Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие общества. Современное общество требует повышения коммуникативной компетенции своих представителей. В последнее десятилетие мир изменился в сторону глобального общения, языком которого является английский. В нашей стране появилась необходимость в людях, не просто знающих английский язык ,а владеющих им в общении.
Изучение иностранного языка начинается в образовательном учреждении. Дети учатся вести диалог, представлять свое монологическое высказывание, слушать и понимать собеседника, дискутировать, высказывать свое мнение на основе прочитанного и услышанного. Но все эти процессы организуются учителем в условных ситуациях. Обучение общаться на английском языке происходит вне языковой среды: закончился урок, дети вышли на перемену и сменили язык общения.
Большую помощь в развитии умения говорить на английском языке оказывают мои уроки с носителями языка ,которые я практикую в своей педагогической деятельности с 1993 года. С этого времени я использую любую, самую маленькую возможность пригласить на мои уроки людей ,для которых английский язык является родным. Это были американские миссионеры, австралийский турист, но больше всего нам повезло с американцем Джимом Широм из штата Индиана, США. Он приезжал в наш уральский город Ревда два раза в год, жил три – четыре недели, приходил в нашу школу № 29, в каждую группу два ,а иногда и три раза и становился моим коллегой, соучителем английского языка.
Темы для таких занятий подсказывала сама жизнь: это были: темы изучаемых разделов основного образовательного курса, темы самых наболевших политических событий (например: теракт 11 сентября 2001 года в городе Нью Йорке),темы которые больше всего волнуют детей (компьютер в вашей жизни) или просто урок вопросов и ответов.
Вот только некоторые темы таких «живых» уроков английского языка:
- О себе и своей семье.
- Мои интересы и свободное времяпровождение.
- Американские подростки: увлечения, заботы, интересы.
- Российские и американские праздники.
- Образование в России и США.
- Почему я выбрал профессию учителя.
- Искусство: мой любимый художник и любимая картина.
- Музыка в нашей жизни
- Американские виды спорта.
- Моя первая профессиональная практика в школе и многие другие.
Несколько слов необходимо сказать о нашем собеседнике Джиме Шире. Он живет в маленьком американском городе Ангола , его можно назвать учителем «от бога». Он имеет очень хорошее чувство юмора, коммуникативен, обладает широким кругозором и огромным желанием помочь русским школьникам в изучении английского языка. Он заранее знает темы занятий, готовит схемы, таблицы, фотографии, презентации и т.п. Сейчас уже в течении пяти последних лет он по семейным обстоятельствам не может приезжать в Россию, мы проводим наши уроки общения через программу «Skype». Ему приходится вставать рано утром в 6.00 или поздно ложиться так как разница во времени у наших стран десять или 11 часов ,когда американцы переходят на зимнее время. Он отвечает на все вопросы детей, даже ,если они довольно каверзные, используя при этом удивительное понятное для учащихся чувство юмора.
Такие уроки требуют особой подготовки и могут содержать непредвиденные моменты. Мы с детьми заранее обговариваем тему, набираем нужную лексику, обсуждаем вопросы. Занятие начинается с взаимных приветствий и обычных вопросов о здоровье, о делах. Затем дети или Джим Шир высказываются по теме . По ходу высказывания могут появиться неясности, касающиеся лексики или социокультурных реалий. Учитель всегда во внимании и готов помочь в разъяснении трудностей. Если монолог американца затягивается ,я готовлю вопросы на проверку услышанного. Самым лучшим показателем того, что учащиеся понимают носителя языка, являются их встречные вопросы по теме. Такого можно добиться через несколько уроков: дети привыкают к манере общения носителя языка, к его манере произносить отдельные звуки, к его юмору.
Особенно неоценимы такие встречи ,когда свободная беседа плавно, незаметно переходит в незапланированные вопросы и ответы ( так как я считаю, что , если дети умеют задавать вопросы, они всегда вступят в разговор и смогут в нужную минуту поддержать общение).
Нельзя не остановиться на достоинствах уроков с носителями языка:
- вносят разнообразие в образовательный процесс
- повышают мотивацию на изучение английского языка
- помогают многим детям поверить в себя и свои возможности
- совершенствуют иноязычную коммуникативную компетенцию
- пополняют словарный запас учащихся
- совершенствуют грамматические навыки детей
- развивают навыки общения
- расширяют кругозор обучающихся
- учат слушать собеседника и понимать его
Вначале я вовлекала в такие занятия учащихся старших классов, а затем и детей среднего звена и даже малышей начальных классов. Для пятиклассников очень успешным и эффективным стал урок использования структуры There is/ there are lдля описания комнаты, дома, города. С учащимися начальной школы я проводила уроки-представления: рассказ о себе, загадывание загадок, угадай слово, чтение стихов на английском языке, исполнение детских песен и обязательно фотография на память. Надо видеть детский восторг, когда наш американский учитель английского языка «не мог угадать слово или разгадать загадку».
Многие мои старшеклассники становились друзьями с Джимом Широм .
Сейчас я работаю преподавателем английского языка в педагогическом колледже и продолжаю сотрудничество с американским коллегой через программу “Skype”.Я не раз делилась опытом проведения занятий с носителем языка с учителями школ города, колледжа и даже области, приглашала учителей к участию.