Урок по теме "Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Сернистая кислота". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Основные цели урока:

  • изучить получение и применение сероводорода, оксида серы (iv) сернистой кислоты, а также физические и химические свойства данных веществ.
  • Какое физиологическое действие оказывает сероводород и сернистый газ на организм,
  • Оказание первой помощи при отравлении сероводородом и сернистым газом.

Планируемый результат:

  • Знать: строение и свойства оксида серы, сероводорода, сернистой кислоты, области их применения, качественную реакцию на сульфит-ион.
  • Уметь: доказывать свойства оксида серы, сероводорода, сернистой кислоты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде.

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды
  • информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
  • коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная); взаимопроверка, самопроверка обучающихся.

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Технология: КСО (работа в группах), ИКТ, работа с текстом, работа с ОЭР.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, выполненная в программе Power Point, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
  • Раздаточный материал (инструкционные карты).
  • Оборудование: штатив с пробирками, реактивы: Na2S, Cu(NO3)2, Na2SO3, H2SO4.

План урока

  1. Организационный момент(1-2 мин).
  2. Актуализация знаний (12 мин).
  3. Изучение нового материала (работа в группах, 10 мин.).
  4. Лабораторный опыт (5 мин.).
  5. Закрепление знаний (10 мин.).
  6. Подведение итогов, домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин).

Ознакомление с планом урока, выдача маршрутных листов. Необходимо выполнить все задания согласно плана- урока. Выставить итоговую оценку на уроке. Каждый может из вас получить хорошую оценку.

Желаю успеха.

Приложение №1. Маршрутный лист.

1. Индивидуальная работа. Приложение №2

Шесть обучающихся работают с карточками.

II. Актуализация знаний.

Работа с презентацией

Показ слайдов. Рассмотрите слайд 4.

Вывод:

Рассмотрите слайд №5, Сделайте вывод

Вывод:

Рассмотреть картинку и сделать вывод:

http://900igr.net/datas/khimija/Prostye-veschestva-nemetally/0018-018-Allotropija-kisloroda.jpg

Поясните сущность аллотропии. Каковы причины аллотропии у серы? Каковы причины аллотропии у кислорода? Вывод:

Слайд 7

Рассмотрите слайд 8 Круговорот серы в природе.

Вывод:

2. Тестирование. Приложение №3 Слайд 9

Взаимопроверка (Ответы: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1, 5 – 2, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 3, 9 – 4, 10 – 2).

Поставьте в маршрутный лист за каждый правильный ответ – 1 балл.

III. Изучение нового материала (работа в группах, 10 мин.)

Какие вещества образует сера?

Какие соединения серы вам известны?

Работа в группах

Заполните таблицу. Приложение №4

Отчет групп

I группа II группа III группа
Сероводород Оксид серы (IV). Сернистая кислота
Отчет отчет отчет
Оценивает II группу. Оценивает III группу. Оценивает I группу.

Отчет каждой группы:

2 минуты (Оценивание до 5 баллов. Поставьте в маршрутный количества баллов)

Приложение №5 Физминутка.

Физиологическое действие на организм. Приложение №7

IV. Лабораторные опыты (5 мин).

Распознование сульфид- и сульфит ионов в растворе.

Инструктаж по технике безопасности. 1мин.

При проведении химического эксперимента необходимо соблюдать правила техники безопасности:

  • проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в инструкции;
  • проводите опыты только над столом;
  • наливайте жидкость в пробирку осторожно, предварительно проверив, не имеет ли она трещин;
  • не пробуйте вещества на вкус;
  • работайте спокойно, не мешая другим.

Оборудование: Штатив с пробирками, реактивы: Na2S, Cu(NO3)2, Na2SO3, H2SO4.

  1. В пробирку с раствором сульфида натрия добавьте несколько капель нитрата меди(II) или нитрата свинца (II).
  2. В пробирку с раствором сульфита натрия добавьте 1 мл раствора серной кислоты.

Задания.

  1. Отметьте признаки проведенных вами химических реакций.
  2. Составтьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

1.

Na2S + Cu(NO3)2 = 2NaNO3 + CuS (1 балл)

2Na+ +S2- +Cu2+ +2NO-3 = 2Na+ +2NO-3 + CuS (1 балл)

S2- +Cu2+= CuS (осадок). (1 балл)

2.

Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O +SO2 (1 балл)

2Na+ + SO32- + 2H+ + SO42- =2Na+ + SO42- + H2O +SO2 (1 балл)

SO32- + 2H+ = H2O +SO2 (газ). (1 балл)

Итого: 6 баллов. (Самопроверка.)

Поставьте в маршрутный лист за каждый правильный ответ – 1 балл.

V. Закрепление.

Приложение №6

1. Выполните задание

1 уровень

Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 1.

2 уровень

Ответы: 1 – 2, 2 – 2,

H2SO3 +2NaOH = Na2SO3+ 2H2O

H2S +O2= 2H2O +2SO2

SO2 + CaO= CaSO3

3 уровень

S + O2—> SO2

2NaOH + SO2 —> Na2SO3+ H2O

Na2SO3 + 2HCl —> 2NaCl + SO2 +H2O

1. Установите соответствие:

Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления восстановителя в ней.

Схема реакции

А) PH3 + Cl2 → PCl3 + HCl

Б) H2S + HClO → S + HCl + H2O

В) Br2 + SO2 + H2O → HBr + H2SO4

Изменение степени окисления восстановителя

  1. Э0 → Э-1
  2. Э-3 → Э+3
  3. Э+1 → Э-1
  4. Э+4 → Э+6
  5. Э-2 → Э0

2. «Верны ли утверждения»:

Самопроверка. Ответы (Верны-1,2, 4,6,8,9,10).

VI. Подведение итогов урока

Выставляют друг другу оценки за работу в группе и сдают работы учителю.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

  1. §§ 11-12 упражнения 6. Задачи 1,2 страница 31.
  2. Синквейн о сероводороде и сернистой кислоте.

Инструкция.

Составление синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.

  1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
  3. Подберите к этому слову 3 глагола
  4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
  5. Подберите синоним к этому слову.

Литература:

  1. Учебник Химия 9 класс Г.Е Рудзитис Ф.Г. Фельдман.
  2. З.И. Беляева «Дидактические карточки-задания по химии 9 класс/- М.: Издательский дом «Генжер», 1998. -48с.
  3. ru.wikipedia.org/wiki
  4. yandex.ru/video/search
  5. slovari.yandex.ru/
  6. himulacom.blogspot.ru/
  7. school-collection.edu.ru/