Работа с родителями в ДОУ

Разделы: Работа с родителями


Введение.

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)

Эта цитата, по моему мнению, должна быть одной из основополагающей в работе педагогов и специалистов детского сада, куда родители приводят самое дорогое, что есть в жизни – это ребенка. Зачастую, мы сталкиваемся с проблемами в воспитании детей, с психологической и педагогической неграмотностью родителей. Это происходит по ряду причин и наша задача как специалистов в области педагогики, научить родителей эффективно влиять на полноценное и гармоничное развитие своих детей.

Система работы с семьей.

Одними из главных принципов работы с родителями является плановость и систематичность. После установления доверительных отношений, нужно работать над повышением мотивации к совместной деятельности. На этом этапе родители охотно подключаются к участию в жизни группы, а позже и всего ДОУ. Конечно, таких родителей не много, но и те единицы, которые прониклись жизнью группы, до конца пребывания ребенка в детском саду, становятся надежными и активными помощниками и единомышленниками педагогов и специалистов ДОУ.

Формы работы.

Я не отступаю от традиционных форм работы с родителями. Это и лекции, и консультации, и беседы, и семинары. В виду большой занятости нынешних родителей, я активно использую стендовые консультации. Педагоги групп, активно привлекают родителей к участию в подготовке и проведении праздников, открытых занятий, проектной деятельности. Очень эффективна совместная деятельность родителей и детей, под руководством опытного педагога, например, развлекательно – игровые досуги.

Цели работы.

Можно выделить множество целей работы с родителями, но я выделила, самые важные, по моему мнению:

1. Формирование доверительных отношений, с целью дальнейшего продуктивного общения.
2. Повышение мотивации родителей на взаимодействие с педагогами.
3. Помощь родителям в выборе правильной тактики при взаимодействии со своими детьми.
4. Привлечение родителей к осмыслению проблем воспитания на основе учета возрастных особенностей своих детей.
5. Повышение психологической культуры и устранение дефицита психологических знаний, необходимых для полноценного взаимодействия с ребенком.
6. Формирование позиции активного участника образовательного процесса.

Психологическое просвещение.

Известно, что ребенку для обеспечения условий здоровой и полноценной жизни необходим взрослый человек.

Ответственность за развитие и полноценное взросление ребенка лежит на значимых взрослых. И сегодня не требуется дополнительных доказательств, что только в сотрудничестве семьи и образовательного учреждения возможно оказание эффективного влияния на полноценное и гармоничное развитие детей.

Целенаправленная работа с семьей образовательного учреждения, включающая в свою структуру психологическую службу, представляет собой чрезвычайно актуальное и значимое направление деятельности.

И поэтому одним из приоритетных направлений деятельности психологической службы нашего учреждения выбрано психологическое просвещение.

Специфика психологического просвещения в условиях образовательного учреждения состоит в том, что оно носит и профилактический и образовательный характер.

В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и педагогов.

Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, пониманию окружающего, включая сферу человеческих взаимоотношений.

Очевидно, что психологическое просвещение связано с психологической профилактикой, предполагающей предупреждение возникновения депривационных типов развития и явлений дезадаптации детей, разработку конкретных рекомендаций родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования, развития ребенка.

Организация просветительской работы с родителями.

1. Родительские собрания.

Это очень удобная форма работы с родителями, так как охватывается максимальное количество родителей. На собраниях я выступаю с тематическими лекциями. Тему лекций выбираю исходя из предварительного опроса родителей, учитывая актуальность проблемы, возрастную группу. Так же мы практикуем на собраниях, выступление кого– либо из родителей об опыте семейного воспитания.

2. Организация в группах стенда под названием “уголок для родителей”. На стендах вывешивается информация для родителей в виде стендовых консультаций на актуальные и интересующие темы, памятки, план работы и результаты работы психолога с данной группой, о расписании мероприятий, в которых могут принять участие родители.

Хотелось бы назвать несколько рекомендаций по оформлению этого стенда.

Одно из первых правил – это привлечение внимания родителя. Для этого стенд должен быть на виду и красочно оформлен.

– Текст на листе не должен быть сплошным, а чередоваться с иллюстрациями, фотографиями.
– Информация на стенде должна быть динамичной, поэтому раз в две недели информация обязательно должна обновляться.

3. Папка психолога.

В каждой группе оформлена папка психолога, где каждый родитель так же может получить информацию на разные темы, касающиеся воспитанию и обучению своего ребенка, посмотреть фотографии своих детей на занятиях, на прогулке, в столовой и т. п.

4. Индивидуальные консультации.

Оценка эффективности работы.

Любая работа, правильно проводимая психологом должна принести результаты. Чтобы провести оценку именно просветительской деятельности, я выделила для себя несколько критериев:

  1. Увеличение частоты обращений к психологу, к педагогу за консультацией и изменение характера вопросов от родителей к психологу, к педагогам, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей, желание их совершенствовать.
  2. Рост посещаемости родителями собраний, а так же стремление родителей анализировать свой опыт и опыт других родителей.
  3. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своей деятельности, проявление интереса к педагогической литературе и ее использование, активное участие родителей в жизни учреждения.

Очень эффективно работает в нашем дошкольном учреждении обратная связь с родителями. По множеству разных причин, родитель не всегда может лично посетить психолога, логопеда,админтстрацию дошкольного учреждения. Поэтому, около своего кабинета, я повесила небольшой яркий, привлекающий внимание, ящичек. Это почта психолога, куда родители смогут опускать письма разного характера: записывать волнующие и интересующие темы, которые они бы хотели обсудить или получить информацию на родительских собраниях, свои замечания и пожелания для педагогов, администрации и специалистов детского сада. После появления почты, обращений родителей (пусть в большинстве случаев – анонимных) возросло втрое. Что стало для меня самым неожиданным, так это обращение на нашу почту детей (писали письма предварительно дома, совместно с родителями. Опять же плюс – совместная деятельность ребенка и родителя дома.) Таким образом, мы получаем информацию о проблемах, с которыми сталкиваются родители, но по каким – либо причинам не могут их озвучить, и непременно пытаемся их решить.

Буду рада, если мой опыт работы был интересен или поможет кому – нибудь в нашей нелегкой работе. Хочу закончить словами замечательного и любимого мной педагога А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.