Урок истории по теме "Политический кризис накануне революции 1917 года". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Курс: История России.
Раздел: Россия на рубеже XIX–XX веков.
Класс: 9.

Учебно-методическое обеспечение: учебник для 9 класса “История России, XX – начало XXI века: для общеобразовательных. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М.Ю.Брандт. М.: Просвещение, 2010 г.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Microsoft Power Point; схема “Последствия Первой мировой войны”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – трансформер: расследование в жанре политического детектива.

Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких как индивидуальная, фронтальная и групповая работы, эвристическая беседа.

Используемые технологии: элементы ТРКМ и ИКТ, игровые технологии.

Методы: частично-поисковый, проблемно-эвристический, исследовательский методика работы с историческими документами.

Оснащение: компьютер; экран; мультимедийный проектор, флипчат, раздаточный материал для работы в группах, фотографии императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, Григория Распутина, пластиковая маска из игры “Мафия”, черная шляпа.

Основные понятия и термины: (словарик с терминами распечатан на каждого ученика и находится у него на парте)

На доске записаны только выделенные курсивом термины.

Министерская чехарда
Политический кризис

Кувырк-коллегия
Прогрессивный блок
великокняжеская фронда
Распутинщина

Либеральная оппозиция
Придворная камарилья

Коррупция

Цель урока: На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привели её к политической изоляции, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выяснить влияние Первой мировой войны на внутриполитическую ситуацию в стране;
  • познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами, и закрепить их усвоение при работе с документами;
  • раскрыть причины политического кризиса 1916–1917 гг. в России,; показать факты его проявления и последствия для дальнейшего исторического развития страны.

Развивающие:

  • закрепить умения анализировать исторические факты, делать выводы, выявлять причинно -следственные связи; отвечать на вопросы к документам;
  • развивать умение работать в команде, умение приходить к общему решению.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности, толерантности, уважения к чужому мнению;
  • интереса к изучению истории России через использование инновационных технологий.

План урока:

1. Завязка с использованием презентации “Портреты для Джона Скэйла”.
2. Стадия осмысления: формирование групп, работа в группах с историческими документами ,ответы на вопросы, заполнение схемы.
3. Отчёт групп. Выводы.
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

Стадия вызова. (Приложение 1)

Учитель включает музыкальное сопровождение – завывающий вой вьюги. И через 3 секунды выводит Слайд 1 на экран.

Декабрь 1916 года. Петроград. Ночь, улица, фонарь, аптека. Все допропорядочные жители города спят. Только не спит…? (достаю маску) – реакция учеников (мафия). НЕТ!... В доме на Петровском острове не спит один человек. Он сидит за столом, в комнате, с наглухо задернутыми тяжелыми зелеными шторами. Кто он? Это агент британской разведки капитан Джон Скэйл. (На маску надеваю шляпу.)

– Перед ним на столе ворох просмотренных газет. Сейчас он раскладывает пасьянс, (Слайд 2) но не карточный. В его руках фотографии ключевых фигур в российской политике. Давайте узнаем – кого?

а экране демонстрируется презентация – изучение нового материала.) Приложение 1.

К каким выводам пришел Джон Скэйл? Ответы учащихся.

Учитель: Давайте посмотрим, совпали ли ваши ответы с его выводами или нет.

Демонстрация Слайда 12.

Выводы Джона Скэйла:

  1. Личные и деловые качества министров явно недостаточны для серьезного руководства страной.
  2. Многие министры правительства попали под жестокий обстрел печати, превратились в удобную мишень для насмешек.
  3. Министры не пользуются уважением в обществе, о чем свидетельствуют едкие, саркастические эпиграммы.
  4. Большинство министров является ставленниками Распутина.
  5. Министерская чехарда свидетельствует о кризисе власти.
  6. Верхние эшелоны власти неспособны найти действенные меры, адекватные сложившейся ситуации.

Учитель: Предположите, зачем он собирает и анализирует материал? Для чего ему это нужно?

Ответы учащихся.

Да. Вы правы! Он составляет аналитическую справку своему руководству о ситуации в России накануне нового 1917 года. Чтобы там ,на родине, в туманном Альбионе, смогли правильно оценить дальнейшую перспективу участия России, как союзника Великобритании, в Первой мировой войне.

Итак, у нас сегодня урок в жанре политического детектива.

Целеполагание.

Учитель: Может кто-то из вас теперь догадался о чем сегодня на уроке пойдет речь и попробует сформулировать тему урока?

Варианты ответов учащихся.

“Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны”, “ На пути к 1917 году”, “Обострение внутриполитической ситуации в стране в 1916 г”…

Учитель: Раз это политический детектив, давайте сохраним интригу до конца.

Ваша цель: К концу урока на основе полученной сегодня информации, как можно точнее сформулировать тему урока. Может быть что-то можно взять из документов (распечатки терминов с их объяснением лежат на столах перед учениками – показ учителя) и составить донесение шефу британской разведки МИ-6 от имени Джона Скэйла.

2-й этап – Стадия осмысления:

Формирование групп (в маске лежат фрагменты исторических документов, которые промаркированы разного цвета стикерами. Ученики подходят и берут их). Читают, каждый свой документ, определяют к какому термину он имеет отношение, идут к доске и прикрепляют напротив термина свой стикер. Когда все это сделают, получится несколько стикеров напротив разных терминов. По цвету своего стикера – ребята видят в какую группу они попали и, объединяются друг с другом. Сдвигают парты и садятся за них для продолжения работы над документами, которыми теперь они обмениваются, чтобы сформулировать общие выводы и ответить на вопросы к документам. Это и есть способ формирования групп. Теперь им осталось дать своей группе название, так как именно под ним они и будут выступать.

Выбрав логотип на доске, предположите какие названия групп могут быть, или по каким принципам они формируются.

1-я группа – депутаты Государственной думы либеральная оппозиция.

2-я группа – представители власти придворная камарилья.

3-я группа – армия, – командование военные -генералитет.

4-я группа – учитель формулирует сам аналитки.

Самый сильный ученик заранее объявляется экспертом, он входи в группу “Аналитиков”.

Если кто-то из учеников не может правильно определиться с группой, он подходит к эксперту, который помогает ему сделать правильный выбор.

Каждая группа получает пакет материалов в конвертах: (термины, пустую схему, которую нужно заполнить и рабочие листы с заданиями).

1) Прочитать исторические документы и подготовить ответы на вопросы.

2) Ознакомиться с терминами и выбрать те, которые имеют отношение к их группе.

3) Заполнить схему по кризису. (Приложение 3)

4) Группа выходит к доске, выбирает себе логотип, представляется классу свое название, по какому принципу она сформировалась и отвечает на вопросы, используя цитаты из документов.

Учитель:

Как повлияла война на отношение к монархии и к царской семье в разных слоях общества? 1. Россия на рубеже 1916 и 1917 гг. находилась в тяжелом положении. Война истощала силы страны и подрывала ее хозяйство.2. Военные неудачи и прочие беды государства объясняли неспособностью императора Николая II руководить огромной державой.3. Либеральная и социалистическая оппозиция делает ставку на ограничение самодержавия или его полное свержение.

Какие факты свидетельствовали о политическом кризисе в стране к началу 1917 года? В чем он проявлялся? Подтвердите примерами из документов .

1. Поражения русской армии в 1915–1916 гг. обострили ситуацию в стране: разрасталось забастовочное движение, происходили выступления крестьян, начались волнения в армии.

2. Работа правительства была дезорганизована. В думе антиправительственное большинство потребовало формирования правительства, ответственного перед парламентом.

3. Николай II проявил неспособность управлять ситуацией. Не идя на уступки общественному движению, принимая непопулярные меры, он провоцировал падение своего авторитета и новый подъем недовольства и протестов.

4. Правые уповали на мудрость монарха, либералы разрабатывали планы дворцового переворота, немногочисленные социал-демократы и эсеры пытались организовать рабочих.

После выступления всех групп, они занимают свои места и готовят совместную итоговую справку Джона Скэйла шефу британской разведки. Зачитывают ее и дают свою формулировку темы урока.

Учитель: Какую информацию отправил английский разведчик Джон Скэйл своему руководству?

Первая мировая война обострила ситуацию в России до предела. В стране экономический и политический кризис (кризис власти – конфронтация между самодержавием и оппозицией – ГД; назревание революции; возможен выход России из войны и потеря ее как союзника, возможна переброска и сосредоточение немецких войск с Восточного фронта на Западный).

На флипчате один из учеников 4 группы “Аналитиков” заполняет и объясняет схему “Последствия Первой мировой войны”. (Приложение 3)

4. Подведение итогов.

Выводы:

Учитель: К концу 1916 года высшая государственная власть оказалась дискредитирована цепью скандалов вокруг Г. Е. Распутина и его окружения. Возмущение распутинщиной достигло уже российских вооружённых сил – как офицерства, так и нижних чинов. Роковые ошибки царя в сочетании с потерей доверия к царской власти привели её к политической изоляции, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции.

Какие причины привели к ней?

(Внешние – первая мировая война, и внутренние – экономический и политический кризис.)

Никто не знает конца своего пути– не только люди , но и режимы. Режим царской власти в России, накопивший критическую массу ошибок и утративший всякую историческую перспективу, вплотную подошел к своему крушению.

Рефлексия. Составить синквейн по теме урока. используя новые понятия и термины.

Домашнее задание: дифференцированное по выбору самих учащихся.

  • Рабочая тетрадь ,стр.32 № 4, 5
  • В рабочей тетради стр.33 задание № 6: “По высказываниям определите о ком идет речь? Напишите сочинение миниатюру о роли этого человека в русской истории.
  • Учебник 9 класса, стр.72 № 1: Правый депутат Государственной думы В.В.Шульгин приводит фразу, которую часто повторяли в Петербурге в 1916 г: “ Как ужасно самодержавие без самодержца”. Почему в обществе , по вашему мнению, появилось ощущение, что самодержавие осталось без самодержца , ведь Николай находился на престоле?

Приложение 2. Документы.

Список использованной литературы:

  1. Игорь Фроянов. История России от древнейших времен до начала XX века. http://wordweb.ru/istoriya_rossii/11_22.htm
  2. Николай Красильников, http://tnu.podelise.ru/docs/index-235878.html
  3. Федоров В.А. ИСТОРИЯ РОССИИ. 1861 – 1917http://rusk.ru/st.php?idar=103278
  4. История России XX – начала XXI века Под редакцией академика РАН Л. В. Милова.
  5. http://www.telenir.net/istorija/istorija_rossii_hh_nachala_xxi_veka/p1.php#metkadoc24
  6. Кризис самодержавия в России: 1895 – 1917. Л., 1984
  7. История России в XX веке (Поликарпов В.С., Лысак И.В.) Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ. 2003http://txtb.ru/14/25.html