Цель: выявление закономерностей распространения видов растений по территории Кировского района
Задачи:
Образовательные:
– рассмотреть проявление закона широтной
зональности на примере Кировского района;
– познакомиться с типами растений,
распространенных по территории Кировского
района;
– составить карту распространения
растительности района.
Развивающие:
– развивать умение работать с картами атласа и
контурной картой;
– развивать умение делать выводы, умозаключения
на основе географических источников и знаний
биологических особенностей растений;
Воспитательные:
– любовь к своей малой Родине;
– толерантность, умение работать в малых
группах;
– грамотное экологическое поведение в
природе.
Социализации:
– воспитание социальной ответственности и
компетентности: приобретение опыта
взаимодействия, совместной деятельности и
общения со сверстниками;
– формирование собственного конструктивного
стиля общественного поведения; понимание
необходимости научных знаний для развития
личности и общества, их роли в жизни, труде,
творчестве;
– обучение владению формами и методами
самовоспитания: самокритика, самовнушение,
самообязательство, самопереключение,
эмоционально-мысленный перенос в положение
другого человека;
– развитие умения решать социально-культурные
задачи (познавательные, морально-нравственные,
ценностно-смысловые), специфичные для возраста
обучающегося;
– развитие способности к добровольному
выполнению обязательств, как личных, так и
основанных на требованиях коллектива;
формирование моральных чувств, необходимых
привычек поведения, волевых качеств.
Планируемые результаты:
- Предметные: составление карты распространения типов растительности на основе закона широтной зональности
- Личностные: гражданский патриотизм, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность и способность принимать помощь и мнение старших.
- Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
Образовательная технология: проблемного обучения, исследовательский, метод групповой работы
Литература, источники информации: Атлас Калужской области, физическая география Калужской области, толковый словарь русского языка Ожегова
Ресурсы (оснащение): интерактивная доска, ноутбуки
ХОД УРОКА
Этап урока |
Форма орг-ции деят-сти уч-ся |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД | |||
П | Р | К | Л | ||||
1. Оргмомент | Подготовка учащихся к работе на основном этапе | ||||||
2. Актуализация | Фронтальная | У. Как называется наш поселок? Как называется наш район? Область? Найдите в атласах и покажите на интерактивной карте Калужской области Кировский район |
Шайковка Кировский Калужская Один желающий показывает на интерактивной доске |
Знакомство с основами изучающего, усваивающего поискового чтения карты | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Осуществлять контроль, коррекцию действий партнера, отображать в речи содержание совершаемых действий | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
Групповая | У. Найдите в атласах и покажите
на интерактивной доске наших северных соседей –
… южных Сколько получилось соседей Кировского района? |
Спас-Деменский, Барятинский 6 |
|||||
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий | Фронтальная | У. Во время наших экскурсий мы
познакомились с растениями, произрастающими в
окрестностях нашей школы. Как вы думаете, типичны
ли эти виды растений для территории Кировского
района? – Ответ на этот вопрос и будет целью нашего занятия Звучит музыка, входит Ш.Холмс и Ватсон. Холмс с помощью лупы рассматривает растение, которое держит в руках. Х. Ватсон, посмотри, какой интересный экземпляр растения я нашел. Мой метод дедукции подсказывает мне, что все здесь будет подчинено закону. В. Какому? Х. Закону природу. У. Найдите в толковом словаре, что означает слово «дедукция»? – А какой основной закон природы вы знаете? |
Формулируют ответ
Поиск ответа в словаре Закон широтной зональности |
Основам ознакомительного, изучающего, поискового чтения | Основам саморегуляции эмоциональных состояний | Формулировать собственное мнение и позицию | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
Групповая | В. Холмс, а как будет
проявляться закон широтной зональности на
территории Калужской области? Х. Пусть ребята, выполняя задания, ответят тебе. Задания группам 1. С помощью атласа, нанесите на контурные
карты крайние точки Кировского района. У. Результаты своей работы нанесите на интерактивную доску |
Выполнение заданий с помощью карта атласа
Заполняют интерактивную карту |
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, работать с географическими источниками | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Умение вести диалог на основе равноправно отношений и взаимного уважения и принятия | |
Групповая |
В. Холмс, а что это нам дает? Х. Согласно закону природы, зная этот принцип, можно установить, где произрастают разные растения. У. С помощью атласа, среди представленных растений отберите и наклейте на контурную карту района: Задания по группам 1. Растения, встречающиеся повсеместно. У. Проверим результаты вашей работы на интерактивной доске путем перетаскивания |
Работа по картам на местах в группах
Один человек от группы работает у доски |
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, работать с географическими источниками | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Умение вести диалог на основе равноправно отношений и взаимного уважения и принятия, знание основных принципов и правил природы | |
Х. Как видишь, Ватсон, метод
дедукции работает. Каждое растение произрастает
в определенных местах, что и подтверждает данная
карта. У. Ребята, вспомните, какова была цель нашего занятия. Достигли мы ее? Это наглядно демонстрирует, созданная нами карта. Ее могут использовать на уроках окружающего мира в начальной школе. А мы ее представим на школьной ученической конференции в мае. (Приложение 1) |
Примерно: типичны растения, встречающиеся вблизи школы для территории Кировского района |
Аргументировать актуальность проблемы | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебно-познавательных задач | Основы коммуникативной рефлексии, использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей | Экологическое сознание, знание основных принципов и правил природы | ||
4. Этап закрепления новых знаний и способов действий | Индивидуальная | У. Сегодня вы хорошо
поработали, а как запомнили названия растений,
проверим с помощью загадок. Загадки. |
Ответы учащихся | Осуществлять логическую операцию установления отношений, ограничение понятий | Осуществлять познавательную рефлексию | Аргументировать свою точку зрения, спорить отстаивать свою позицию не враждебным образом | Экологическое сознание, потребность в самовыражении, социальном признании |
5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий | Фронтальная | Метод дедукции Шерлока Холмса помог нам помог достичь цели занятия. Попутно мы узнали много нового о Кировском районе. Закрепим полученные знания с помощью кроссворда (Приложение 3) | Дети выполняют на нетбуках, проверка по интерактивной доске | Обобщать понятия | Прилагать усилия на пути преодоления трудностей, препятствий | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Умение вести диалог на основе партнерского взаимовосприятия |
6. Рефлексия | Если бы вам пришлось сейчас написать СМС о проведенном мероприятии другу, то в конце, какой бы смайлик вы поставили? | Ученики поднимают смайлики | |||||
7. Оценка учителя | Все сегодня молодцы, спасибо за работу |