сгибнев и др.).
Практические и творческие задания:
1. Сообщения о черемховцах – героях ВОВ.
2. Оформление настенной газеты «В тылу ковали
Вы победу».
3. Определение по экономической и общефизической
карте России территорий, где воевали
черемховцы.
4. Подбор стихотворений черемховских поэтов о
войне.
Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство
с экспозицией, посвященной Черемхово в годы
Великой Отечественной войны и
черемховцам-героям.
4. Нам есть, кем гордиться (1 час)
Достижения послевоенных лет. Развитие
угольной промышленности. Закрытие шахт. Добыча
угля открытым способом. Выдающиеся жители нашего
города. Почетные граждане нашего города.
Спортсмены Черемхово и их спортивные победы.
Практические и творческие задания:
1. Сбор и обработка статистической информации о г.
Черемхово (площадь, численность населения, число
образовательных и культурных учреждений и др.).
2. Составление сводных таблиц по статистическим
данным .
3. Создание компьютерной презентации «Родной
город».
5. В их работах – все краски мира (2 час)
Учреждения культуры нашего города (ДК
«Горняк», ДК им. М. Горького, драматический
театр, художественные и музыкальная школы).
Творческие люди Черемхово – писатели,
художники, музыканты ( П.Ф. Требуховский, В. Г.
Гуркин, Г. М. Гаврикова, В. А. Инешин, С. М.
Серебренникова и др.).
Практические и творческие задания:
1. Подобрать стихотворения, литературные
произведения, фотографии работ художников
города.
2. Оформить выставку творческих работ
черемховцев и о Черемхово
3. Составить списки природных материалов,
используемых творческими людьми нашего города.
4. Найти в художественных произведениях
черемховских писателей и поэтов описания
природы родного края.
Экскурсия в художественную школу или
выставочный зал ДК «Горняк». Рассматривание
экспозиции творческих работ учащихся и
учителей художественной школы. Посещение
мастерской резьбы по дереву, наблюдение за
изготовлением глиняных изделий.
II. Черемховский район (7 часов)
1. Общие сведения о районе (2 часа)
Географические характеристики
Черемховского района (площадь территории,
границы, рельеф, климат, почва, растительность и
животный мир). История района (древняя история,
русское освоение, дореволюционный период,
революционный период и гражданская война,
послереволюционный период, современное
состояние). Население Черемховского района
(численность населения, структура занятости по
отраслям хозяйства, национальный состав).
Практические и творческие задания:
1. Определить на карте Иркутской области границы
Черемховского района, пограничные территории.
2. По климатической карте России и Иркутской
области определить климатические показатели на
территории района.
3. Составление диаграммы «Земельный фонд
Черемховского района»
4. Определение типа почв, выявление наиболее
плодородных по информационным источникам.
5. Составление списков представителей
растительного и животного мира Черемховского
района.
6. Выборка данных статистического материала по
населению Черемховского района.
2. Ресурсный потенциал района (3 часа)
Ископаемые ресурсы: каменный уголь,
магнезит, каолиновые глины, тальк, известняк.
Сырье для химической, алюминиевой
промышленности, для производства строительных
материалов. Водные ресурсы: реки, подземные
минеральные и пресные воды. Лесные ресурсы:
породный состав, запасы древесины.
Лесопользование и лесозаготовка.
Охотничье-промысловые ресурсы. Природоохранные
мероприятия. Рекреационные ресурсы.
Сельскохозяйственные ресурсы.
Практические и творческие задания:
1. Нанести на картосхему Черемховского района
месторождения полезных ископаемых.
2. По карте Иркутской области определить реки,
находящиеся на территории района, обозначить
части района с распространением болотных
массивов.
3. Составить список применения минеральных
ресурсов.
4. Оформить диаграмму «Породный состав лесов
Черемховского района».
5. Составление схемы «Использование лесных
богатств».
6. Подготовить сообщения о лесных обитателях.
7. Отметить на картосхеме горные и равнинные
почвы.
8. Составить памятку для природопользователей.
Экскурсии в Музей охраны природы и
дендрологический отдел на территории ДЭБЦе и
Музей минералов Горнотехнического колледжа.
Познакомить с представителями растительного и
животного мира Иркутской области, их образом
жизни, физиологическими особенностями. Дать
представления о минералах и горных породах
магматического, метаморфического и осадочного
происхождения.
3. Населенные пункты района (2 часа)
Состав Черемховского районного
муниципального образования. Поселки городского
типа. Сельские администрации. Характеристика
основных населенных пунктов (Михайловка,
Голуметь, Бельск, Онот, Парфеново, Лохово).
Практические и творческие задания:
1. Нанести на картосхему населенные пункты
Черемховского района.
2. Составить хронологическую таблицу
возникновения населенных пунктов.
3. Составить диаграмму и график численности
населения района в поселениях, используя
компьютерную обработку данных.
Практическая часть программы
I. Черемхово моё, Черемхово
1. Тому назад два с половиной века
1. Определение по картам размещения
полезных ископаемых.
2. Определение по таблицам и картам климатических
показателей территории.
3. Подбор научных данных о природе родного
края, о заселении территории и развитии
промышленности.
Экскурсия в черемховский краеведческий
музей. Знакомство с экспозициями: «История
возникновения Черемхово», «Черемхово – город
угольщиков».
2. Слышишь, тревожные дуют ветра
1. Подбор информации в СМИ и
библиографических источниках о революционерах
и названных в честь них улицах.
2. Определить по карте Иркутской области
населенные пункты, где во время революционных
событий принимали участие черемховцы.
3. Передний край в глубоком тылу
1. Сообщения о черемховцах – героях ВОВ.
2. Оформление настенной газеты «В тылу ковали
Вы победу».
3. Определение по экономической и общефизической
карте России территорий, где воевали
черемховцы.
4. Подбор стихотворений черемховских поэтов о
войне.
Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с
экспозицией, посвященной Черемхово в годы
Великой Отечественной войны и
черемховцам-героям.
4. Нам есть, кем гордиться
1. Сбор и обработка статистической
информации о г. Черемхово (площадь, численность
населения, число образовательных и культурных
учреждений и др.).
2. Составление сводных таблиц по статистическим
данным .
3. Создание компьютерной презентации «Родной
город».
5. В их работах – все краски мира
1. Подобрать стихотворения, литературные
произведения, фотографии работ художников
города.
2. Оформить выставку творческих работ
черемховцев и о Черемхово
3. Составить списки природных материалов,
используемых творческими людьми нашего города.
4. Найти в художественных произведениях
черемховских писателей и поэтов описания
природы родного края.
Экскурсия в художественную школу или
выставочный зал ДК «Горняк». Рассматривание
экспозиции творческих работ учащихся и учителей
художественной школы. Посещение мастерской
резьбы по дереву, наблюдение за изготовлением
глиняных изделий.
II. Черемховский район
1. Общие сведения о районе
1. Определить на карте Иркутской области
границы Черемховского района, пограничные
территории.
2. По климатической карте России и Иркутской
области определить климатические показатели на
территории района.
3. Составление диаграммы «Земельный фонд
Черемховского района»
4. Определение типа почв, выявление наиболее
плодородных по информационным источникам.
5. Составление списков представителей
растительного и животного мира Черемховского
района.
6. Выборка данных статистического материала по
населению Черемховского района.
2. Ресурсный потенциал района
1. Нанести на картосхему Черемховского
района месторождения полезных ископаемых.
2. По карте Иркутской области определить реки,
находящиеся на территории района, обозначить
части района с распространением болотных
массивов.
3. Составить список применения минеральных
ресурсов.
4. Оформить диаграмму «Породный состав лесов
Черемховского района».
5. Составление схемы «Использование лесных
богатств».
6. Подготовить сообщения о лесных обитателях.
7. Отметить на картосхеме горные и равнинные
почвы.
8. Составить памятку для природопользователей.
Экскурсии в Музей охраны природы и
дендрологический отдел на территории ДЭБЦе и
Музей минералов Горнотехнического колледжа.
Познакомить с представителями растительного и
животного мира Иркутской области, их образом
жизни, физиологическими особенностями. Дать
представления о минералах и горных породах
магматического, метаморфического и осадочного
происхождения.
3. Населенные пункты района
1. Нанести на картосхему населенные
пункты Черемховского района.
2. Составить хронологическую таблицу
возникновения населенных пунктов.
3. Составить диаграмму и график численности
населения района в поселениях, используя
компьютерную обработку данных.