Цель урока:
– формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности
водорослей, роли в природе в природе и жизни человека;
– развитие умений анализировать и систематизировать информацию;
– формирование эмоционального отношения к водорослям.
Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. В. В. Пасечник.
Приёмы: “верные и неверные утверждения”, “инсерт”, “кластер”.
1. Организационный момент.
Обучающиеся приветствуют учителя, садятся в группы.
2. Опрос домашнего задания по прошлой теме осуществляется путём выборочного опроса обучающихся.
3. Объяснение нового материала. Данный этап урока начинается со стадии Вызова. С целью актуализации знаний обучающихся используется приём “Верные и неверные утверждения”. Время на обсуждение 10 минут. Утверждения вначале ребята оценивают индивидуально, затем обсуждают в группах; в конце – обсуждение в классе с аргументацией ответов.
№ | Верные и неверные утверждения | До чтения (слушанья) | После чтения |
1 | Водоросли низшие растения, обитающие только в воде. | ||
2 | Водоросли имеют корни, стебли и листья. | ||
3 | Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточные водоросли, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров. | ||
4 | “Цветение воды” – есть следствие размножения одноклеточных водорослей. | ||
5 | Зелёные водоросли имеют такой оттенок из-за наличия хлорофилла в хроматофоре. | ||
6 | Хламидомонада и хлорелла – одноклеточные водоросли. | ||
7 | Водоросли могут размножаться как половым, таки и бесполым путём. | ||
8 | Спирогира и улотрикс – многоклеточные водоросли. | ||
9 | Филлофора, порфира, радимения – бурые водоросли. | ||
10 | Ламинария – бурая водоросль, которую можно употреблять в пищу. | ||
11 | Бурые водоросли могут обитать да большей глубине, чем красные. | ||
12 | Некоторые виды водорослей входят в состав лишайников. | ||
13 | Ризоиды помогают водорослям добывать питательные вещества из окружающей их воды. | ||
14 | Водоросли способны к фотосинтезу. |
Стадия Содержания. Учитель раздаёт обучающимся текст по теме “Водоросли”, составленный с использованием нескольких учебников и дополнительной литературы. Используется приём “Инсерт”, для этого предлагается 20 минут. Ученики самостоятельно знакомятся с текстом. По ходу чтения ученики на полях страницы ставят пометки: “+” – новая информация, “-“ – думал иначе, “V” – уже знал, “?” – есть вопросы. После чтения обучающиеся заполняют таблицу, систематизируя информацию, с которой познакомились. Ученики делают записи в колонках в виде ключевых слов и словосочетаний.
“V” – уже знал | “+” – новая информация | “-“ – думал иначе | “?” – есть вопросы |
После заполнения таблицы ученики в группе рассказывают о результатах работы, используя в качестве опоры для рассказа ключевые слова и словосочетания. Учитель опрашивает разных учеников о том, какую информацию они запечатлели в своей таблице (начало этапа закрепления учебного материала)
4. Закрепление учебного материала. В конце урока предполагается возвращение к верным и неверным утверждениям. После чтения текста дети снова пишут (уже в третьей колонке таблицы) “верно – неверно”. И затем снова ведётся обсуждение: у кого изменилось мнение и почему (стадия Рефлексии)
5. Задание на дом.
В конце урока учитель предлагает каждому обучающемуся написать телеграмму от имени водоросли, выбрав адресата и тему по своему усмотрению. Все телеграммы зачитываются в группе, а самые интересные – в классе.
Учитель задаёт домашнее задание – параграф по учебнику и составление кластера по теме роли водорослей в природе и жизни человека.
Приложение. Конспект ФГОС.