1. Перспективное планирование учебной работы
Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего. Следовательно, у него есть время и возможность спланировать свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Планирование своей работы и будущей деятельности учеников – это основа научной организации процесса обучения.
Итак, зная объем своих учебных поручений и имея учебную программу по технологии, можно приступать к календарно-тематическому планированию. Календарный план может составляться на год, полугодие, четверть, но чаще на год. Единой, строгой формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него.
Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать.
1. Учебная программа для конкретного класса распределяется по урокам. В программе четко указаны часы, а при сдвоенных занятиях один раз в неделю происходит ясное распределение по месяцам, четвертям и т.д. При планировании нужно учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна быть целостная система. Тема занятий заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить обучающимся.
2. Из программы определяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), с которыми учитель планирует ознакомить обучающихся. Это могут быть свойства обрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройстве используемого оборудования и приспособлений, особенностях подготовки инструментов и т.д. Возможно, учитель сочтет целесообразным включить материалы по истории техники или развития промышленного производства – это его право: важно, чтобы они относительно равномерно распределялись по урокам, были логично увязаны в целостную систему и включали необходимые технические понятия, которые учитель планирует сформировать в процессе обучения. При перспективной подготовке к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами располагает учитель для иллюстрации своего объяснения. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение необходимых таблиц, плакатов, моделей, учебной литературы.
3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий обучающихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом является выбор объекта труда – конкретного изделия, запланированного к изготовлению обучающимися на данном занятии. От намеченного объекта труда в схеме перспективного планирования лучами расходятся взаимосвязанные вопросы: сортамент материала изделия, расход на единицу, расход на класс (или классы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия.
Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком случае, если учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготовлять школьники, то он имеет долгосрочную возможность подобрать (изготовить) эталонный образец, необходимый для показа на уроке, составить требуемую техническую документацию, продумать и апробировать технологическую последовательность изготовления.
В перспективном плане учитель технологии должен четко определить, каким должен быть уровень знаний, умений и практических навыков обучающихся, достигнутый на каждом уроке. Составленный календарно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. В ходе его реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и что нужно сделать для лучшей организации последующих занятий, вносит дополнения, уточнения к изменениям.
Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче учителю составлять поурочное.
Варианты календарно-тематических планов приведены в Приложении 1..
2. Текущее планирование занятий
Непременное условие высокого уровня учебной работы педагога – хороший план-конспект урока (поурочный план). Составить его можно в результате тщательной подготовки каждого элемента занятия.
План входит в обязательную документацию учителя. Единой, канонизированной формы плана урока не существует – это творчество учителя. Но имеется ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо.
Перед написанием плана урока можно использовать общедидактическую схему:
1. Определить объем учебного материала урока,
оценить его место в системе уроков по теме.
2. Определить воспитательные возможности
учебного материала.
3. Установить связь данного материала с
материалами, изученными по другим предметам;
определить, в какой мере знания, получаемые
обучающимися по другим предметам, могут быть
использованы на уроке.
4. Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по
теме урока.
5. Наметить методы и приемы обучения, которые
целесообразно использовать на данном уроке.
6. Разобрать структуру урока, определить
поэтапность и продолжительность ее элементов.
7. Продумать эффективные пути активизации
мыслительной деятельности обучающихся.
Определить средства и методику создания
проблемной и (или) поисковой ситуации на уроке.
Установить содержание и формы самостоятельной
работы учеников.
8. Определить формы подведения итогов по
отдельным этапам и по всему уроку в целом.
9. Наметить систему упражнений и методы их
выполнения, предусмотреть типичные ошибки,
допускаемые обучающимися.
10. Спланировать записи и зарисовки на классной
доске. Продумать формы использования учебника на
уроке.
11. Разработать методику закрепления учебного
материала по ходу урока или в конце его.
12. Продумать методику контроля и учета знаний
школьников.
13.Определить содержание и объем домашнего
задания.
14. Предложить литературу для внеклассного чтения
по предмету.
Молодому педагогу следует вырабатывать в отношении подготовки планов привычку составлять их основательно и добротно. Имеется несколько практических советов, которые могут оказаться полезными.
• В конспекте материала урока следует
указывать те эскизы, записи, формулы и т.п.,
которые должны быть соотнесены с определенным
моментом занятия.
• План лучше выполнять в цвете. Выработанная
привычка выделять важное цветом не позволит
учителю забыть об этом элементе.
• Нужно планировать на дом чтение школьниками
дополнительной литературы. Прочтите маленький
фрагмент из книги, заинтересуйте учеников – это
не останется без последствий.
• В конце каждого плана лучше иметь две графы:
«Замечания по уроку», «Поправки к ведению урока».
Тогда, делая самоанализ урока, вы сможете сразу
учесть и не повторить в будущем свой промах.
Варианты планов-конспектов приведены в Приложении 2.
Тот теоретический материал, который должен быть законспектирован обучающимися, целесообразно выделить цветом или оформить на отдельном листе, прилагаемом к плану.
Ведение учениками конспекта обязательно, так как это способствует систематизации знаний, а также – включая изображение, формирует у школьников, еще не изучающих черчение, и элементы графической грамотности и культуры.
Нужно помнить, что ни один урок не может абсолютно вписаться во временные рамки: многое зависит от складывающейся на уроке ситуации. Поэтому учитель может пересматривать дозировку времени и саму структуру в ходе урока.