Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель урока:

– формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе в природе и жизни человека;
– развитие умений анализировать и систематизировать информацию;
– формирование эмоционального отношения к водорослям.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. В. В. Пасечник.

Приёмы: “верные и неверные утверждения”, “инсерт”, “кластер”.

1. Организационный момент.

Обучающиеся приветствуют учителя, садятся в группы.

2. Опрос домашнего задания по прошлой теме осуществляется путём выборочного опроса обучающихся.

3. Объяснение нового материала. Данный этап урока начинается со стадии Вызова. С целью актуализации знаний обучающихся используется приём “Верные и неверные утверждения”. Время на обсуждение 10 минут. Утверждения вначале ребята оценивают индивидуально, затем обсуждают в группах; в конце – обсуждение в классе с аргументацией ответов.

Верные и неверные утверждения До чтения (слушанья) После чтения
1 Водоросли низшие растения, обитающие только в воде.
2 Водоросли имеют корни, стебли и листья.
3 Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточные водоросли, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.
4 “Цветение воды” – есть следствие размножения одноклеточных водорослей.
5 Зелёные водоросли имеют такой оттенок из-за наличия хлорофилла в хроматофоре.
6 Хламидомонада и хлорелла – одноклеточные водоросли.
7 Водоросли могут размножаться как половым, таки и бесполым путём.
8 Спирогира и улотрикс – многоклеточные водоросли.
9 Филлофора, порфира, радимения – бурые водоросли.
10 Ламинария – бурая водоросль, которую можно употреблять в пищу.
11 Бурые водоросли могут обитать да большей глубине, чем красные.
12 Некоторые виды водорослей входят в состав лишайников.
13 Ризоиды помогают водорослям добывать питательные вещества из окружающей их воды.
14 Водоросли способны к фотосинтезу.

Стадия Содержания. Учитель раздаёт обучающимся текст по теме “Водоросли”, составленный с использованием нескольких учебников и дополнительной литературы. Используется приём “Инсерт”, для этого предлагается 20 минут. Ученики самостоятельно знакомятся с текстом. По ходу чтения ученики на полях страницы ставят пометки: “+” – новая информация, “-“ – думал иначе, “V” – уже знал, “?” – есть вопросы. После чтения обучающиеся заполняют таблицу, систематизируя информацию, с которой познакомились. Ученики делают записи в колонках в виде ключевых слов и словосочетаний.

“V” – уже знал “+” – новая информация “-“ – думал иначе “?” – есть вопросы

После заполнения таблицы ученики в группе рассказывают о результатах работы, используя в качестве опоры для рассказа ключевые слова и словосочетания. Учитель опрашивает разных учеников о том, какую информацию они запечатлели в своей таблице (начало этапа закрепления учебного материала)

4. Закрепление учебного материала. В конце урока предполагается возвращение к верным и неверным утверждениям. После чтения текста дети снова пишут (уже в третьей колонке таблицы) “верно – неверно”. И затем снова ведётся обсуждение: у кого изменилось мнение и почему (стадия Рефлексии)

5. Задание на дом.

В конце урока учитель предлагает каждому обучающемуся написать телеграмму от имени водоросли, выбрав адресата и тему по своему усмотрению. Все телеграммы зачитываются в группе, а самые интересные – в классе.

Учитель задаёт домашнее задание – параграф по учебнику и составление кластера по теме роли водорослей в природе и жизни человека.

Приложение. Конспект ФГОС.