Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте. Едва научившись держать в руке карандаш, ребёнок пытается рисовать линии, кружочки, овалы. Причём практикуется он везде: на столе, стене и даже на себе. Постепенно дети учатся изображать предметы, но вначале рисунки лишь отдалённо напоминают их.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Формирование у детей навыков изобразительной деятельности, конечно, требует участия взрослого, особенно если речь идёт об освоении нетрадиционных приёмов рисования. Призвание педагога – помогать ребёнку открывать мир, а это значит, зная особенности детского мышления, не только вооружать его знаниями, но и максимально раскрывать творческий потенциал, учить видеть волшебное в самом обыденном.
Самыми яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приёмы изображения, позволяющие экспериментировать с материалами. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.
Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.
Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Характеристика группы: Количество детей – 20. Из них мальчиков – 7, девочек – 13. Средний возраст воспитанников – 2 г. 6 мес. По состоянию здоровья: основная масса детей – 16 человек имеют 2 группу здоровья, 2 ребёнка – 1 группу здоровья и 2 ребёнка – 3 группу здоровья.
Форма поведения: организованная образовательная деятельность.
Участники проекта: воспитатель группы, подгруппа из 6 детей 2–3 лет.
Дети – 5 девочек и 1 мальчик:
- 1 ребёнок – 2г. 7мес.;
- 2 ребёнка – 2г. 6мес.;
- 2 ребёнка – 2г. 5мес.;
- 1 ребёнок – 2г. 4мес.
Из них дети с 1 группой развития – 2 ребёнка могут самостоятельно справиться со способом рисования тычком; 2 ребёнка откликаются только на игровые приёмы, реагируют на новизну, но когда новизна проходит теряют интерес к происходящему; 2 ребёнка нуждаются постоянном контроле, помощи, поддержки со стороны взрослого, им требуется многократная установка на деятельность.
Игровая мотивация: пришли по тропинке к домику на опушке.
Цель: развитие изобразительных навыков и умений.
Задачи:
- Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью; учить правильно (чуть выше железного наконечника, тремя пальцами) держать кисть при рисовании; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
- Развивающие задачи: Расширять представления о домашних птицах; развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук; обогащать словарь: существительными обозначающими название птицы и её детёнышей, частей тела; глаголами, обозначающими действия (идти, находить, пьёт, клюёт, кормить); прилагательными обозначающими цвет, величину (большой, маленький, жёлтый, пушистый).
- Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Материал: гуашь желтая, жесткая кисть, подставка, доска, влажная салфетка, силуэт цыплёнка, мягкие игрушки – курица, цыплёнок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением курицы и цыплёнка, чтение художественной литературы о домашних птицах, подвижная игра «Вышла курочка гулять».
Основное содержание организованной образовательной деятельности:
- Организационный момент (игровая мотивация) – 1 мин
- Основная часть – 5-7 мин:
- игровая ситуация – встреча с курочкой;
- пальчиковая гимнастика «Курочка»;
- проблемная ситуация – у курочки разбежались цыплята;
- рассматривание цыплёнка;
- рисование пальчиками в воздухе;
- показ воспитателем способа рисования (тычёк полусухой жёсткой кистью);
- рисование детьми и оказание помощи воспитателем;
- анализ детских работ.
- Заключительная часть – 2 мин:
- игра малой подвижности с музыкальным сопровождением «Вышла курочка гулять»;
- решение проблемной ситуации – дети дарят курочке цыплят;
- приглашение курочки с цыплятами к детям в группу.
Методы и приёмы:
1. Наглядные методы.
Приёмы:
- показ игрушек – курицы и цыплёнка;
- ряженье детей и воспитателя;
- рисование пальчиками в воздухе;
- показ способа рисования.
2. Игровые методы.
Приёмы:
- прогулка по тропинке к домику;
- пальчиковая гимнастика «Курочка»;
- игра малой подвижности с музыкальным сопровождением «Вышла курочка гулять».
3. Словесные методы.
Приёмы:
- художественное слово;
- объяснения;
- словесные указания;
- повторение;
- поощрение;
- вопросы.
Возможные проблемы в ходе организованной образовательной деятельности:
- ребёнок теряет интерес, отвлекается (воспитатель привлекает внимание ребёнка используя игровую мотивацию);
- ребёнок затрудняется в ответе (воспитатель сам проговаривает ответ и просит повторить за ним, благодарит, хвалит или просит другого ребёнка повторить данный ответ);
- ребёнок не выполняет действия по показу воспитателя (воспитатель привлекает внимание ребёнка используя игровые приёмы, подражание, поощрение).
Ожидаемые результаты проекта:
- у детей формируется интерес к рисованию;
- формируется умение правильно пользоваться кистью, краской;
- обогащается и активизируется словарь;
- воспитывается аккуратность в работе с гуашью.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на стоящий неподалёку домик:
– Дети, посмотрите, что за домик стоит вдалеке. Наверное, в нём, кто-то живёт. Хотите, посмотреть? (Да) И я хочу. Посмотрите, а к домику ведут следы, вот по ним мы и пойдём.
Под музыкальное сопровождение дети с воспитателем идут по дорожке.
Основная часть
– Вот мы и к домику пришли. Кто в нём живёт?
Воспитатель обращает внимание на сидящую в корзине курочку:
– Кто это? (Курочка)
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Курочка»:
Курочка Ряба у бабушки живёт,
Сейчас своим цыпляткам,
Зёрнышки найдёт
(Дети имитируют кормление курочки движениями пальцев рук)
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
И пила водицу
Прямо из корытца.
(Пальцы сложить в виде клюва, ритмично наклонять кисть руки вниз и поднимать вверх, как-будто курочка пьёт воду)
– Ребятки, посмотрите наша курочка почему-то волнуется. Курочка, что случилось? Вывела она своих цыплят на лужок, а они все разбежались, только один остался. Не переживай курочка. Вот сколько нас много, мы обязательно найдём твоих любопытных цыплят. Мы их нарисуем.
Воспитатель демонстрирует игрушку цыплёнка.
– Ребята, посмотрите на цыплёнка, что у него есть? (головка, маленький гребешок, глазки, клювик, туловище, крылышки, хвостик, лапки) Какой цыплёнок? (жёлтый, пушистый, маленький)
– Какой формы головка и туловище у цыплёнка? (круглой)
Воспитатель предлагает детям нарисовать в воздухе пальцем – круг. (Дети в воздухе указательным пальчиком «рисуют» круглую форму). Далее воспитатель приглашает подойти к столу.
– Посмотрите, у меня есть цыплёнок (показать его силуэт). Ему надо нарисовать жёлтый пушок. Я беру кисть в правую руку тремя пальцами чуть выше наконечника, набираю на нее желтую краску, лишнюю снимаю о край баночки, левой рукой придерживаю цыплёнка и тычком рисую желтый пушок. Кисть держу прямо. Вот какой пушистый цыплёнок получается. Нарисовала. Теперь кладем кисть на подставку. Если руки испачкались – вытираем их влажной салфеткой.
(При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь каждому ребёнку – приёмом рука в руке и напоминает, что при окончании работы, кисть надо положить на подставку, руки вытереть влажной салфеткой).
– Детки, посмотрите какие у вас получились чудесные, пушистые цыплята.
Заключительная часть
– Ребята, пока наши цыплята сохнут, мы с вами покажем им, как надо дружно играть и не убегать от мамы курицы.
Провести подвижную игру «Вышла курочка гулять».
(Воспитатель детям надевает шапочки цыплят, а себе шапочку курицы)
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка, выпили водицы
Полное корытце.
Воспитатель предлагает детям взять цыплят и посадить их в лукошко к курочке.
– Молодцы, ребята! Помогли курочке найти цыплят. Давайте пригласим курочку с цыплятами к нам в группу и покажем им наши игрушки.