Цель: показать, как поэты воспевают весну, подснежники, апрель.
Задачи:
– познакомить с содержанием стихотворений;
– учить определять настроение стихотворение;
– учить выделять средства лексической выразительности;
– работать над выразительным чтением;
– совершенствовать навык чтения целыми словами;
– развивать эмоциональную сферу, учить детей чувствовать эмоциональное
содержание слов, конструкции;
– развивать память, внимание, речевые умения;
– воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.
Средства обучения:
– мультимедиа;
– презентация;
– портреты А. Майков, Т. Белозёров, С Маршак;
– иллюстрация С. Маршак “Круглый год”;
– загадки о весне;
– запись композиции “Времена года” П. И. Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка рабочего места.
II. Работа по развитию речи, творческого воображения.
– Ребята, отгадайте загадку. (Презентация. Слайд 2)
На земле живут сестрички:
У сестричек – по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает.
– Что же это за сестрички?
– А что же это за первая сестричка?
– Ребята, а вы любите весну? Почему?
III. Проверка домашнего задания
– Как называется раздел литературного чтения, с которым мы познакомились на
прошлом уроке?
– Какие произведения поэтов вам особенно понравились? (Дети рассказывают
выученные наизусть произведения.)
IV. Введение в тему. Речевая разминка.
– Прочтите, составьте слова по таблице:
(Грибок Грибной
Грибы Грибник
Грибочек Грибники)
– На уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов. Будем учиться читать выразительно их стихотворения, анализировать знаменитые строки поэтов, понимать настроение авторов.
Аполлон Николаевич Майков. (Слайд 3)
Русский поэт, переводчик. Родился в 1821 году в Москве, в семье живописца. Получил домашнее образование. В семье выпускался рукописный журнал “Подснежник” и альманах “Лунные ночи”, в которых и появились первые стихи будущего поэта. В 1842 году был опубликован первый поэтический сборник поэта, в котором широко была представлена пейзажная лирика.
– Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (На фоне спокойной музыки учитель читает стихотворение.)
А. Майков “Весна”.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
– Как вы понимаете слово “ сквозистый”?
– Какое настроение передаёт автор в этом стихотворении?
– Какое чувство передаёт автор?
– Какие чувства возникли в вашем сердце?
– Давайте прочитаем выразительно это стихотворение.
– Когда вы читаете стихотворение, что вы видите?
– Прочитайте ещё раз стихотворение.
V. Физкультминутка.
Тимофей Максимович Белозёров
Большинство произведений Т.Белозёрова посвящено сибирской природе, детству. Читая сказки Т.Белозёрова хочется стать чуточку добрее и лучше. Любить свою малую Родину так, как любит её Тимофей Максимович Белозёров. (Слайд 4)
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину,
описанную автором в стихотворении.
– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами: (Слайд 5)
сне-гу-роч-ка – снегурочка
про-во-жа-та-я – провожатая
пе-чаль-на-я – печальная
пла-ка-ла – плакала
тро-га-я – трогая
сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.
– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
– О чем это стихотворение?
– Какое настроение оно создает?
– С какой интонацией надо его читать?
– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.
– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?
– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.
VI. Физкультминутка.
Самуил Яковлевич Маршак. (Слайд 6)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением о весне автором, которого
является Самуил Яковлевич Маршак.
– Кто знает произведения С.Я. Маршака? (Слайд 7)
– Книга “Времена года” Маршака написана, о каждом из времен врем года.
– Сейчас мы послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского “Времена года”
(“Апрель”). (Слайд 8)
– Какое настроение передал композитор в музыке?
– Что вы представили, слушая эту музыку?
– Отшумели вьюги. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна.
Хорошо вокруг! В лесу появились первые цветы. Снег начинает таять. Воздух чистый
и прозрачный. Музыка апреля похожа на вальс.
– Кто автор следующего стихотворения? (С.Я.Маршак “Апрель”.)
– Прочтите название стихотворения.
– Прочтите слова, сначала по слогам, а затем целыми словами: (Слайд 9)
му-ра-вьи – муравьи
про-би-ра-ет-ся – пробирается
ва-леж-ник – валежник
рас-цвёл – расцвёл
– Объясните значение слов: (Слайд10)
Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.
Стужа – мороз, холод.
Пробирается – медленно и тяжело идет.
– Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передает это
стихотворение?
– О каких признаках весны вы прочли?
– Прочитайте слова, которые рифмуются:
апрель – капель
лужи – стужи
ручьи – муравьи
медведь – петь
валежник – подснежник.
– Каким близким по значению словом можно заменить слово “сквозь”? (Словом
“через”.)
– Прочтите стихотворение выразительно.
VII. Домашнее задание.
– Учить наизусть стихотворение С.Я.Маршак “Апрель”.
VIII. Подведение итогов (оценка деятельности учеников). (Слайд 11)
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– О чем эти произведения?
– Какое из них вам понравилось больше всего?
– Почему?
– Спасибо за работу.