Основные цели урока:
- изучить получение и применение сероводорода, оксида серы (iv) сернистой кислоты, а также физические и химические свойства данных веществ.
- Какое физиологическое действие оказывает сероводород и сернистый газ на организм,
- Оказание первой помощи при отравлении сероводородом и сернистым газом.
Планируемый результат:
- Знать: строение и свойства оксида серы, сероводорода, сернистой кислоты, области их применения, качественную реакцию на сульфит-ион.
- Уметь: доказывать свойства оксида серы, сероводорода, сернистой кислоты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде.
Формируемые компетенции:
- учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды
- информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
- коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная); взаимопроверка, самопроверка обучающихся.
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.
Технология: КСО (работа в группах), ИКТ, работа с текстом, работа с ОЭР.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, выполненная в программе Power Point, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Раздаточный материал (инструкционные карты).
- Оборудование: штатив с пробирками, реактивы: Na2S, Cu(NO3)2, Na2SO3, H2SO4.
План урока
- Организационный момент(1-2 мин).
- Актуализация знаний (12 мин).
- Изучение нового материала (работа в группах, 10 мин.).
- Лабораторный опыт (5 мин.).
- Закрепление знаний (10 мин.).
- Подведение итогов, домашнее задание (2 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин).
Ознакомление с планом урока, выдача маршрутных листов. Необходимо выполнить все задания согласно плана- урока. Выставить итоговую оценку на уроке. Каждый может из вас получить хорошую оценку.
Желаю успеха.
Приложение №1. Маршрутный лист.
1. Индивидуальная работа. Приложение №2
Шесть обучающихся работают с карточками.
II. Актуализация знаний.
Работа с презентацией
Показ слайдов. Рассмотрите слайд 4.
Вывод:
Рассмотрите слайд №5, Сделайте вывод
Вывод:
Рассмотреть картинку и сделать вывод:
Поясните сущность аллотропии. Каковы причины аллотропии у серы? Каковы причины аллотропии у кислорода? Вывод:
Слайд 7
Рассмотрите слайд 8 Круговорот серы в природе.
Вывод:
2. Тестирование. Приложение №3 Слайд 9
Взаимопроверка (Ответы: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1, 5 – 2, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 3, 9 – 4, 10 – 2).
Поставьте в маршрутный лист за каждый правильный ответ – 1 балл.
III. Изучение нового материала (работа в группах, 10 мин.)
Какие вещества образует сера?
Какие соединения серы вам известны?
Работа в группах
Заполните таблицу. Приложение №4
Отчет групп
I группа | II группа | III группа |
Сероводород | Оксид серы (IV). | Сернистая кислота |
Отчет | отчет | отчет |
Оценивает II группу. | Оценивает III группу. | Оценивает I группу. |
Отчет каждой группы:
2 минуты (Оценивание до 5 баллов. Поставьте в маршрутный количества баллов)
Приложение №5 Физминутка.
Физиологическое действие на организм. Приложение №7
IV. Лабораторные опыты (5 мин).
Распознование сульфид- и сульфит ионов в растворе.
Инструктаж по технике безопасности. 1мин.
При проведении химического эксперимента необходимо соблюдать правила техники безопасности:
- проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в инструкции;
- проводите опыты только над столом;
- наливайте жидкость в пробирку осторожно, предварительно проверив, не имеет ли она трещин;
- не пробуйте вещества на вкус;
- работайте спокойно, не мешая другим.
Оборудование: Штатив с пробирками, реактивы: Na2S, Cu(NO3)2, Na2SO3, H2SO4.
- В пробирку с раствором сульфида натрия добавьте несколько капель нитрата меди(II) или нитрата свинца (II).
- В пробирку с раствором сульфита натрия добавьте 1 мл раствора серной кислоты.
Задания.
- Отметьте признаки проведенных вами химических реакций.
- Составтьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
1.
Na2S + Cu(NO3)2 = 2NaNO3 + CuS (1 балл)
2Na+ +S2- +Cu2+ +2NO-3 = 2Na+ +2NO-3 + CuS (1 балл)
S2- +Cu2+= CuS (осадок). (1 балл)
2.
Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O +SO2 (1 балл)
2Na+ + SO32- + 2H+ + SO42- =2Na+ + SO42- + H2O +SO2 (1 балл)
SO32- + 2H+ = H2O +SO2 (газ). (1 балл)
Итого: 6 баллов. (Самопроверка.)
Поставьте в маршрутный лист за каждый правильный ответ – 1 балл.
V. Закрепление.
Приложение №6
1. Выполните задание
1 уровень
Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 1.
2 уровень
Ответы: 1 – 2, 2 – 2,
H2SO3 +2NaOH = Na2SO3+ 2H2O
H2S +O2= 2H2O +2SO2
SO2 + CaO= CaSO3
3 уровень
S + O2—> SO2
2NaOH + SO2 —> Na2SO3+ H2O
Na2SO3 + 2HCl —> 2NaCl + SO2 +H2O
1. Установите соответствие:
Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления восстановителя в ней.
Схема реакции
А) PH3 + Cl2 → PCl3 + HCl
Б) H2S + HClO → S + HCl + H2O
В) Br2 + SO2 + H2O → HBr + H2SO4
Изменение степени окисления восстановителя
- Э0 → Э-1
- Э-3 → Э+3
- Э+1 → Э-1
- Э+4 → Э+6
- Э-2 → Э0
2. «Верны ли утверждения»:
Самопроверка. Ответы (Верны-1,2, 4,6,8,9,10).
VI. Подведение итогов урока
Выставляют друг другу оценки за работу в группе и сдают работы учителю.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- мне захотелось…
Домашнее задание:
- §§ 11-12 упражнения 6. Задачи 1,2 страница 31.
- Синквейн о сероводороде и сернистой кислоте.
Инструкция.
Составление синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
- Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
- Подберите к этому слову 2 прилагательных
- Подберите к этому слову 3 глагола
- Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
- Подберите синоним к этому слову.
Литература:
- Учебник Химия 9 класс Г.Е Рудзитис Ф.Г. Фельдман.
- З.И. Беляева «Дидактические карточки-задания по химии 9 класс/- М.: Издательский дом «Генжер», 1998. -48с.
- ru.wikipedia.org/wiki
- yandex.ru/video/search
- slovari.yandex.ru/
- himulacom.blogspot.ru/
- school-collection.edu.ru/