Задачи:
Обучающие:
- Формировать навыки техники безопасности при работе с веществами при проведении эксперимента.
- Способствовать развитию исследовательских компетенций на примере химических свойств кислорода.
- Развивать умение составлять уравнения химических реакций, умение делать выводы
Развивающие: продолжить развивать внимание и логическое мышление учащихся.
Воспитательные: продолжить формировать умение объективно оценивать результаты своего труда, формировать умения учащихся работать в паре.
1. Здравствуйте ребята и уважаемые гости.
2. Организационный момент.
3. Послушайте стихотворение:
Он повсюду и везде,
В камне, в воздухе, в воде,
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
– О каком веществе идёт речь в стихотворении?
На одной из площадей города Лидса (Англия) стоит бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века. Поворот головы, выражение лица, пристальный взгляд выражают внимание и терпеливое ожидание результата. В правой руке он держит линзу, в левой руке тигель с ртутной окалиной. Этот известный химик был запечатлен в момент проведения знаменитого опыта – получение кислорода при накаливании оксида ртути в 1774 г.
– О каком химике идет речь?
(Речь идёт о знаменитом английском химике Джозефе Пристли.)
В 1771 г. Пристли открыл фотосинтез. Он обнаружил, что воздух, испорченный горением или дыханием, становится вновь пригодным для дыхания под действием зеленых растений. В 1778 г. он доказал, что при фотосинтезе растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Кислород впервые выделил в 1770 году знаменитый шведский химик Карл Шееле. Он получил кислород несколькими способами. Один из них – разложение перманганата калия при нагревании.
Антуан Лоран Лавуазье, французский ученый, исследовал свойства кислорода и создал кислородную теорию горения. Он разделяет с Джозефом Пристли и Карлом Шееле честь открытия химического элемента.
Сегодня вы сможете самостоятельно повторить открытие Карла Шееле и исследовать свойства кислорода.
Сформулируйте тему практической работы:
(Учащиеся: “Получение кислорода и исследование его свойств”.)
– Какая цель стоит перед нами?
(Учащиеся: получить кислород и изучить свойства кислорода.)
Запишите цель в технологические карты (Приложение 1).
– Давайте вспомним, из каких веществ получают кислород в лаборатории:
(Учащиеся: из перманганата калия KMnO4, воды H2O под действием электрического тока, из перекиси водорода Н2О2)
– Какое оборудование необходимо для получения кислорода?
(Учащиеся: газоотводная трубка, пробирка, химический стакан, лучина, спиртовка, держатель.)
Запишите вещества и оборудование в технологическую карту.
Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним ПТБ при работе.
– Как правильно зажигать спиртовку?
(Учащиеся: спичкой, предварительно поправив диск на спиртовке.)
– Как правильно нагревать пробирку?
(Учащиеся: в верхней части пламени, сначала всю пробирку, а потом ту часть, где находится вещество.)
– Какими способами собирают кислород?
(Учащиеся: методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды.)
– На каком физическом свойстве кислорода основан метод вытеснения воздуха?
(Учащиеся: кислород тяжелее воздуха.)
А сейчас перейдем непосредственно к эксперименту. На столах у вас лежат инструкционные карты (Приложение 2). Согласно инструкции получите кислород и результат занесите в технологические карты.
Ознакомьтесь с содержанием инструкционных карт.
Беседа по ходу работы.
– Как доказать наличие кислорода в стакане? (Учащиеся: тлеющая лучина
разгорается ярче.)
– Как происходит горение веществ в кислороде?
– Мы закончили выполнение практической части работы.
Зашифруйте вопросы (1–6) ответами (а–е) результаты запишите в технологические карты.
1. Защищает от избытка УФ-лучей; а. О3
2. Создает климат; б. SO2
3. Отвечает за “парниковый эффект”; в. Оксиды азота
4. При наличии данного вещества в воздухе возникают “кислотные
дожди”; г. СО2
5. Создает смог в больших городах; д. О2
6. Данный газ помогает дыханию живых существ. е. Н2О
Задача.
Вычислите массовую долю кислорода (в %) в малахите (CuOH)2CO3.
Сколько молекул содержится в 3 моль кислорода?
Итог урока.
Сегодня вы научились получать кислород в лабораторных условиях реакцией разложения перманганата калия методом вытеснения воздуха и доказали наличие кислорода тлеющей лучиной.
Рефлексия.
Сейчас я предлагаю вам продолжить три предложения, записанных на доске.
– Сегодня я узнал……..
– Было интересно……
– Было трудно………
– Я понял, что………..
– Теперь я могу……….
– Я почувствовал, что……..
– Я приобрел…………
– Я научился ……….
– У меня получилось……
– Я смог …………….
– Меня удивило…….
– Мне захотелось……...
Домашнее задание.
1. Задача.
Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме.
2. Что делается в нашей местности для поддержания определенного содержания кислорода в воздухе? В чем может заключаться ваше участие в этой деятельности?