Мастер-класс "Какой я? Какой ты?"

Разделы: Школьная психологическая служба


Притча

Спросил как-то Конфуцио у мудреца: “Как нужно относиться к богам, а как к демонам?”. На что мудрец ответил: “Что нам боги и демоны… Нужно вначале правильно научиться относиться к самому себе и друг к другу”.

– На наших встречах мы будем учиться познавать себя. Использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе. Корректировать черты характера, которые нас не устраивают.

Цель занятия:  понимание учащимися, что в каждом человеке есть светлые и темные качества,  принятие себя, своих достоинств и недостатков,  снятие эмоциональной напряженности, сплочение группы. 

План занятия:

1. Приветствие.

1.1. Игра «Ласковое имя, добрый взгляд»

2. Разминка.

2.1 «Незаконченные предложения»

– Я злюсь, когда…
– Я радуюсь, когда…
– Я печалюсь, когда…
– Я не люблю, когда…
– Я люблю, когда …

3. Основная часть.

3.1. «Темные и светлые мешочки»

Ведущий на доске рисует два больших мешка, достает заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей и предлагает ученикам коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под «темными» качествами будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» – те, которые помогают.

3.2 Игра «Светофорики»

Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» – кружки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром 4-5 см. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «ДА» – зеленый цвет, «НЕТ» – красный. (Ведущий тоже играет).  Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка.
Вывод: в каждом человеке присутствуют и «темные» и «светлые» качества.

3.3 Игра «Я задумал мальчика»

Ведущий приносит в группу полоски бумаги с написанными на них «светлыми» качествами по числу участников и, последовательно предъявляя одно качество за другим, предлагает группе догадаться, кому из участников он принес это качество. При этом важен не процесс «получения качеств», а возникающая при этом дискуссия.

«ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость. Увидел Звездную страну Пакость  и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость  покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. «А что же нужно для этого сделать?» – поинтересовались звездочки. «Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,» – учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
– Эй, ты, – крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. – Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая… Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…
Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
– Эй, громадина, – крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась…Смотри скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха…
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
– Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.
И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом. Прекрасная и светлая ранее она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать?» – думала Люська. «Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
– Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
– Ура! Получилось. Добрые слова помогают – ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
– Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
– Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси.
Психолог:Итак, вы прослушали удивительную историю. О чем она? (Выслушиваются ответы ребят.)
Да, история эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.

– А чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни? (Выслушиваются ответы ребят.)

Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела, что бывают в жизни такие ситуации когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации, а порой не торопиться что-то менять, учит терпимее относиться друг к другу и еще многому другому.
И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории. Давайте поможем вашей однокласснице Насте Карелиной засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в ее душе.

На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Настя».

– Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в Насте, какие добрые дела она совершила.

Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостьевич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого».
После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звездочки. Надписи зачитываются.

Психолог: Вот видите, как по-новому засияла сегодня наша Настя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо!

Я – это Я

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. Я дружу с собой и люблю себя
 Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я – это замечательно!

4. Окончание занятия

4.1. Анализ: чему сегодня научились, что нового узнали
4.2. «Костер дружбы»

Приложение