Урок русского языка по теме "Устойчивые сочетания слов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: сформировать представление о стилистическом значении и возможности использования в речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Планируемый результат

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы;
  • осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Метапредметные умения:

  • определять различия синонимов, антонимов и фразеологизмов и обосновывать своё мнение;
  • определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение;
  •  классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве Интернете);
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;
  • определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения.

Предметные умения

  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;
  • объяснять значение фразеологических оборотов;
  • использовать фразеологизмы в собственной речи.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, проектор, компьютер, карточки с заданиями.

Этапы урока

Описание слайда.  Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Оргмомент – Здравствуйте, дети, здравствуйте, наши гости! Ребята, поприветствуем наших гостей.
– А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь.
Ученики готовы к работе, приветствуют учителя и гостей, записывают дату в тетрадь.
Актуализация знаний. – Повторим термины, знание которых будет сегодня нам необходимо.
– Слова, имеющие несколько значений. (МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА)
– Слова, близкие по значению. (СИНОНИМЫ)
– Слова, противоположные по значению. (АНТОНИМЫ)
– Какова роль этих слов в нашей речи?
Вспоминают изученные термины, объясняют их значение.
Целеполагание – А понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, нам поможет словарная работа. (Приложение 1)
– Прочитайте словосочетания на доске.

– Назовите одушевленные существительные. Неодушевленные существительные.
– Какое из записанных существительных является словарным словом?  (ВОРОНА)
– Замените остальные существительные синонимами – словарными словами.

дети – ребята
автомобиль – машина
ворона
труд – работа

– Запишите эти слова в тетрадь, начиная с середины строки.
– Назовите прилагательные. Замените их прилагательными – антонимами. Запишем полученные словосочетания.

Веселые ребята
новая машина
белая ворона
легкая работа

– Какое словосочетание показалось вам необычным?
– Попробуем объяснить его значение… Обратимся к словарю. 
– А каким словарем вы пользовались? (Фразеологическим)
– А кто-то уже нам может сказать,  как называются такие устойчивые сочетания слов?

Фразеологизмы!

– Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов  “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология  – это наука,  изучающая устойчивые выражения.  Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. 
– А кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Фразеологизмы)
– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи).
– Составим план нашей работы (Приложение 2).

Читают сочетания слов, называют одушевленные и неодушевленные существительные, заменяют их синонимами – словарными словами.

 

 

 

 

 

 

 

Имена прилагательные заменяют антонимами. Записывают сочетания в тетрадь, объясняя орфограммы.

 

 

Обращают особое внимание на сочетание белая ворона, пытаются объяснить его значение.
Учатся работать со словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводят тему урока, ставят задачи.

Первичное закрепление – Кто-то уже слышал такие устойчивые сочетания?
– А может вы встречали их в книгах?
– Оля, ты искала это сочетание в других словарях? (Да, там было только слово ворона)
– Значит это не просто слово, а сочетание слов, состоящее из двух, иногда из трех и больше слов. И свое значение фразеологизм имеет только в данном неделимом сочетании слов.
– Давайте посмотрим на эти предложения.
– В каком предложении речь идет о цвете вороны?
– А во втором предложении говорится о цвете? О птице?

– А какое значение здесь имеет сочетание белая ворона?
– Мы убедились, что фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. 

 

 

 

Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы.

Работа в парах
(минигруппах)
– Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах, знаете правила работы (Приложение 3).
– Сегодня вы тоже поработаете в парах. Попробуйте составить памятку, только не совсем обычную, а из фразеологизмов.
– Приготовьте красный и зеленый карандаши, договоритесь с соседом, кто каким карандашом будет работать.

– Перед вами карточка (Приложение 4). Поставьте карандашом красного цвета минус рядом с тем фразеологизмом, который будет нам мешать в работе. А карандашиком зеленого цвета поставьте плюс рядом с выражениями, которые нам будут помогать.
– Помните правила работы в паре.

– Проверим правильность выполненной работы.
– Что вы заметили?
– В какой столбик вы поместили фразеологизм «бить баклуши»?
– А как быть, чтобы точно узнать значение фразеологизма?
– Послушаем нашего знакомого профессора Ивана Ивановича Самоварова (при нажатии на «иконку» звучит объяснение).

– Теперь мы знаем, в какую колонку поместить это выражение.

Знают и соблюдают правила работы в паре (минигруппе). Выполняют задание вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замечают, что отсутствует фразеологизм «бить баклуши», пытаются объяснить его значение.
Информацию можно найти в словаре, поискать в Интернете, спросить у взрослых.

  – Посмотрите внимательно на первую колонку. Найдите фразеологизмы со значением «не лениться» (трудиться в поте лица, работать, не покладая рук).
– Ребята, а как можно назвать эти фразеологизмы, если они близкие по смыслу? (Синонимы. Оказывается и среди фразеологизмов есть синонимы!)
– А сейчас посмотрите во второй колонке фразеологизмы со значением «лениться» (сидеть, сложа руки, работать, спустя рукава, бить баклуши) Это тоже фразеологизмы-синонимы.
– А теперь посмотрите на фразеологизмы из первого столбика и второго столбика. Чем они являются? (Антонимами).
– Оказывается среди фразеологизмов есть и антонимы!
– Ребята, а что помогло вам выполнить работу верно?  (Мы поняли и объяснили значение фразеологизмов).
– Запишите в тетрадь фразеологизм, который станет девизом вашей работы сегодня.
Работа со значением фразеологизмов, поиск среди них синонимов и антонимов.
Физминутка – А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку.
  • Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)
  • Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)
  • Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)
  • Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)
  • Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)
  • Их можно держать на макушке (уши)
  • В ней может быть ветер (голова)
  • В него набирают воды, когда молчат (рот)
  • Его задирают те, кто зазнался (нос)
  • Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)
  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
  • Они бывают золотыми у трудолюбивых людей (руки)
Учащиеся выполняют физминутку.
Работа с нетбуками. Закрепление.

А теперь пришла пора
Засучить нам рукава.

– За работу, друзья! Открываем нетбуки. Вам нужно соединить фразеологизм с его значением. Не забудьте правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг другу.

– Покажите готовность!

– Назовите фразеологизм со значением

близко (рукой подать)
молчать (держать язык за зубами)
думать (ломать голову)
рано (ни свет ни заря)
обидеться (надуть губы)
унывать (падать духом)
мало (капля в море)
обманывать (пускать пыль в глаза)

Составление предложений с данными фразеологизмами.

– Прочтите предложения на доске. Все ли в порядке в этом тексте?

– Давайте попробуем изменить его с помощью фразеологизмов. Вместо подчеркнутых слов вставьте подходящие по смыслу фразеологизмы прямо у себя на листочке. Посмотрим, что же у нас получилось.
– Записываем предложения в тетрадь с комментированием.
– Сравните эти два текста.
– Какой можно сделать вывод?
– Давайте проверим по учебнику.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с нетбуками, соединяют фразеологизмы с их значением, устно составляют предложения.

 

 

 

 

 

Составляют и записывают предложения, делают вывод, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее ярче и выразительнее.

Домашнее задание – Дома я предлагаю вам продолжить работу с фразеологизмами, дописать 2-3 предложения в рассказе про Алёшу с использованием фразеологизмов. А где их найти? В учебнике на стр. 45, в вашем справочном пособии на стр.211  есть словарик фразеологизмов, можно посоветоваться со взрослыми, можно обратиться к словарю (обратить внимание детей на выставку словарей фразеологизмов и крылатых выражений) Запись д/з
Подведение итогов урока. Рефлексия – Давайте подведем итоги работы. Обратимся к нашему плану. Что вы узнали и чему научились сегодня?
– Возьмите сигнальные карточки (Приложение 5).
– Обсудите с соседом. Вам нужно проголосовать вместе.
  • Зеленая карточка, если работа была успешной.
  • Карточка жёлтого цвета, если вы справились с работой, но с некоторыми замечаниями.
  • Красная карточка, если работа пока не получилась.

– Кто-то хочет поделиться своим мнением о работе?
– Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!

Подведение итогов урока.