Воспитательный эффект уроков математики

Разделы: Математика


Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции, психологи называют «значимым для человека умением» и считают, что только такое оно и может быть. Определены следующие условия, при которых оно может состояться:

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Педагог проявляет себя по отношению к ученикам таким человеком, какой он есть, выражая свободно.
3. Педагог проявляет безусловно положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.
4. Педагог проявляет способность проникать во внутренний мир ученика, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог играет роль помощника и стимулирует получение значимого для ребенка учения. Создает психологический комфорт и свободу ученика, т.е. ставит в центр учения ребенка, а не учебный предмет. Учитель должен пробудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.

Работа учителя всегда была и остается работой творческой. Вместе с тем, одним из важных элементов любого вида творчества являются изучение, анализ, обобщение опыта, распространение и пропаганда лучшего, передового, т.к. невозможно создать что-то новое, не опираясь на опыт предшественников.

Растет заинтересованность учителей математики к изучению практического опыта других педагогов в рамках методической работы в школе. Это связано с тем, что изменилась роль педагога в системе получаемой учеником информации по изучаемому предмету. Не так давно учитель был непререкаемым авторитетом, практически единственным источником для получения информации. Сейчас же все изменилось: учителя делят свою роль с телевидением, книгой, интернетом и т.д. Опытный учитель умело опирается на эти источники, он направляет, регулирует, корректирует получаемую из них информацию.

Для того, чтобы учитель математики как источник информации не уступил позиции. деятельность педагога должна быть ориентирована на четкость и определенность требований в сочетании с их реальностью и посильностью. которые для учащегося могут стать основой для усиления требовательности. выработки ответственного отношения к учебному труду, что повысит воспитательный эффект уроков математики.

Практика показывает, что одной из причин, по которой дети перестают учиться, является непосильный для них объем учебной нагрузки. Поэтому нормирование требований является эффективным средством формирования у обучающихся положительной мотивации учения.

Эффективность урока зависит от уровня методической подготовки учителя, от тех методов и приемов, которыми он пользуется в своей деятельности. Однако многое определяют также психологические и физиолого-гигиеническое познания педагога, которые должны иметь не только рекомендательный, но и диагностический характер.

Одно из главных направлений совершенствования современного урока – это усиление его воспитательных функций.

Качество обучения зависит в определенной степени от методической системы обучение, от умения учителя использовать ее так, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учеников, развивала их творческий потенциал, повышала самостоятельность учащихся, способствовала формированию общеучебных и специальных умений, установлению межпредметных связей, обеспечивала нормализацию учебной нагрузки.

Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.

Этой особенностью математической науки объясняются те  методические трудности, которые неизбежно встают перед учителем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача — преодолеть в сознании учеников возникающее представление о формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики
Но этой же особенностью математической науки объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук. Ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и потому необходимо требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.

Специфическая для математики логическая строгость и стройность умозаключений призваны воспитывать в учащихся общую логическую культуру мышления. Предметно-содержательное оснащение математических задач при надлежащем его выборе дает широкий простор для сообщения цифр и данных, способных значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

В обыденной жизни в спорах, мы, защищая какое-либо утверждение, довольствуемся обычно одним-двумя аргументами, говорящими в его пользу. Противник может привести в ответ несколько аргументов, говорящих против нашего утверждения. Однако обычно ни та, ни другая аргументация не бывает исчерпывающей; противники продолжают изыскивать новые аргументы, каждый в пользу своей точки зрения, и спор продолжается.

Иначе обстоит дело в математике. Здесь аргументация, не обладающая характером полной, абсолютной исчерпанности, оставляющая хотя бы малейшую возможность обоснованного возражения, беспощадно признается ошибочной и отбрасывается, как лишенная какой бы то ни было силы. В математике нет и не может быть «наполовину доказанных» и «почти доказанных» утверждений: либо полноценность аргументации такова, что никакие споры о правильности доказываемого утверждения более невозможны, либо аргументация вообще полностью отсутствует.
Изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации. Вначале она удивляет, отталкивает, пугает его, кажется ему излишней, сверхмерной, педантичной. Но постепенно, день за днем, он к ней привыкает. Хороший учитель много может сделать для того, чтобы этот процесс протекал и быстрее, и продуктивнее. Он приучит своих учеников к взаимной критике; когда один из них что-либо доказывает или решает какую-либо задачу перед всем классом, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, который "отобьется" от таких возражений, заставит умолкнуть всех своих критиков, неизбежно испытает законную радость победы. Вместе с тем он ясно почувствует, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему эту победу. А раз, почувствовав это, он неизбежно научится уважать это оружие, постарается, чтобы оно всегда было при нем. И конечно, не только в математических, но и в любых других дискуссиях он все больше и настойчивее будет стремиться к полноценности аргументации.

Этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической культуры мышления, в особенности если учесть, что учащийся привыкает быть беспощадно требовательным к полноценности аргументации не только в споре, но и в своем собственном мышлении.

Помимо специфических, особо строгих требований к логической правильности умозаключений, математика отличается от других преподаваемых в школе наук также и стилем своего мышления.

Характерной чертой математического стиля мышления является его лаконизм, сознательное стремление всегда находить кратчайший, ведущий к данной цели логический путь, беспощадное отбрасывание всего, о чем нет абсолютной необходимости для безупречной полноценности аргументации.

Для математики лаконизм мысли является непререкаемым, канонизированным веками законом. Всякая попытка обременить изложение необязательно нужными (пусть даже приятными и увлекательными для слушателей) картинами, отвлечениями, разглагольствованиями заранее ставится под законное подозрение и автоматически вызывает критическую настороженность. И поэтому именно уроки математики призваны дать учащимся, предпочтительно перед другими предметами, навыки лаконичного, прямого, не знающего отвлечений, не обремененного никакими излишними элементами мышления.

Добросовестная и серьезная работа над приобретением и укреплением знаний требует систематического напряжения умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач; поэтому такая работа при правильном руководстве неизбежно воспитывает у ребенка такие черты характера, как трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

При реализации воспитательной функции при изучении математики первое, с чем приходится столкнуться учителю – это выдвижение воспитательных задач к уроку. Что конкретно воспитывать? Необходима диагностика уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные задачи. Обязательным является обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Задайте вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие качества вам будут необходимы на уроке?» Предполагаемые ответы ребят: наблюдательность, воображение, активность, аккуратность, умение преодолевать трудности, самостоятельность и т. д. Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе понимал, что хочет помочь воспитать в нем учитель, и что необходимо ему самому.

В этом случае ребенок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока. Когда круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное?

При составлении плана урока продумывайте виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами. Давайте проанализируем некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения.

Начало урока это очень важный воспитательный момент, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд? Например, таким способом с названием «Раскручивание формулировки темы».

1. На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. В результате решается сразу несколько педагогических задач:

– Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.
– Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке , что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.
– В-третьих ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.
– В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивая мотивационно-потребностную сферу.

Обычно ребята активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые».

Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

2. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создания проблемной ситуации. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, организуйте самостоятельное открытие формулы куб суммы (разности) двух выражений. Этот приём несёт в себе огромный воспитательный потенциал. Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание.

3. Иногда урок можно начать с практической работы исследовательского характера.

Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока раздаем каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предлагаем с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать.

Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, создается ситуация успеха, вызывает интерес, создает мотивацию к изучению темы.
Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами.

1. Например , на уроках геометрии – это работа по готовым чертежам, составление своей задачи, решение тестов с последующей проверкой и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.
2. На уроках математики в 5-6-х классах можно использовать работу в парах с применением таблиц (если есть компьютер, то тренажёров) для устного счета. Использование на уроке подобных таблиц позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет, рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

Как можно воспитывать познавательную активность, при этом показывая связь с историей, с жизнью, т.е. осуществлять эстетическое воспитание? На своих уроках я говорю с ребятами об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. Например, при изучении темы «Осевая и центральная симметрия» в 8 классе я использовала презентацию, в которой показана симметрия в природе и архитектуре. На таких примерах как раз и осуществляется эстетическое воспитание.

На уроках можно постараться погрузить ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии при изучении темы «Теорема Пифагора» обязательно приведите историческую справку о том, что хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. По-видимому, он первым нашёл её доказательство. Также расскажите детям о том, что сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Но это противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора.

Такое знакомство с теоремой Пифагора позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей.

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое воспитание.

Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач.

Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Я осуществляю контроль разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты и т.д.

С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Такую работу можно проводить с учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Обычно моя работа с детьми по созданию сказок начинается с чтения одной из известных математической сказок. Далее я предлагаю желающим сочинить свою сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур.

В конце урока или на промежуточных этапах обязательно должен присутствовать этап рефлексии. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. На мой взгляд, рефлексия – один из самых важных моментов практически на каждом из этапов урока. Рефлексивные приёмы включают учащихся в контрольно-оценочную деятельность, помогают осмыслить собственный ход рассуждений. Приведу примеры некоторых рефлексивных приёмов, которые я использую на своих уроках. 1) Самоанализ полученных оценок в тетрадях (что получил, почему учителем поставлена та или иная оценка. 2) Приём «Отсроченный контроль» используется при самопроверке, когда за работу не выставляется оценка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки. При этом развивается усидчивость, концентрируется внимание учащихся. Очень важно проводить рефлексию в конце урока: ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит, есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему и т. д.

Рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, т. к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов.

В конце урока иногда даю ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. Разработаны некоторые методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала урока математики:

1. Проведение систематической диагностики уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели.
2. Обязательное обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках.
3. При написании плана урока продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами
4. Осуществить выбор оптимальных способов и приемов для начала урока, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу, и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока
5. Использовать на этапе актуализации опорных знаний работы по готовым чертежам, тренажеры, работу в парах, применять интерактивную доску.
6. Специально подбирать задачи для урока.
7. Использовать на уроке разные виды контроля, что позволит осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.
8. Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ
9. Применять разные способы оценивания, которые оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач.
10. Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

В заключение, процитирую слова А.В. Луначарского: «новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки – всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа. Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».