Урок химии по теме "Получение кислорода и исследование его свойств"

Разделы: Химия


Задачи:

Обучающие:

  • Формировать навыки техники безопасности при работе с веществами при проведении эксперимента.
  • Способствовать развитию исследовательских компетенций на примере химических свойств кислорода.
  • Развивать умение составлять уравнения химических реакций, умение делать выводы

Развивающие: продолжить развивать внимание и логическое мышление учащихся.

Воспитательные: продолжить формировать умение объективно оценивать результаты своего труда, формировать умения учащихся работать в паре.

1. Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

2. Организационный момент.

3. Послушайте стихотворение:

Он повсюду и везде,
В камне, в воздухе, в воде,
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.

– О каком веществе идёт речь в стихотворении?

На одной из площадей города Лидса (Англия) стоит бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века. Поворот головы, выражение лица, пристальный взгляд выражают внимание и терпеливое ожидание результата. В правой руке он держит линзу, в левой руке тигель с ртутной окалиной. Этот известный химик был запечатлен в момент проведения знаменитого опыта – получение кислорода при накаливании оксида ртути в 1774 г.

– О каком химике идет речь?

(Речь идёт о знаменитом английском химике Джозефе Пристли.)

В 1771 г. Пристли открыл фотосинтез. Он обнаружил, что воздух, испорченный горением или дыханием, становится вновь пригодным для дыхания под действием зеленых растений. В 1778 г. он доказал, что при фотосинтезе растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Кислород впервые выделил в 1770 году знаменитый шведский химик Карл Шееле. Он получил кислород несколькими способами. Один из них – разложение перманганата калия при нагревании.

Антуан Лоран Лавуазье, французский ученый, исследовал свойства кислорода и создал кислородную теорию горения. Он разделяет с Джозефом Пристли и Карлом Шееле честь открытия химического элемента.

Сегодня вы сможете самостоятельно повторить открытие Карла Шееле и исследовать свойства кислорода.

Сформулируйте тему практической работы:

(Учащиеся: Получение кислорода и исследование его свойств”.)

– Какая цель стоит перед нами?

(Учащиеся: получить кислород и изучить свойства кислорода.)

Запишите цель в технологические карты (Приложение 1).

– Давайте вспомним, из каких веществ получают кислород в лаборатории:

(Учащиеся: из перманганата калия KMnO4, воды H2O под действием электрического тока, из перекиси водорода Н2О2)

– Какое оборудование необходимо для получения кислорода?

(Учащиеся: газоотводная трубка, пробирка, химический стакан, лучина, спиртовка, держатель.)

Запишите вещества и оборудование в технологическую карту.

Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним ПТБ при работе.

– Как правильно зажигать спиртовку?

(Учащиеся: спичкой, предварительно поправив диск на спиртовке.)

– Как правильно нагревать пробирку?

(Учащиеся: в верхней части пламени, сначала всю пробирку, а потом ту часть, где находится вещество.)

– Какими способами собирают кислород?

(Учащиеся: методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды.)

– На каком физическом свойстве кислорода основан метод вытеснения воздуха?

(Учащиеся: кислород тяжелее воздуха.)

А сейчас перейдем непосредственно к эксперименту. На столах у вас лежат инструкционные карты (Приложение 2). Согласно инструкции получите кислород и результат занесите в технологические карты.

Ознакомьтесь с содержанием инструкционных карт.

Беседа по ходу работы.

– Как доказать наличие кислорода в стакане? (Учащиеся: тлеющая лучина разгорается ярче.)
– Как происходит горение веществ в кислороде?
– Мы закончили выполнение практической части работы.

Зашифруйте вопросы (1–6) ответами (а–е) результаты запишите в технологические карты.

1. Защищает от избытка УФ-лучей; а. О3
2. Создает климат; б. SO2
3. Отвечает за “парниковый эффект”; в. Оксиды азота
4. При наличии данного вещества в воздухе возникают “кислотные дожди”; г. СО2
5. Создает смог в больших городах; д. О2
6. Данный газ помогает дыханию живых существ. е. Н2О

Задача.

Вычислите массовую долю кислорода (в %) в малахите (CuOH)2CO3.

Сколько молекул содержится в 3 моль кислорода?

Итог урока.

Сегодня вы научились получать кислород в лабораторных условиях реакцией разложения перманганата калия методом вытеснения воздуха и доказали наличие кислорода тлеющей лучиной.

Рефлексия.

Сейчас я предлагаю вам продолжить три предложения, записанных на доске.

– Сегодня я узнал……..
– Было интересно……
– Было трудно………
– Я понял, что………..
– Теперь я могу……….
– Я почувствовал, что……..
– Я приобрел…………
– Я научился ……….
– У меня получилось……
– Я смог …………….
– Меня удивило…….
– Мне захотелось……...

Домашнее задание.

1. Задача.

Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме.

2. Что делается в нашей местности для поддержания определенного содержания кислорода в воздухе? В чем может заключаться ваше участие в этой деятельности?