Интегрированный урок "Путешествие в Страну невыученных уроков"

Разделы: Начальная школа


Форма: нестандартный интегрированный урок-путешествие.

Цели:

  • закрепить знание таблицы умножения на 2, на 3 и соответствующие случаи деления;
  • закрепить умение решать задачи;
  • развивать орфографическую зоркость: повторить правописание слов с безударным гласным в корне слова и парным согласным;
  • формировать умение выделять главные члены предложения, расширять кругозор детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Презентация «В стране невыученных уроков», карточки с примерами, маршрутный лист.

ХОД УРОКА

Оргмомент

– Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Мы побываем с вами в стране невыученных уроков, которую создала Лия Гераскина. Она написала книгу, которая так и называется «В стране невыученных уроков». Мы с вами на уроках внеклассного чтения уже познакомились с этим произведением.

Слайд 1 (обложка книги) Показ книги.

Сообщение целей урока.

Слайд 2

– Путешествовать мы будем с героями этой книги, мальчиком, который попал в неприятную историю, и его котом. А как их зовут, вы помните? Как их зовут, вспомним позже. Мы поможем им, решать примеры и задачи, вспомним правописание безударных гласных и парных согласных, узнаем много интересного.

Математика

Закрепление таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

16 7 27 0
К у з я

2 * 8 – К
0 * 3 – я
14 : 2 – у 
3 * 9 – з

6 2 21 2 8 3 12 10 24 7
П е р е с т у к и н

2 * 3 – П
4 * 2 – с
14 : 2 – н
3 * 4 – у
12 : 6 – е
30 : 3 – к
3 * 7 – р 
3 * 8 – и
18 : 6 – т

Фронтальная работа

– В путешествие мы отправляемся с Витей Перестукиным и его котом Кузей.

Оцените свою работу в маршрутных листах.
В школе Витя учился плохо (Слайд 3). И учебники решили отправить в страну невыученных уроков (слайд 4), где его поджидали трудности и опасности. Итак, в путь! Оценивать себя, а также записывать свои наблюдения  вы будете  в маршрутные листы, которые лежат у вас на партах (Приложение 1).

Актуализация знаний

Путешествие.

Окружающий мир

Представьте себе, что мы идём по лесной тропинке. (Слайд 5).Давайте вспомним правила поведения в природе. (Слайды 6-11)
– Оцените себя. На сколько вы хорошо знаете и выполняете правила поведения в природе.
– И вот, эта тропинка привела нас к замку. (Слайд 12)

Русский язык

На какой слог падает ударение? На воротах замка висит большой замок.А в этом слове? Обратите внимание на слово «зАмок» – «замОк».Выяснить особенность слов. (Слайд 13)
По обеим сторонам замка стоят 2 странных стражника. Кто это ребята?
Они не хотят пускать нас в замок. Чтобы открыть замок, надо выполнить задания, которые предлагают ? и! (Дети могут сами сформулировать задания. Повторение правил правописания гласных и согласных.)

(Слайд 14) На листочках вставьте буквы, устно подбирая проверочные слова.

Задание от ?: Вставить пропущенные безударные гласные.
Задание от ! : Вставить пропущенные парные согласные.

Оцените свою работу  в маршрутном листе.

Физминутка

Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, вперёд прогнулись.
Сейчас делаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, 2, 3, 4 ,5
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
Раз – закроем глазки
Два – окажемся вновь в сказке.

– Входим в зал (Слайд 15) и видим старика с белыми волосами и белой бородой. Этот старик хотел наказать Витю Перестукина за невежество. А что такое невежество? (Невежество — недостаток знаний, необразованность, отсталость) Но сжалился и решил спросить у Вити: какие необычные деревья он знает. Перестукин начал перечислять: хлебное дерево, железное дерево… (Слайд 16)

– Ребята, вы приготовили небольшие сообщения о необычных деревьях нашей планеты, расскажите и нам о них!

1. Научное название дерева-фляги – моринга. Оно растет в горах Юго-Западной Африки. Имеет мягкую древесину, способную впитать во время дождей и сохранить огромное количество воды, столь необходимой растению в долгие месяцы засухи. В самых сухих местностях ствол моринги очень сильно  распухает. В более влажных местах он остается мягким, но не бывает таким пузатым. Это дерево достигает в высоту 6 метров и более. Ствол обычно толщиной в метр.

2. В Австралии, в самых сухих областях, растут бутылочные деревья, запасать воду в стволе. Они действительно похожи на бутылку. Только в "бутылке" этой два отделения. В нижней части ствола между корой и древесиной находится место, вмещающее значительное количество воды. В другом отделении, в средней части ствола помещается  большое количество сладковатого густого, как желе, сока, очень полезного и питательного. Эти деревья достигают 15 метров в высоту и 1,8 метра в поперечнике. Их густая, раскидистая крона состоит из узких листьев, длиной 8 см.

3. На каменистых склонах гор восточного побережья Африки, можно встретить огуречное дерево – растение с колючими морщинистыми листьями, шипастыми, похожими на обыкновенные огурцы плодами и толстым, разбухшим от млечного сока стволом, состоящим из мягкой беловатой ткани, которая легко режется ножом. Это единственное дерево в семействе тыквенных. Некоторые виды не превышают в высоту полутора метров, а диаметр имеют значительно больший.

4. На территории  Африки на высоких деревьях растут несъедобные плоды, которые очень напоминают ливерную колбасу.
Эти деревья называются кигелиями, или «колбасными» деревьями.
Плоды кигелии совершенно несъедобны. Увесистые колбаски могут достигать в дину полуметра, но едят их разве что гиппопотамы, и попугаи выковыривают семена.
Местные жители используют колбасное дерево как угодно, но только не в пищу. Его плоды настолько твердые, что, если просушить их, могут служить топливом. Из отвара плодов готовят краситель красного цвета. Есть можно разве что семена толстых колбасок. Но и они – ядовиты, поэтому требуют предварительного обжаривания. Зато семена кигелии активно используются в местной медицине. Из плодов изготавливают украшения, посуду и чашки. Иногда плоды разрисовывают и подвешивают к потолку в качестве амулетов.

5. "Конфетное" дерево, говения  — листопадное дерево семейства Крушиновые, происходящее из Японии, Восточного Китая, Кореи и предгорьев Гималаев, где оно может расти на высотах до 2000 м. над уровнем моря, на глинистых или влажных песчаных почвах.
Дерево может вырастать до 10-20 м. в высоту. Оно довольно декоративно на вид: раскидистая крона, большие глянцевые тёмно-зелёные листья, гроздья маленьких кремовых цветов, цветущих в июле. Внешне оно очень похоже на липу, с большим количеством цветов, богатых нектаром. Сухие косточковые плоды вырастают на концах мясистых плодоножек. Сладкие ароматные плодоножки съедобны в необработанном виде. В засушенном виде они могут использоваться, подобно изюму.
Не только плоды, но и крепкая и легкая древесина говении сладкой используется местными жителями: они изготавливают из нее музыкальные инструменты и некоторые виды мебели.

1. Дерево-фляга (слайд 17 )
2. Бутылочное дерево (слайд 18)
3. Огуречное дерево (слайд 19)
4. Колбасное дерево (слайд 20)
5. Конфетное дерево (слайд 21)

– Молодцы, ребята, спасибо. Отметьте в маршрутном листе, на сколько вам было интересны сведения о необычных деревьях.
– Но старик никак не хочет прощать Витю, и предлагает выполнить ещё задание.

Русский язык

Задание: Под диктовку. Из лесу выбежали звери. Они напились воды. Лисы махали рыжими хвостами. Зайцы прыгали и кувыркались. В 3 предложении подчеркнуть главные члены.

Проверка (Слайд 22) .

Оцените свою работу.

– Выбравшись из замка, мы подходим к какому-то чудному городу. Два человечка продают газированную воду. (Слайд 23)
А Вите ужасно захотелось пить. А газированная вода продается не за деньги, а за знания. Давайте ему поможем.

Математика

(Слайд 24). Человечки предложили решить задачи. Прочитаем задачу №1. А затем ее решение вы запишите в маршрутный лист.

Задача №1 (слайд 24)

Витя Перестукин решал примеры. Всего было 12 примеров. Их нужно расположить в 3 одинаковых столбика. Сколько примеров будет в каждом столбике?

Решение (проверка – слайд 25)

1. 12 : 3 = 4 (п)

Ответ: 4 примера.

Задача №2 (слайд 26)

С грядки собрали 3 корзины капусты. В каждой корзине по 8 кг. Сколько всего килограммов капусты собрали?

Решение (проверка – слайд 27)

1. 8 * 3 = 24 (кг)

Ответ: 24 килограмма.

– Оцените, на сколько хорошо вы справились с заданием!
– Молодцы! Вы очень помогли Виктору Перестукину. Спасибо за работу! (Слайд 28)

Итог

– Понравилось ли вам путешествие?
– Какие испытывали трудности?
– Посмотрите в свои маршрутные листы и продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке мне удалось…
  • Сегодня на уроке мне не удалось…
  • Сегодня на уроке я узнал…