Цель
: формирование представления о ветре, как элементе погоды.Задачи урока:
Образовательные:
- формирование основных понятий темы,
- формирование представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением
- показать значение ветра для природы и человека,
Развивающие:
- продолжать формирование умения работать с учебником и дополнительными материалами;
- развивать умение у учащихся самостоятельно добывать знания и формировать
практические умения;
Воспитывающие:
- способствовать формированию интереса к предмету;
- воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, карточки (Приложение 1), презентация (Приложение 2)
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока. Мотивация.
Посмотрите пожалуйста на фотографии. (Слайд 1)
Что объединяет все эти фото? Что позволяет работать мельнице и надувает паруса? (Ветер.)
Сегодня мне нужна ваша помощь. Я готовилась к уроку и нашла текст о ветре, но в нем пропущены некоторые слова Помогите мне их вставить на место. (Слайд 2)
Почему у вас не получается? (Мы многого не знаем.)
Давайте разберемся, что именно вызывает у вас затруднения. (Учащиеся перечисляют: Что такое ветер, Как он образуется. Характеристики ветра. Какие бывают ветры.)
(Учитель записывает это на доске.)
Я предлагаю найти ответы на эти вопросы вместе.
Итак, темой нашего урока будет? (Ветер.)
А задачами урока станут наши вопросы.
Актуализация знаний.
Но для начала давайте вспомним: что такое атмосферное давление?
Каким бывает атмосферное давление?
От чего зависит атмосферное давление?
Что нагревается быстрее: суша или вода? Что остывает быстрее: суша или вода?
Молодцы. Эти знания нам сегодня очень пригодятся.
Получение новых знаний.
В книге К.Чуковского “От 2 до 5” мне попалась интересное высказывание ребенка:
– Папа, да сруби ты уже эту сосну… Она ветер делает. Если ты ее срубишь, станет тихо и я пойду гулять”. (Слайд 3)
Вы согласны с этой версией образования ветра?
Давайте выясним, так это или нет.
Все вы ощущали ветер. Предположите – что вы ощущали. (Воздух.)
Мы знаем, что воздух может перемещаться. Давайте построим схему перемещения воздуха, например над сушей и водой. (Работа учащегося у доски по составлению схемы с помощью класса.)
Днем от солнца нагревается быстрее ….(суша) что происходит с воздухом? (Он расширяется, становится легче и поднимается вверх.) Какое давление здесь образуется? (низкое), Вода нагревается дольше, поэтому здесь прохладнее и воздух….(становится тяжелее и опускается). Какое давление образуется здесь? (Высокое.) А что происходит с воздухом около земной поверхности? (Он будет перемещаться вдоль земной поверхности из области высокого давления в область низкого давления.)
Что же является причиной образования ветра? Сосна делает ветер? Девочка права? (Нет, причина – разница в атмосферном давлении.)
Мы получили ответ на первые два вопроса? (Да.)
Что же такое ветер и в чем причина его образования? (Запись в тетрадь.)
Перед вами значения атмосферного давления. Покажите с помощью стрелок, как будет формироваться ветер. (Слайд 4) (Работа с помощью интерактивной доски и функции презентации “Фломастер”.)
А где мы ежедневно можем слышать о ветре? (В прогнозе погоды.)
В одном из прогнозов говорилось “Ветер северный, 5–10 м/с.” (Слайд 5). Объясните, о чем идет речь? (Предположения учащихся.)
Найдите в учебнике объяснение. (Работа с текстом учебника.)
Беседа по вопросам: СО каких характеристиках идет речь в прогнозе? (Слайд 6)
Как определяется направление ветра?
От чего зависит и в чем измеряется скорость ветра?
Какой показатель зависит от скорости ветра?
Как оценивают силу ветра? (Работа по шкале.) (Слайд 7)
Что позволяет определить направление и скорость ветра? (направление – флюгер, а скорость – анемометр.) (Рис. учебника.)
Перед вами уже знакомый нам слайд. Укажите, в каких случаях ветер будет сильнее, объясните, почему вы так решили. (Слайд 8)
Упражнение на определение направления ветра. (Слайд 9). Расставьте стороны горизонты. Укажите с помощью стрелки необходимое направление. Далее учитель называет направление ветра, а учащиеся по очереди выполняют упражнение на доске. (Работа с помощью интерактивной доски и функции презентации “Фломастер”.)
На какой вопрос мы смогли ответить? Характеристики ветра. Назовите и объясните их.
Нам осталось ответить на последний вопрос.
Какими же бывают ветры?
В атмосфере существуют разные ветры. Одни из них очень мощные, огромные по размерам, охватывают большие территории. Например – муссон.
А есть ветры, которые дуют на небольших территориях и называются местными. К ним относятся бриз, самум, бора.
Я предлагаю рассмотреть наиболее известные – бриз и муссон. (Слайд 10)
Пользуясь учебником и своими знаниями о перемещении воздуха в зависимости от температуры:
- определите особенности бриза и муссона
- объясните их образование
- составьте на карточках схемы образования ветров. (Приложение 1)
- могут ли эти ветры образоваться у нас? Почему?
Для этого разделимся на две команды и посмотрим, какая из них справится быстрее и правильнее. Первая команда называется “Бриз”, вторая – “Муссон”
Отчет команд.
Закрепление (Возвращение к пробному действию).
Как вы думаете, теперь мы сможем заполнить карточки, которые вызвали у нас затруднение в начале урока? Давайте попробуем.
Заполнение текста на слайде. (Слайд 11)
Молодцы!
Рефлексия.
Дополните предложение, выбрав любую фразу. (Слайд 12)
Сегодня я узнал…..
Было интересно….
Я понял, что…..
Теперь я могу……
Я научился…..
Домашнее задание. П. 29. Найдите существующие в мире названия ветров и объяснения к ним. Ответьте на вопрос: “Что такое роза ветров?” (Слайд 13)